«Сити Стары» вернутся на рельсы после обследования путей: что не так с «Городскими звёздами» и кто в этом виноват
Семь новеньких вагонов «City Star» с конца 2017-го года томятся в трамвайном депо. Восьмой наводит последний лоск на специально купленном по этому поводу подъёмнике. Капризные «Городские звёзды» после многочисленных ремонтов вновь готовы выйти на городские рельсы, но готовы ли к этому рельсы – пока не известно (спойлер – скорее всего нет). Ноябрьское обследование показало, что 90% трамвайных путей на предельном износе. Ещё одно, которое решит ближайшее будущее «Сити Старов», начали проводить 29 мая вечером. Что не так с «Городскими звёздами», трамвайными путями и какой трамвай самый крепкий – в материале ТИА.
Тверской трамвай в цифрах:
«Городские звёзды» обошлись бюджету почти в 267 миллионов рублей.
Пять были куплены по 30 миллионов за штуку в 2015 году, ещё три взяли в лизинг.
Первые вагоны «City Star» вышли на рельсы в День города три года назад, тверскому трамваю прочили новую жизнь. И даже рисовали соответствующие граффити. Но «Городские звёзды» на то и звезды, что светить не всем и каждому. Трамваи стали быстро и вероломно ломаться.
Капризные «Городские звёзды»
- Изначально речь шла о неисправных чешских редукторах, - рассказал директор МУП «ПАТП-1» Артур Сычёв. – К нам приезжали чехи, мы долго разговаривали, но каждый остался при своём.
Сломанные подшипники всё же заменили, но ломаться от этого меньше «Сити Стары» не стали. Из-за отвратительного состояния тверских рельсов у трамваев начали лопаться пружины:
- У «Сити Стара» мягкий ход, в том числе, благодаря системе пружин. На них и идет основная нагрузка при движении. А одна новая пружина стоит 8 тысяч рублей.
Тележка «Татры», конечно, более жесткая, но балки тоже ломаются. Эту зиму, например, не пережили две балки:
Чтобы вы понимали, балка "Татры" - это вот эта огромная штука:
Порванные крепления балок подаренных Москвой «КТМов»:
Ещё одна серьёзная сложность, с которой пришлось столкнуться – невозможность заменить и обточить постоянно изнашивающиеся бандажи колёс. Если в «Татрах» и «КТМах» колёса находятся по краям тележки, то в «Сити Старе» - внутри, прямо за балкой. В тверском трампарке оборудования, на котором можно было бы произвести необходимый ремонт, не было.
Добавьте к этому очень низкий клиренс (всего 10 сантиметров), из-за которого вода попадает в тормоза и перегорают двигатели.
Детали капризных вагонов смазывают исключительно рекомендованными смазками, а масло заливают только одной немецкой марки.
В общем, над недостатками, которые выявлялись во время эксплуатации в суровых тверских реалиях, думали и работали всем миром: изготовители – ПК «Транспортные системы», Вагонзавод, МУП «ПАТП-1». По сути первые и, видимо, экспериментальные образцы доводили до ума в Твери.
С ноября 2017-го года до сегодняшнего дня «Сити Стары» ещё не выходили на рельсы.
Сложный 2017 и конец гарантии
2017-й год выдался для «Городских звезд» крайне сложным. Больше двух месяцев продержаться на скользких тверских рельсах капризные «звёзды» не могли, а СМИ устали писать, что «Сити Стары» вновь не вышли на рельсы. Гарантия на вечно ломающиеся трамваи истекала, поручиться за то, что вагоны в очередной раз не сломаются, производитель не мог. Администрация направила производителям досудебную претензию, чтобы гарантию продлили. В это время «ТВЗ», в цехах которого трамваи собирались, после таких публикаций решил судиться с журналистами, которые якобы умалили деловую репутацию завода.
Тверской трамвай в цифрах:
8 - 9 тысяч рублей в день зарабатывал «Сити Стар»
4 - 5 тысяч зарабатывают сегодня «Татры»
15 тысяч – нормальная выручка трамвая
После истечения срока гарантии (её изготовитель всё-таки продлил до сентября 2017-го года) трамваи пришлось ремонтировать силами депо. Для этого закупили оборудование – специальные подъёмники и шкаф преобразователя для приведения в порядок бандажей.
- Поверхность колеса трамвая всегда должна быть ровной. От трения о рельсы образуется накат, из-за которого трамвай может легко сойти с путей, - объясняет Артур Сычёв.
Рельсы и полмиллиарда на ремонт
Инструментальные обследования путей проводятся специализированной и аккредитованной организацией в Твери дважды в год. По итогам последнего, например, отремонтировали несколько участков – меняли шпалы, рельсы, выравнивали стыки, устанавливали регулировочные тяги. Впрочем, московский ремонт тверских дорог показал, что основание трамвайных путей превратилось в прах.
- Щебня там больше нет. То есть фактически рельсы и шпалы в Твери находятся на земле. И это логично. Капитальный ремонт рельсов должен проводиться раз в 15 лет. Мы уже два срока пропустили. С 1981 года пятый маршрут капремонта не видел», - говорит начальник депо Александр Воробьёв.
А рельсы на техническом пути – от Горького до Благоева – вовсе поднялись на 10 сантиметров.
Добавьте к этому жалобы жителей на вечно звенящую посуду и трясущуюся мебель во время движения многотонного трамвая по плохим рельсам. К слову, «Сити Стар» весит больше всех трамваев: 22 тонны против 19,5-тонного КТМа и 17,4-тонной Татры.
Арифметика простая: ремонт тверских рельсов на единственном пятом маршруте обойдется по самым скромным подсчетам в 500-600 миллионов рублей. Протяженность путей – около 20 километров в две стороны. Плюс 4 километра технологических путей на улице Благоева.
Ну а московские технологии нам не под силу. Стоимость ремонта рельсов, как в Москве, около 60 миллионов за километр.
Тверской трамвай в цифрах:
До 80 км/ч может разгоняться «Сити Стар» на хороших рельсах
10 км/ч составляет разрешенная скорость тверского трамвая сегодня
Очередное обследование тверских рельсов начнется сегодня вечером и будет длиться около 2 недель. Итоговые рекомендации обязательны для исполнения. Речь идет о безопасности пассажиров.
- Только после исполнения этих рекомендаций будет решаться вопрос о выходе «Сити Старов» на линию, - пояснил Артур Сычёв. – Вагоны полностью готовы к работе. Но выпускать их ради того, чтобы показать красоту и поиграться в игрушки, а потом отправлять обратно ремонтироваться, нет смысла.
Тверской трамвай в цифрах:
7 миллионов рублей убытка в месяц несет трамвайное депо при сегодняшнем количестве подвижного состава на линии
По мнению руководителя МУП «ПАТП-1», первым делом нужно приводить в порядок трамвайные пути, тогда и вагоны будут куда меньше ломаться. Муниципалитету справиться с этим практически невозможно, поэтому выход один – это государственно-частное партнерство.
А пока что с пассажирским потоком полностью справляются 10 старых-добрых вагонов «Татра» и КТМ, подаренные Москвой. "Сити Стары" ездят только по депо.