https://tvernews.ru/news/258212

В Твери демонтировали мемориальные доски в память о жертвах репрессий

TIA, 07 Мая 2020, 15:18
, 57
<p></p>

Две мемориальные доски на здании старого корпуса ТГМУ в Твери, установленные в начале 1990-х в память о замученных жертвах репрессий, 7 мая были демонтированы. В 30-е - 50-е годы здесь располагалось Управление НКВД, каждый год сюда несут цветы, чтобы память о жертвах преступлений никогда не стиралась. Через 30 лет после установки прокуратура вынесла представление о демонтаже мемориальных досок.

Надписи на досках гласят:

"В память о замученных. Здесь в 1930-50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма".

"Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира".

Первую доску установили 23 ноября 1991 года по решению Исполкома Тверского городского Совета народных депутатов от 9 сентября 1991 № 372 "Об установке мемориальной доски и памятного знака по увековечению памяти жертв репрессий 30-50 годов". Напомним официальную цифру - более 5 тысяч замученных и расстрелянных жителей Тверской области. Их имена известны, а могилы уже не найти.

Вторая доска появилась годом позже – 22 ноября 1992 года – по инициативе польской организации "Катынская семья". Как пишет "Новая газета", согласование о размещении этой мемориальной доски велось с городской и областной администрацией. По данным общества "Мемориал", в селе Медное захоронены почти 6 300 расстрелянных в подвалах медуниверситета польских военнопленных Осташковского лагеря. Осенью прошлого года вышла книга "Убиты в Калинине, похоронены в Медном".

В конце 2019 года досками заинтересовалась прокуратура и вынесла представление с требованием демонтировать доски.

Как следует из документа, доска с надписью "В память о замученных" была ошибочно установлена на доме № 4 по улице Советской вместо значащегося в документах адреса дома №2. По польской доске в прокуратуре не нашли никаких документов. Кроме того, прокурору не удалось достоверно установить места расстрелов польских военнопленных. При этом свидетельские показания Дмитрия Токарева – начальника Калининского НКВД в 1940-м году, данные Главной военной прокуратуре, как доказательство не учитывались. Напомним, Токарев подтвердил факт исполнения приговора в здании Медакадемии и указал место захоронения поляков. Протоколы допросов опубликованы в книге "Убиты в Калинине, похоронены в Медном".

Прокурорское представление отправили в администрацию города. 7 мая доски сняли.

Валерий Власов, заместитель начальника правового управления ТГМУ, сказал, что они просто исполнили представление прокуратуры. Доски "будут переданы представителям общественности Твери", по словам представителя вуза.

В процессе демонтажа принимал участие представитель "НОДа" Максим Кормушкин в солдатской пилотке. Он сказал, что доски будут храниться у него, но он готов передать другим общественным организациям. 

Сергей Глушков, сопредседатель Тверского регионального отделения российского общества "Мемориал", назвал демонтаж беспределом.

- Несколько дней назад я переписывался с администрацией Центрального района. Меня просили подсказать, где архивные документы, которые подтверждают наличие тюрьмы НКВД в это время. Они есть в архивах тверского мемориала. Мы разговаривали со многими людьми, которые там сидели, которые там работали. Весь материал с показаниями хранится в фонде. И вдруг я узнаю, что доски сняты.

Хранятся несколько тысяч уголовных делах по репрессиям, в которых указано, что люди находились в этой тюрьме. Существуют протоколы допроса Токарева – начальника НКВД в то время. Почему они их не прочитали? Я все это рассказал прокурору, все документы есть в архивах. И нет ни одного доказательства, которые бы опровергали  расстрелы там поляков. 

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (57)


  • 15:36 07 Мая 2020
    6 3
    Я знаю способ всех примирить. Повесить на это место барельеф Путина.

  • 15:47 07 Мая 2020
    16 14
    Давно нужно было их снять. Не расстреливали поляков, нет их в Медном!!!

    • 18:16 07 Мая 2020
      7 0
      Да, они сбежали в Манчжурию.

  • 15:49 07 Мая 2020
    28 4
    Фамилию прокурора, который подписал данное представление, надо бы публично назвать и опубликовать в СМИ. Эта сука лучше б по городу походила, нарко-аккаунты бы постановила закрасить, а не начинала бы совать свои грязные руки в историю и стравливать народ подобными акциями.

    Чувака в пелотке посылайте на Донбасс или в Сирию, там сейчас как раз подобных политруков не хватает.

    • 18:20 07 Мая 2020
      8 0
      Прокурор формально докопался к номеру дома - Советская 2 и и Советская 4. Советская д. 2 - это трехэтажное здание, где кафедры патанатомии и оперативки, никакого НКВД там не было. А вот за фотку НОДовца спасибо, пусть бегает с печатью Каина теперь вечно.

      • 23:05 07 Мая 2020
        3 0
        Да ну бросьте Вы на юродивых стрелки переводить. Совсем другие за этими решениями стоят. Этих просто в тёмную используют в качестве массовки.

        • 00:17 08 Мая 2020
          3 0
          За решением стоит идиотизм. Ну не верю я, что какой-то прокурор-провокатор завербован жидомасонами и формирует такими проделками международную ненависть к Твери. Хотя обосралась эпично, не хуже чипированного прививками Михалкова.

          • 08:40 08 Мая 2020
            1 0
            Нет никакого идиотизма исполнителей. Это целенаправленная государственная политика оправдания репрессий и возрождения государственного террора

            • 16:12 08 Мая 2020
              0 0
              Прославились на всю страну с этими мемориальными досками

              https://www.kommersant.ru/doc/4340794?from=main_2

              • 16:18 08 Мая 2020
                0 0
                Как столь громкое подтирание исторических фактов скажется на рейтинге Рудени?
                Предлагаю обсудить

                • 19:06 08 Мая 2020
                  0 0
                  Нефиг тут обсуждать. Нет в природе факапа, чтобы он не поднял рейтинг Рудени. В дельте Меконга аллигаторы задрали зебру - рейтинг поднимется.

            • 18:34 08 Мая 2020
              1 1
              Как почитаешь сейчас некоторых в сетях, оправдывающих реформы Ельцына, и расстрелы Донбасса и санкции в отношении России.., то как то начинаешь думать, что может и не за просто так в 30-е некоторых расстреливали?

              • 19:29 08 Мая 2020
                0 0
                эку околесицу вы несете

  • 16:09 07 Мая 2020
    16 4
    Началось "затирание" истории. И куда клонят, тоже понятно...

    • 16:33 07 Мая 2020
      9 7
      Какое затирание? Вы хоть вникнете для начала в суть вопроса.

      • 16:48 07 Мая 2020
        16 3
        В суть вопроса я вник, когда читал расстрельное дело моего прадеда.

        • 23:45 07 Мая 2020
          4 1
          значит такой прадед был. Моего деда 3 раза арестовывали и все 3 раза отпускали

        • 01:15 08 Мая 2020
          0 1
          Как же вы на свет появились? Почкование?

          • 19:03 08 Мая 2020
            0 0
            И коронавируса тоже нет.

  • 16:32 07 Мая 2020
    8 2
    Так новые репрессии начались и гонения на церковь. Деда моего там пытали. Не сломали. Думают, если сняли таблички, я и мои дети и внуки забудут?

    • 16:40 07 Мая 2020
      7 3
      пытали и не сломали? да ладно? какие непрофессиональные палачи! а за что интересно? семейные притчи очень часто расходятся с действительностью.
      гонения на церковь? где?

      • 22:53 07 Мая 2020
        5 1
        Рокоссовского пытали и не сломали. Мерецкова пытали и не сломали. Сталин их прямо спрашивал: "Били? Пытали?" Ему честно отвечали : - Били, товарищ Сталин!
        Так что несломленных не так уж и мало было.
        Королев не сломался.
        Туполев не сломался.
        Доллежаль не сломался.
        Можно до-оолго продолжать.
        Другое дело, что из несломленных выжили далеко не все...

        Так что не судите по себе. То же относится ко всем, кто наставил за глупейший и наиподлейший комментарий столько плюсов.

  • 16:36 07 Мая 2020
    6 11
    выдуманные расстрелянные и репрессированные, выдуманные тюрьмы, посчитанные вместе уголовники и политические и умноженные на 10, сколько навыдумывали несуществующего говна когда разваливали союз, да и продолжают сейчас. хорошо хоть остался еще здравый смысл.
    "И нет ни одного доказательства, которые бы опровергали расстрелы там поляков. " - лллогика!

    • 18:25 07 Мая 2020
      7 0
      Кто его разваливал, Союз этот? 3 Иуды бумажку подписали и кончилась "великая страна", оставив легкий аромат говнеца. И хоть бы кто пикнул из нерушимого блока коммунистов и беспартийных.

  • 16:58 07 Мая 2020
    5 0
    Сколько бывал в гостях, ни у кого не видел ни единого упоминания типа "на этой кровати скончалась моя бабушка".

    • 18:26 07 Мая 2020
      4 0
      То же можно сказать о любом памятнике.

      • 01:03 08 Мая 2020
        0 0
        Чижику-Пыжику, например? А "память" в виде фотографий в домах хранится.

        • 18:54 08 Мая 2020
          0 0
          Это не памятник, это скульптура, как Жаба на Радищева. Аллюзия. Йошкин кот, Остап Бендер. Памятник все же подразумевает овеществленное напоминание о каком-либо человеке/людях/событиях. Либо просто напоминание о каком-либо явлении - памятник снесенному ларьку, памятник челнокам, памятник минетчице. Говнофильмы про героических бандитов типа Бригады - тоже своего рода памятник.

  • 17:28 07 Мая 2020
    5 5
    Первую доску, про НКВД, можно было бы и оставить, ибо правда. Только приписать, что всё это тогда делалось с одобрения прокурора. Для полной картины. А вот с поляками поддерживаю. Х.з., было или не было, не важно. За их сегодняшнее отношение к нашим памятникам. Есть мемориал в Ямке, и хватит.

    • 22:47 07 Мая 2020
      4 0
      " За их сегодняшнее отношение к нашим памятникам."...

      А вы-то сами как к своим памятникам относитесь? О чем вообще-то в новости идет речь?

      Что до Польши- я не слышал, чтобы за все время там было разрушено хоть одно советское воинское захоронение. Думаю, опровержения моим словам у вас не получится найти.

      Стыдно это всё и позорно. И - не к добру.

  • 18:16 07 Мая 2020
    3 0
    Растрельный подвал находился в здании под №2 , расположенным справа, ближе к тротуару .В этом здании еще был клуб, пацаном я там смотрел фильм.

    • 18:39 07 Мая 2020
      8 1
      20 лет назад разговаривал с профессором Галиной Хомулло о пыточно-расстрельном подвале в мед. ун-те (тогда он кажется был Медакадемией или мединститутом - ТГМА или КГМИ) . Она рассказала про крюки и клевцы вделанные в стены и подвешенные к потолку. Это были ее одни из самых первых впечатлений после переезда в Калинин из Питера. Память у нее очень цепкая, уж здания-то она бы не перепутала. Вроде бы жива и до сих пор, после коронки корреспондент ТИА мог бы съездить, чтоб записать с ней интервью и поставить точку в этой истории.

      • 09:40 08 Мая 2020
        0 0
        Так всё и было! Только вы забыли про огромные мясорубки и слив для фарша, выведенный под землей в Тьмаку!

      • 18:57 08 Мая 2020
        0 0
        Прям клевцы вделаны? Штош.

  • 19:19 07 Мая 2020
    6 1
    И что у нас следующее в очереди на снос? Памятник жертвам политических репрессий, ибо их тоже не было и в лагерях сидели сплошь уголовники и прочие антисоциальные элементы?

    • 19:40 07 Мая 2020
      5 0
      Памятник Путину. Сначала его поставят.

    • Alx
      20:01 07 Мая 2020
      1 1
      Уголовников тоже не было, дети спокойно играли во дворах и ключи от квартир под ковриком лежали.

      • 22:43 07 Мая 2020
        1 0
        1.Репрессий не было , теперь оказывается и уголовников тоже не было?Кто ж тогда сидел в лагерях? И за что?

        2. Насчет ключей под ковриком- это позже было, уже из эпохи развитого социализма. Когда кстати и массовых репрессий не было уже.
        А в предвоенное и послевоенное время был просто черный разгул бандитизма. Людей могли зарезать во время сеансов в кинотеатрах. Кончался сеанс, начинали расходится, и обнаруживали труп. Выкидывали из поездов. Работники вечерних смен опасались возвращаться домой по одиночке. При тoм, что за опаздание на работу на 5 минут могли строго наказать, гарантировать их же безопасное возвращение домой не мог никто. Тогда, на фоне массовых репрессий невинных, и начался массовый разгул ауевщины. Та же "черная кошка", что легла в основу сюжета известного фильма, была не выдумкой.
        Большего разгула уголовщины пожалуй никогда и не было .
        Так что не надо так откровенно врать.

    • 01:08 08 Мая 2020
      1 1
      Лёня, или в жопу. Все эти байки про расстрелы в "застенках" меда базируются на основании пары блях от ремней, найденных в ходе вывоза застарелого мусора.

      • 18:58 08 Мая 2020
        0 0
        А где поляков кончили, Залинией?

  • 20:15 07 Мая 2020
    0 0
    Стыдно хоть кому-нибудь станет.

  • 20:22 07 Мая 2020
    4 0
    Позор наследникам Вышинского!
    А с какой стати доски отдали сталинисту в пилотке? Отдали бы хоть в тот же "Мемориал".

  • 20:27 07 Мая 2020
    0 0
    451° F

  • 20:52 07 Мая 2020
    4 6
    Какое правильное решение, еще бы в Медном эту постройку под бульдозер !

    • 22:59 07 Мая 2020
      1 0
      Правильное разве что в том смысле, что ещё шире откроет глаза на то, что представляет из-себя сегодняшняя Россия.
      Чтобы ни у кого уже малейших иллюзий не осталось.
      Хотя к счастью они и так уже развеяны достаточно хорошо.
      Никто о Медном и Катыни не забудет всё равно, абсолютно независимо от этой доски. Но история с её бросит тень на большинство русского народа.
      Честно говоря, не вижу, в чём тут выгода для русского народа?

  • 23:19 07 Мая 2020
    6 2
    Что польскую доску сняли - абсолютно верно!!! Расколотить её молотком, чтоб даже следа не осталось. Вдруг ещё ума хватит каким нибудь пшекам или сочувствующим передать. Хотя... отдайте её этому... неполноценному с жовто-блакитной тряпкой на аватарке, пущай дома у себя установит и на неё рукоблудит))) Все польские мемориалы надо и под Медным снести. Ещё не известно, действительно ли там пшеки лежат. Ряд серьёзных историков, исследователей и публицистов ставят этот вопрос под сомнение. Принцип "платить и каяться" больше не работает.

    • 17:22 08 Мая 2020
      1 1
      Памятник под Медным это издевательство либероидных бесов Ельцина над памятью и историей всего советского народа.Даже если ли там и лежат несколько польски офицеров,то они как раз могли быть палачами многих сотен тысяч пленных красноармейцев,замученных в 20-е годы в польских же тюрьмах.Ляхи уже на протяжение многих лет не стесняются сносить памятники нашим советским солдатам,освободивших Польшу от Гитлера и ужасов Освенцима,а мы до сих пор терпим на своей земле памятники военных преступников нашего народа.МИД,МО,администрация президента РФ вы где,аууу?

      • 20:54 08 Мая 2020
        0 1
        Полностью согласен с Вами. Мне даже нравится как местные "либеройдики" завыли. (в кавычках по тому, что к настоящему Либерализму они не имеют ничего общего, для них либерализм это подлизнуть Западу и всяким "обиженным народам"). Уже волнуются, что скажут "цивилизованные страны" и польский посол. Правда, когда эти "цивилизованные" наши памятники сносили, они либо поддерживали, либо языки в заднепроходное отверстие засунули. А тут видите ли "цивилизованные страны" негодуют, как же стыдно... не можем жить по лжи (с)...... Один кайф наблюдать за их воем!!!

  • 01:04 08 Мая 2020
    3 3
    Простите, каких репрессий и расстрелов? Один идиот "брякнул" другие подхватили и торжественно могильные плиты навесили на медакаде... Простите, медуниверситет.

  • 11:29 08 Мая 2020
    2 2
    Я поражен! Включите мозги - весной 1940 года, менее чем за три месяца привезти в Тверь из Осташкова более 6 000 поляков, расстрелять в подвале и отвезти в Медное на захоронение. Бред сумашедшего! Сколько техники необходим перевезти всю эту массу, если учесть что полуторка вмещает всего двадцать человек - хоть живых, хоть мертвых? А времени на перевозку, при максимальной скорости - 70 км/час и грунтовых дорогах? Начальник НКВД бабла срубил используя момент истории.

    • 18:59 08 Мая 2020
      1 0
      Хорошо, ваша версия исчезновения поляков?

  • 14:14 08 Мая 2020
    1 0
    Вот и кремлеботы подтянулись.

    • 19:01 08 Мая 2020
      0 0
      Скорее обычные говнотролли. Если это все же кремлеботы - у меня для них плохие новости, идеально сработали на неприятеля.

  • 15:44 08 Мая 2020
    1 0
    Если это "мероприятие" произошло по только инициативе прокуратуры Центрального района или областной, то скорее всего неплохих люлей из Москвы скоро они получат... Об этой гнусной истории уже пишет Коммерсант и иные крупные СМИ ... Высказался Посол Польши в РФ ... И думаю, это еще не всё ... Вообщем, к 75-летию Победы такой вот "подарочек" - новости о том, как в Твери "отмечают" День Победы, вся страна и похоже, даже Европа, узнает и явно впечатления от нашего города не самые хорошие будут... Не хочу вступать в полемику по поводу исторических событий, но по-любому, в этой истории однозначно то, что время для проведения такого "мероприятия" выбрано совсем неудачно. Также, хочу отметить, что исходя из информации указанной в новости, то можно предположить о нарушениях федеральных законов при проведении демонтажа - присвоение демонтированных табличек неким физическим лицом - гражданином в пилотке, является незаконным, так как он не является собственником этого имущества .

    • 16:29 08 Мая 2020
      0 0
      Согласен. Я на этого гражданина напишу во вторник заявление в полицию. Никаких прав брать эти доски он не имел, а учить нас жизни тем более. Пусть обсуждает свои взгляды со своими единомышленниками.

    • 19:44 08 Мая 2020
      0 0
      Ага, а виноватыми во всём будут объявлены "русофобы". Мы сами ведём себя так, что сплошной компромат на себя поставляем.
      Насчёт инициативы -- я слышал, что почин принадлежит Чичановской, которой очень уж не хотелось пускать всяких там скорбящих людишек в свой суверенный двор. Через муженька она вышла на прокуратуру, которая и состряпала свой протест. Чичановскую подвинули, а процесс уже пошёл и идёт по инерции.

  • 22:10 08 Мая 2020
    0 0
    https://www.kommersant.ru/doc/4340794?fbclid=IwAR2835ZJptE3p5fuvfVeLkdSRDZQJ7MlguQCRVhD1Iz0EmEnzIEI9ipCB_M#id1894952

вверх