Тверской императорский дворец открывали с торжествами и большим золотым ключом
4,5 миллиарда рублей на воссоздание дворца. 3 года кропотливых реставрационных работ и 1,5 года подготовки к открытию. «Боль и позор города» наконец-то превратилась в нашу гордость – Тверской императорский дворец официально открыл свои двери 30 ноября. На церемонию приехала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Символом открытого дворца стал "золотой" ключ, который передали высокой гостье и директору Тверской областной картинной галереи Татьяне Куюкиной. Директор от счастья сияла: «Мы никогда не оставляли надежды, что дворец будет восстановлен. Мы так горячо желали его воссоздания! И нам удалось это сделать».
Валентина Матвиенко, демонстрируя свои знания истории Твери, поблагодарила всех причастных к открытию и особенно музейных работников:
- В первый раз я бывала здесь в 2000-х – полная разруха. Я очень рада, что второе моё посещение кардинально отличается от первого. Здесь в зале сидят представители Молодежного правительства, и мы передадим новому поколению красивый дворец.
Дворец открывали с помпой под звуки губернаторского оркестра:
После торжественной церемонии Валентина Матвиенко и Игорь Руденя осмотрели основные залы дворца – "голубую гостиную", кабинет княгини Екатерины Павловны, "гербовый зал", "малиновую столовую", "фарфоровый кабинет" и другие и ознакомились с размещенной здесь экспозицией Тверской областной картинной галереи, украшающей сегодня когда-то голые стены.
О реставрации разваливающегося аварийного здания заговорили ещё в 2007 году. Дворец настолько обветшал, что вот-вот грозил рухнуть. Пять лет разговоры оставались разговорами. Дворец продолжал терять своё былое величие. «Боль, позор и гордость Твери» - называли дворец тверичане.
Летом 2012 года Министерство Культуры Российской Федерации и правительство Тверской области подписали соглашение о восстановлении архитектурного ансамбля.
На воссоздание дворца было потрачено 3 миллиарда 18 миллионов 900 тысяч рублей из федерального бюджета и займа Международного банка реконструкции и развития, а также 1 миллиард 178 миллионов 230 тысяч рублей из регионального и местного бюджетов.
Реставрировать дворец принялся генподрядчик проекта ООО «Интарсия». Три года здесь вели сложнейшие реставрационные работы. В частности, в процессе выяснилось, что дворец нуждается в полной замене перекрытий, усилении внутренних и наружных стен.
Одним из самых сложных участков оказалась Восточная башня. Был разработан проект по ее усилению, который прошел историко-культурную экспертизу и получил все необходимые согласования. Глобальные изменения коснулись кровли и чердака.
Интерьеры исторических залов центральной части главного корпуса дворца воссоздали в соответствии с 1870 гг. Работы вели на основе сохранившихся фотоматериалов и описи довоенного времени.
В парадном вестибюле демонтированы и отреставрированы четыре исторические колонны. Пол, благодаря найденным образцам, украшает керамическая плитка, идентичная исторической.
Воссоздана и парадная лестница, установлены гранитные ступени с чугунными литыми ограждениями, появился уникальный световой фонарь.
На втором этаже воссоздан гербовый зал, сегодня ему возвращен исторический интерьер в древнерусском стиле. Стены украшают 16 гербов тверских уездных городов, выполненных на холстах в технике монохромной живописи.
На западную и восточную башни вернулись навершия. Купол восточной украшает звезда, западной – крест, так как раньше здесь располагалась домовая церковь. На северном фасаде установлен центральный чугунный балкон и сделано крыльцо. Проведена реставрация штукатурного слоя, лепного декора фасадов, произведена окраска, выполнены работы по благоустройству.
Летом 2015-го года реставрационные работы были полностью завершены, а для областной картинной галереи началась долгая дорога домой.
Ещё полтора года потребовалось на подготовку к открытию дворца, которую откладывали несколько раз.
Так, на облагораживание Дворцового сада было потрачено около 90 миллионов рублей из средств городского и областного бюджетов. Исследование и проект дворцового сада разрабатывало ООО "Парковая реставрация" - специалисты по восстановлению исторических садов и парков, реализует проект ООО "Профреставрация".
О реализации проекта, конечно, можно долго спорить. Особенно в части скульптур античных богов. Пользователи интернета писали о большем сходстве установленных фигур с советскими пионерами, нежели с божествами, обитавшими на горе Олимп.
Рядом с дворцом, претендующим на звание главного музея Тверской области, планировалось организовать инфраструктуру: построить парковку, туристический офис, кафе, сувенирные лавки и внедрить аудиогиды. В качестве ориентиров губернатор Игорь Руденя назвал Эрмитаж и Третьяковскую галерею.
1,7 млн рублей было потрачено на проведение экскурсий в Тверском императорском дворце для школьников в рамках запущенного проекта «Нас пригласили во дворец», ещё 3, 3 миллиона – на бесплатные обеды посетителям.
В ближайших планах – покупка планетарного сканера за 1,9 миллионов рублей, с помощью которого разработают виртуальные экскурсии по областной картинной галерее, и выпуск аудиогидов.
Из истории дворца:
Императорский дворец строился в течение 13 лет – с 1764 по 1777 гг. на месте сгоревшего в 1763 году архиерейского дома. Изначально планировалось просто восстановить дом тверского архиерея. Но удобное месторасположение здания и частые переезды императрицы из Москвы в Петербург и обратно натолкнули архитекторов на мысль создать на этом месте дворец, в котором бы императрица могла отдохнуть с дороги.
Несмотря на длительный срок строительства, принимать в своих палатах венценосных гостей дворец был готов уже через 2 года. Именно 12 февраля 1766 года во дворец прибыла Екатерина II и дала первый обед, созвав всех местных дворян. На тот момент Императорский путевой дворец, согласно проекту П. Р. Никитина, состоял из центрального корпуса, выполненного в стиле классицизм с элементами барокко, и выдвинутых вперед восточного и западного флигелей. Боковые «крылья» здания соединялись с центральным корпусом с помощью открытых деревянных галерей. Сооружение представляло собой характерный для русской архитектуры XVIII века курдонер – П-образная планировка с внутренним подъездным двором. В центральном корпусе на втором этаже размещался парадный двухсветный зал, в который из вестибюля можно было попасть по парадной лестнице.
В восточном крыле находились покои самой Екатерины II, а в западном крыле размещались церковь и библиотека. Со временем возле дворца выросли служебный флигель, каретный сарай и великолепная конюшня. Окончательное завершение строительства тверского Императорского путевого дворца было ознаменовано освящением церкви в 1778 году. К этому времени между зданием дворца и Волгой был разбит прекрасный сад, призванный услаждать взор Екатерины II.
Постепенно интерес к Путевому дворцу у императрицы угасал, и к 1805 г. он совсем утратил прежний лоск и величие. В 1809 году дворец бы отреставрирован тогда еще молодым, а в последствии знаменитым архитектором Карлом Ивановичем Росси. Под чутким руководством К. И. Росси открытые деревянные галереи были заменены каменными коридорами, отреставрирована парадная лестница, восстановлены многие элементы декора. Интерьер дворца был дополнен пейзажами волжских берегов на стенах, изображениями античных сцен на золоченых люстрах, орнаментальными драпировками, бронзовыми фигурами, каминными зеркальными экранами. Специально для Путевого дворца в петербургской мастерской Гроссе была изготовлена мебель, а для домашней церкви Д. Б. Скотти написал 14 образов и фреску «Взятие Богоматери на небо».
После реставрации Путевой дворец превратился в парадную резиденцию княгини Екатерины Павловны и ее супруга принца Георга Ольденбургского, который на то время занимал пост генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской областей.
Новое убранство Путевой дворец получил во время реставрации с 1864 по 1871 гг. Согласно проекту архитектора А. И. Резанова фасад дворца был украшен пространственно активными рустовками, тягами, филенками, рисунками и вензелями, а общую композицию дворца дополнили два больших балкона. А во внутренней отделке появился фриз, составленный из гербов Дома Романовых и городов Тверской губернии. Такие изменения придали дворцу более шикарный, можно сказать даже вычурный вид.
С 1898 года некоторое время пустовавший дворец стал резиденцией тверского губернатора, а затем «приютил» в своих палатах исторический музей. Во дворце, как и прежде, стали регулярно останавливаться Российские коронованные особы, путешествующие по дороге Москва – Петербург.
Не забыли про Тверской путевой дворец и революционеры. В марте 1917-го во дворце был взят под стражу и убит рядом с ним тверской губернатор Николай Георгиевич фон-Бюнтинг. С балкона дворца в октябре этого же года А. П. Вагжанов провозгласил Советскую власть. Впоследствии в палатах дворца размещались облисполком, правление Общества изучения Тверского края, музеи, библиотека.
Во время Великой Отечественной войны Путевой дворец был разрушен и разграблен. На прилегающей территории немцы устроили кладбище. Сразу после войны, в 1946 году архитектор И. Е. Бондаренко принялся за реставрацию дворца, объект взят под охрану государства как архитектурный памятник. С конца 1990-х в аварийном здании велась вялотекущая реставрация.