02 Мая 24, 20:15
Новости, Общество
25 Июля 2022, 09:59

Как екатерининская галера положила начало экокатастрофе в Верхневолжье

255 лет назад, в мае 1767 года, императрица Екатерина II отправилась в путешествие по Волге из Твери в Ульяновск, который тогда назывался Синбирском. Это была одна из первых больших ознакомительных поездок молодой императрицы по Российской Империи. Как и большинство её посещений, на этот раз царские визиты тоже оказали влияние практически на все населённые пункты, в которые она заглянула. О том, какое значение имела поездка Екатерины II для жизни Верхневолжья, мы поговорили с тверскими историками и краеведами.

Почему Екатерина II поплыла из Твери на галере

- Екатерина испытывала стойкое отвращение к путешествиям по суше в России. Сухопутные дороги в середине 18 века были отвратительны в летнее время, а зимой ездить было холодно. Соответственно, чтобы комфортно путешествовать, нужно было двигаться по реке и иметь комфортабельную каюту без клопов. А заиметь таковую можно было только единственным способом - построить и использовать один раз, - говорит Павел Иванов.

Ради этого путешествия был построен небольшой флот из больших и малых судов. Старт был дан из Твери, в Синбирске путешествие закончилось, а царская галера досталась Казани, куда её доставили через год.

- Так было принято в то время. Галеру, в которой проживала высочайшая особа, подарили Казани в качестве драгоценного сувенира и точки приложения верноподданических чувств. Действительно, на протяжении десятилетий казанцы трепетно их и "прикладывали", соорудив для этой галеры футляр, где она сохранилась практически до нашего времени, до 1950-х годов. Пока не случился пожар, когда судно просто с этим сараем и сгорело. То, что осталось, сейчас экспонируют в казанском музее. Галера была великолепна, замечательное корабельное барокко. Сохранившихся кораблей, построенных до 17 века, во всём мире по пальцам пересчитать. Безумно жаль, что с галерой так случилось.

Путешествия по воде - это всё-таки история исключительная для российских императоров. Тем интереснее, что Екатерина II проплыла на судне по Верхневолжью дважды. Второй раз – в 1785 году, когда инспектировала водную систему Вышнего Волочка. Эта поездка тоже началась в мае, когда вышневолоцкая водная система перешла из частного владения в государственное. Екатерина тогда проплыла из Вышнего Волочка в Новгород по Мсте. Царское судно досталось стороне, принимавшей императрицу в конце пути. Для этого корабля тоже построили павильон, который достоял почти до 1970-х годов. Правда, самого судна в нём не было уже в конце Второй мировой войны.

Галера "Тверь"

Екатерининскую галеру, как и другие суда флотилии, построили в Твери. Руководил строительством дворянин Осташковского уезда Пётр Иванович Пущин. За труды его произвели в капитаны I ранга и назначили сопровождать Екатерину II в качестве капитана галеры "Тверь" в водном путешествии.

Галера "Тверь" была флагманским судном гребной флотилии, состоявшей из более двух десятков судов. Галера была большая и поражала обилием резных деталей. 13-баночная (26-вёсельная), 39 метров длиной, семи метров в высоту и ширину. Борта галеры украшали фигуры бога Нептуна, тритонов, наяд, амуров и других мифических существ.

У галеры была кормовая надстройка, в которой вмещались девять помещений, включая каюту капитана и роскошно обставленные каюты для императрицы, графов Орловых Григория и Владимира. Две фрейлины располагались в каютах ниже. 

По воспоминаниям датского посланника барона фон дер Ассебурга в столовой комнате на галере "Тверь" вместе с императрицей могли обедать ещё двенадцать человек. Такие данные приводит тверской историк Вячеслав Воробьёв.

Вся флотилия состояла из четырёх галер, включая екатерининскую, и не менее 18 вспомогательных судов. Их должны были где-то строить, и они где-то должны были размещаться. На этот счёт однозначного мнения нет. В Твери в то время судостроительные верфи располагались в устье Тьмаки и на Исаевском ручье.

Тверские дайверы во главе с краеведом Владимиром Пяткиным весной 2018 года вознамерились отыскать доказательства теории, что екатерининскую галеру строили на верфи в створе Тверцы на стрелке с Исаевским ручьём. Предварительные изыскания, которые провели энтузиасты, косвенно подтверждают эту версию. На дне Тверцы в иле обнаружили дубовые брёвна. 

Историк и исследователь Сергей Панюхин считает, что только на Исаевском ручье все суда флотилии поместиться не могли. Он обнаружил следы древней верфи в устье речки Соминка. Краевед делает вывод, что три верфи - Тьмакская, Исаевская и Соминская – объединившись, могли освоить заказ на строительство екатерининской флотилии в 1766-1767 годах. Такую версию историк выдвигает в труде "Тверская флотилия Великой северной экспедиции". В книге он рассматривает этап формирования экспедиции Беринга в 1733 году и приводит план-схему расположения верфей в устьях Соминки и Исаевского ручья. По мнению историка, спустя 30 лет, ко времени первого водного путешествия Екатерины II, работа верфей мало изменилась.

И хотя оригинальная екатерининская галера практически сгорела в середине прошлого века, существует её уменьшенная копия. Она находится в частной коллекции, но периодически выставляется в музеях.

Экономическое значение поездок Екатерины II

Царствование Екатерины II оставило настолько заметный след в истории России, что в её честь во множестве городов есть какие-нибудь памятные знаки. Тверь, как и многие другие города в нынешних границах региона, многим обязаны этой императрице. Да и самоё существование Тверской области практически в нынешних её пределах - плод трудов чиновников екатерининских времён и детище её реформ.

- Ее поездки по стране носили инспекционный характер. Поездка из Твери была фактически первой. Она вообще много ездила, например, на юг, в новозавоёванную Белоруссию, много куда: она вообще была любопытной государыней, она входила во все детали и была очень наблюдательна. Поэтому наместники, которые пытались пускать ей пыль в глаза, не могли её обмануть. Она все замечала. Но если видела, что это делается от чистого сердца, обычно прощала избыточное рвение. Если видела злое желание утаить серьезные просчёты – не прощала. 

Тверская поездка на галере длилась около 34 дней, 24 из которых она простояла на якоре. Екатерина в тот раз не только посетила населённые пункты на Волге, она практически даровала многим из них городские привилегии.

- Государыня, проехав по этим городам, не просто приняла депутатов и местных дворян, не просто осмотрела свою империю, она дала толчок к дальнейшей экономической жизни. Потому что её указами эти местечки, рядки, села превратились в настоящие города. Жители стали купцами, мещанами. Это совсем другой уровень налогов, самосознания. Потому что черное население, крестьянское,-  это, по сути, крепостные, даже если они государственные. А купцы - это граждане, люди с привилегиями, имеющие право торговать там, где крестьянам нельзя. Крестьяне могут свезти товар в свой уездный город на базар, не дальше. За пределами уезда требовался паспорт, его надо было получать ежегодно. Купец в данном случае свободный человек, имеющий право на торговлю в пределах империи или даже за границей, если это купец первой гильдии. То есть, прав было довольно много. 

Павел Иванов говорит, что эти свободы можно было дать людям и при Петре или Елизавете. Но до Екатерины II никто этим не озаботился.

- Поэтому городское население России по гроб жизни было обязано Екатерине II. И люди это помнили. Именно горожане были опорой империи, которую большевики сломали в первую очередь. Первые и самые страшные репрессии, которые прокатились по всем без исключения городам бывшей Российской Империи в первые годы советской власти в 17-20 годах, прошлись не по духовенству или крестьянству, а по городским слоям -  по купечеству и мещанству. 

То, что сделала Екатерина II, надолго осталось в народной памяти. Во множестве случаев обросло легендами, иногда совсем не соответствующими действительности. И эта память, конечно, благодарная. 

Каждая её поездка была "аттракционом щедрости". Она одаривала, награждала, присваивала титулы, звания и статусы. Вторая её водная поездка началась в Торжке с символической закладки камня при строительстве Борисоглебского собора, который спроектировал и возвёл легендарный архитектор Николай Львов. Правда, к моменту визита Екатерины собор уже начали строить, и закладка была чисто символической. Затем императрица отправилась осматривать знаменитую водную систему Вышнего Волочка.

Сердюковы на тот момент уже не могли эффективно справляться с системой, и Екатерина хотела понять, что именно покупает.
Императрицу на местах встречали с колокольным звоном. Собиралась знать со всего уезда, депутации встречали на берегу. Каждая её остановка имеет подробное описание, вплоть до того, что она ела, что и кому сказала. Всё это было опубликовано в курьерских журналах.

По второму водному путешествию Екатерины по тверским землям даже есть альбом акварелей. По словам историка, май был самым подходящим временем для водных поездок. Реки полноводны, зелени мало, всё видно, кругом красота.

Как царская галера "Тверь" попала на герб Костромы

Когда Екатерина отправилась в первый легендарный сплав на галере, Тверской губернии не существовало вовсе, впрочем, как и Костромской. Кострома и Тверь были уездными городами на Волге. Екатерина II, прибыв в Кострому, так впечатлилась пышной встречей, что даровала городу и уезду герб, который разработали в Геральдмейстерской конторе: на голубом поле галера под императорским штандартом. И галера, конечно, та самая.

Формирование губерний

- Правление в России при Екатерине было переведено на качественно новый уровень, и только с ее времен мы можем говорить о настоящем понимании властью, какой страной она управляет. До Екатерины даже не было полноценных карт. Первая настоящая карта генерального межевания появилась при ней. 

В 1775 году, между первым и вторым водными путешествиями, появилось Тверское наместничество. Делом этим занимался тогдашний новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс. И это было частью масштабной реформы, которая затронула все земли империи.

Деление на губернии до реформы было крайне неравномерным. Они формировались исходя из размеров губернского центра, то есть, маленькому городу маленькую губернию и наоборот. Новгородский уезд был просто огромный, в него входили нынешняя Ленинградская, половина Тверской, кусок Псковской и хвостик Вологодской областей, рассказывает историк. Тверской уезд занимал всего лишь половину Старицкого района, Калининский, половину Торжокского, Рамешковского районов, частично Лихославльский и Конаковский. И это было крайне неудобно. Поэтому чиновники, подумав, разделили земли на губернии исходя из размера населения: около 30 000 человек – уезд; 10-12 уездов – губерния. 

Реформа продолжалась 21 год. Официально утвердили новые размеры губерний в 1796 году. Процесс был очень интересным, и то, что губернским центром стала Тверь, а не такой же по размеру и значению Торжок, скорее всего, было решением Екатерины II. Она прикипела сердцем к Твери, поэтому могла настоять на таком выборе.

Как связаны галера "Тверь" и экологическая катастрофа в Тверской губернии

К началу царствования Екатерины II и на момент строительства царской галеры Верхневолжье было богато лесами. И не абы какими - здесь росли корабельные сосна и дуб. Из них и построили царскую галеру. Роскошные дубравы располагались по обе стороны Волги выше по течению от Твери. Как говорит Павел Иванов, эти дубы выросли ещё в 16 веке, который был очень тёплым, в отличие от двух последующих. В 17 веке было смутное время, в этих местах жило мало людей, и леса практически не пострадали. Дубравы разрослись. К началу правления Екатерины II леса было ещё очень много, и вырубали его в разумных пределах.

Строительство речных судов при этом было ежегодным ремеслом множества мастеров. Барки и лодки были одноразовыми и предназначались не только для перевозки грузов в Петербург, они и сами становились строительным материалом и дровами для жителей северной столицы. Поначалу из Вышнего Волочка в Петербург ежегодно отправлялось по 3-4 тысячи таких судов. А потом и по 7 000 и больше. Дело в том, что при Екатерине начали активно отстраивать Петербург. И на это требовалось много стройматериалов, ну и дров, конечно.

- В итоге извели весь тверской лес. Здесь не было леса вообще, - рассказывает Павел Иванов. -  Уже в 18 веке его спилили подчистую. До середины 20 века тут была фактически степь. Можно было ехать десятки километров, не встречая ни одного дерева. В деревнях деревья не сажали. Кругом были поля. Деревья росли разве что в помещичьих парках, на болотах и в оврагах. Была даже такая практика - помещики сажали лес для потомков.

Ради Петербурга лес извели не только в Тверской губернии, но и в Ярославской и Новгородской. Какой никакой лес остался только в местах, откуда было его неудобно доставлять. 

- Но в общем объёмы лесных массивов в Тверской губернии до революции, я думаю, не превышали 30-40 % площади. В среднем каждый уезд был залесен на 25%. Кашинский - на 20%, Бежецкий – на 10-15%. Остальное всё были поля. Были более лесные уезды. Весьегонский, например. Осташковский был самым лесным уездом всегда. Там сложный рельеф, трудно что-то вывезти. 

В итоге пострадали не только леса, но и реки. Население выросло, нужны были дрова, много дров. Бревна на дрова сплавляли по воде, некоторые из них тонули, их заносило песком, дно заиливалось, реки начали мелеть. Последствия мы можем наблюдать до сих пор.

- Сплав леса был массовым. Тогда испортили почти все реки. И сейчас, например, попробуйте проплыть Тверцу, Мологу, Мсту на байдарке. Там столько топляка на дне лежит, что местами не пройти. Волга также испорчена. Лесосплав был вынужденной мерой, потому что топить в городах было нечем. Большая часть брёвен доплывала, их вылавливали, сушили на берегу и продавали на дровяных биржах, базарах. Так было везде. Это происходило лет сто, в большей степени в конце 19 века. При Екатерине II об этом не думали, тогда леса было ещё много. Регулирующее вырубки законодательство было, но оно плохо соблюдалось. 

По словам историка, меньше всего лесов в Верхневолжье осталось перед Второй мировой войной.

- Мы читаем воспоминания участников, ветеранов, очевидцев войны и все в один голос говорят примерно одно: наступление на открытой местности, видной на десятки километров. Сейчас там глухой лес, а перед войной были деревни и ровная голая степь. Топились мусором, остатками от строек, тем, что росло на болоте и неудобьях. Даже дрова были дорогие. 

Восстанавливать леса в Тверской области начала уже советская власть. Эта задача облегчалась тем, что лес и сам прекрасно восстанавливается, если ему не мешать. К тому же в 20 веке в Верхневолжье потеплело примерно до показателей 16 века, самого теплого века в истории России. Сейчас самое время исправлять ошибки прошлого. Например, высаживать дубравы. И некоторые этим уже занимаются, говорит историк, правда, пока в очень маленьких объёмах.

В материале использованы фото гравюр из частных коллекций, которые выставлялись в Тверской картинной галерее, и иллюстрации из книги С.Ю. Панюхина "Тверская флотилия Великой Северной Экспедиции".

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх