По данным статистики за 2015 год, Тверская область ещё тогда производила около 1,2 миллиона тонн отходов ежегодно. Объемы захораниваемого мусора растут, при этом жители районов области категорически против строительства полигонов и заводов по переработке мусора на их территории. Протестные митинги прошли в ряде муниципалитетов региона. Так, в Оленинском и Кимрском районах чиновники были вынуждены отказаться от планов возведения мусороперерабатывающих комплексов. Подвешенной остаётся ситуация в Вышневолоцком, Ржевском и Конаковском районах.
В такой патовой ситуации один из реальных выходов – сортировка отходов и переработка вторсырья. При том, что решение проблемы кажется столь очевидным, во всей Тверской области сейчас работает только одна (!) сортировочная линия. Она находится на полигоне ТБО в Славном под Тверью. Ещё две линии простаивают в Конаковском районе.
О том, как и кто сортирует мусор, куда идёт вторсырьё на переработку и почему линии стоят, редакция ТИА поговорила с их владельцами Сергеем Прядкиным и Владиславом Поповым – учредителями ООО "Фин-Инвест". Несколько лет назад частная компания вложилась в покупку двух сортировочных линий.
Сортировка, как она есть
Сортировочная линия работает с бытовыми твердыми коммунальными отходами (ТКО), простыми словами, это мусор, который мы выбрасываем в помойное ведро. Строительные, производственные и т.п. отходы сюда не попадают.
На сортировочной линии из потока ТКО отбирают: картон, бумагу, стекло по цветам, пластик по 5 сортам, черный и цветной металлы – это то, что может пойти в дальнейшую переработку. После такой сортировки остаются так называемые "хвосты" - это в основном органика, то есть пищевые отходы и всё то, что подлежит разложению. Исключение составляет одноразовая пластиковая посуда. Это то абсолютное зло, которое не перерабатывается и очень долго и токсично разлагается.
Даже при развитой системе раздельного сбора мусора для населения без сортировочных линий не обойтись: попробуйте разобрать пластик по сортам.
Полиэтиленовые пакеты, в отличие от одноразовой посуды, перерабатывают. Из чистых делают снова пластиковую тару, грязные используют в производстве черепицы и тому подобного. Правда, таких производств мало. Потому что, когда грязные пакеты прессуются в брикет, оставшаяся на них органика на солнце начинает разлагаться. Они постепенно превращаются в труху и в переработку уже не пойдут.
Перед переработкой пластик моют. Но чистое сырье стоит значительно дороже, чем грязное. Так, плёнка из магазина стоит в три раза дороже, чем с помойки.
Станция перегрузки
Станция перегрузки - это место, где мусор сортируют, вторсырьё забирают, а "хвосты" отправляют на полигон для захоронения. Таким образом, удаётся сократить объёмы отходов вдвое. Сначала небольшими грузовиками по 8 кубов везут ТКО на станцию. После сортировки оставшиеся "хвосты" загружают в большие мусоровозы – пресс-компакты, они везут уже по 40 кубов органики на полигон.
Люди на свалке
Владельцы линии, говоря о контингенте работников, тщательно выбирают выражения.
Конечно, работа на сортировочной линии весьма специфичная, довольно грязная, с "душком". Работникам выдавали защитные маски и прорезиненную спецодежду. Оплата – сдельная.
- На зарплату их нельзя переводить. Нужно, чтобы человек понимал: чем больше насортируешь, тем больше заработаешь. Вообще одна из проблем сортировки - это огромный дефицит рабочей силы. Мы пока наладили процесс, прошли через все круги ада. Работники, которые по религиозным соображениям не употребляют алкоголь, которым нужно зарабатывать, чтобы содержать семью, - самые надёжные, - рассказывает Сергей. - У нас был человек, который зарабатывал до 50 тысяч в месяц.
Бывало, что работники исчезали после первой зарплаты. Хотя в сортировочном бизнесе чаще бывает наоборот: в день зарплаты исчезают работодатели. Год назад ТИА снимало сортировочную линии на конаковской свалке. Героиня интервью Елена тогда рассказала корреспонденту, что стабильно зарабатывает в месяц от 15 до 20 тысяч рублей, другой работы с таким доходом она не нашла. На условия женщина не жаловалась, единственное, что её беспокоило – работа не престижная.
После сортировки только половина мусора отправляется на свалку
При сортировке ТКО 50-60% от общего объема мусора отправляется на переработку. Если исходить из веса, соотношение получается другое, потому что перерабатываемый мусор весит меньше. Но огромный плюс сортировочной линии очевиден - мусорный курган будет расти ввысь в два раза медленнее.
При этом отсортируется, то есть не попадёт на полигон, именно тот мусор, который дольше всего разлагается, сильнее всего горит и выделяет наиболее токсичные вещества: речь о картоне и пластике.
Пропускная способность одной сортировочной линии, которая работала в Конаковском районе, - 40 тысяч тонн ТКО в год. Чтобы отсортировать весь мусор, производимый регионом, нужно 30 таких линий.
Как зарабатывают на сортировке
Схема работала так: инвесторы предоставляют МУПу оборудование для сортировки в аренду за 50 тысяч рублей в месяц. МУП получает лицензию, нанимает людей и заключает договор с коммерческой компанией, которая забирает отсортированное вторсырьё.
- Мы зарабатывали на продаже вторсырья, линии постепенно окупались. А МУП получал оборудование, которое не мог сам купить, но должен был иметь по закону. Объемы отходов, остающихся к хранению, уменьшались. Все оставались в выигрыше, - добавляет Сергей Прядкин.
Сортировка в Конаковском районе – было и стало
В Конакове сортировочную линию ООО "Фин-Инвест" открыло в 2014 году. Это была первая подобная линия в регионе.
Редакция ФЗ № 89 от 2016 года запрещает захоронение вторсырья на полигонах. Перечень подобных отходов утвержден постановлением Правительства РФ в 2017 году. Туда входит всё то, что можно вторично переработать либо особо ядовитое.
Исполнить этот закон можно только одним способом – сортировкой отходов.
- Тогда на полигонах работали МУПы. Ни одно муниципальное предприятие не имело достаточно денег, чтобы приобрести сортировочное оборудование. Соответственно они привлекали инвесторов, в случае с Конаково и Завидово это были мы. Наша фирма купила оборудование, разместила на территории полигона и по договору передала МУПу в аренду. Каждая линия стоит около 8 -9 млн рублей. Вторую мы приобрели в лизинг и поставили позже в Завидове. Затраты на неё еще не отбили, долг на нас так и висит – 1,5 млн рублей.
В январе 2019 года обе сортировки, принадлежащие инвесторам, оказались не нужны, и они остановили свою работу. Региональный оператор перед новым годом предупредил, что сортировка больше работать не будет, обращайтесь в ООО "Полигон". Кроме того, свалку в Завидове также закрыли. В Конакове она ещё работает, но в планах – закрыть этот полигон тоже.
Сейчас на полигоне ТБО под Тверью, в Славновском сельском поселении, работает единственная сортировочная линия ООО "Полигон". Так получилось, что три сортировочных комплекса оказались в пределах одного кластера (согласно новой схеме по обращению с отходами, Тверскую область разделили на 7 кластеров) – Тверском. А в пределах одного кластера может быть только одна сортировочная линия. Вот поэтому сортировки ООО "Фин-Инвест" оказались не у дел.
- Линии можно перевезти в другое место, надо только понимать куда. Пока никаких предложений нам не поступало. Наша компания зарегистрирована в Тверской области, у нас есть все лицензии, мы платили налоги, - рассказывают предприниматели. - Обсуждали Торжок, но сейчас - тишина. Таким образом, из всех свалок Тверской области сортировочная линия осталась только на одной – в Славном. Одна линия не может отсортировать весь мусор кластера. А поставить рядом с ней еще одну не позволяет закон!
Схема работала, а теперь линии стоят. Это значит, что 80 тысяч тонн мусора, которые могли быть отсортированы, в этом году останутся на свалках региона.
Недавно в Конаковском районе разразился очередной мусорный скандал. ТКО просто перестали вывозить, горы мусора стали расползаться вокруг контейнерных площадок. Произошло это потому, что местный возчик из-за миллионных долгов регионального оператора ООО ТСАХ отказался работать дальше за свой счёт. В ответ ТСАХ обвинило в ситуации возчика и фестиваль "Нашествие".