19 Апреля 24, 11:44
Новости, Общество
03 Апреля 2018, 10:40

Дайверы и краеведы ищут на Тверце верфь, где была построена флагманская галера "Тверь" для Екатерины II

В прошедшие выходные дружная команда Тверского Дайвинг Клуба отправилась не нырять, а проводить интересные изыскательные и исследовательские работы речного дна Тверцы в пределах города Твери. Как предполагает историк и краевед Владимир Пяткин, а вместе с ним и дайверы, именно в этом месте, на стрелке Исаевского ручья и Тверцы, в середине XVIII века располагалась судостроительная верфь, где была построена знаменитая галера "Тверь" для императрицы Екатрины II. И этому факту есть несколько косвенных доказательств.  

О судостроительной верфи под Тверью задумывался ещё Пётр I, который планировал построить её на озере Великом, но от идеи пришлось отказаться, поскольку рядом не было подходящих лесов с корабельными соснами и дубами в три обхвата. Но с тех пор озеро стали называть ещё и Петровским.

А вот в створе Тверцы судостроительная верфь, протяжённостью более 200 метров и глубиной более 6 метров, могла быть. И тому есть несколько подтверждений. 

- Раньше здесь была ремонтная мастерская речных судов, поэтому и построили причал, а на зиму в эту маленькую гавань загоняли дебаркадеры. Был здесь на берегу даже домик бакенщика. Фарватер углубили, при этом подняли со дна очень много якорей. А откуда они здесь взялись? Очевидно, что когда-то строили на этом месте корабли, - рассказывает Владимир Пяткин.

Бывший главный архитектор Твери Алексей Жоголев написал исследовательскую работу, в которой высказал теорию о том, что по Тверце проходил путь "из варяг в греки", то есть основное движение судов проходило даже не по Волге, а именно по Тверце, и в этом месте было городище. Даже ручей Соминка был судоходным, поскольку своё название получил по наименованию разновидности грузового судна "соминка" (могла перевозить до 900 пудов сыпучих грузов).Таскали баржи вдоль берега и бичевики – бурлаки на Тверце. Кстати, напротив ботанического сада сохранились остатки бичевого моста, предположительно, 18 века.   

Есть и ещё одна "наводка" - в этой прямоугольной гавани, имеющей столь правильную не природную форму, под водой остались лежат дубовые огромные брёвна, сохранившиеся, по мнению краеведов, именно со времён судостроительной верфи. Дубовое основание сейчас находится подо льдом и слоем ила. Кстати, в воде дуб не гниёт. Например, здание Вагжановской фабрики до сих пор стоит на дубовых сваях.

Дайверы прощупали "иглами" местность, сделали несколько попыток бурения ледорубами и уткнулись в твёрдую поверхность, но, судя по звуку, не в камень, а именно дерево.

- Очень специфичный был звук, когда щуп упирался во что-то твёрдое, как будто и правда по дереву стучишь, даже вибрация небольшая была. К сожалению, с помпой поработать здесь не совсем удалось: сначала откачивать начали в другом месте, а там щуп ушёл на 2 метра в глубину. А там, где мы упёрлись в дерево, по нашему размышлению, помпа уже перестала работать. Так что пока вопрос остаётся открытым, - рассказал дайвер Руслан Олейников.  

Галера "Тверь" была флагманским судном гребной флотилии, и была она внушительных размеров: 13-баночная (26-вёсельная), длина – 39 метров, высота и ширина – по 7 метров. Построили её специально для путешествия Екатерины II в 1767 году по Волге.

В 1765 году Екатерина приезжала в Тверь. Согласно архивным данным, в её честь прогремел салют из 21 орудия, которые нашли около монастыря Святого Ануфрия (сейчас на этом месте находится канализационный коллектор).

Монастырь уже на тот момент не был действующим, а вот найденные пушки относились ко времени похода Петра I на Азов. Потом эти же орудия разместили на 9 галерах, в том числе и на "Твери".   

В 1766 году капитана 2-го ранга П. И. Пущина перевели из корабельного флота в галерный и отправили в Тверь, где ему было поручено руководить строительством на местной верфи галер для запланированного путешествия императрицы по приволжским городам.

Судно было изготовлено из дерева: набор — из дуба, обшивка и палубный настил — из сосны, элементы декоративной отделки — из липы и берёзы. Декор галеры "Тверь" работы неизвестных русских мастеров-резчиков состоял из деревянных фигур бога морей Нептуна, тритонов, наяд (русалок) и других мифических существ, олицетворяющих водную стихию, а также амуров.

К сожалению, до наших дней судно не сохранилось: долгие годы она простояла в Казани, статус исторического памятника с неё сняли, а в 1956 года павильон, в котором хранилась галера "Тверь" и ботик Павла I, сгорел вместе с судами.  

Исследовали дайверы и несколько насыпей-навалов, которые сейчас, когда река сильно обмелела, показались над поверхностью весьма отчётливо. Вряд ли они появились здесь в результате простых наносов песка – уж больно они высокие, а значит, искусственно сооружённые. Скорее всего, их насыпали специально, чтобы замедлить течение реки (а Тверца здесь довольно быстрая) для удобства спуска кораблей на воду и вывода в Волгу. И это опять-таки даёт нам повод сделать предположение, что верфь была именно на этом месте.    

1 апреля была только пробная "вылазка" Тверского Дайвинг Клуба. В планах – дождаться тёплого сезона и размыть мощной помпой слой ила в прямоугольной гавани, чтобы всё-таки добраться до дубовых брёвен – тогда уже никаких сомнений не останется. К тому же можно будет провести радиоуглеродный анализ для определения возраста древесины. Но для этого ещё нужно разрешение природоохранной прокуратуры и других контролирующих ведомств, поскольку размытый ил сильно замутнит воду в Тверце.   

В материале использованы также фото Александра Аврасина.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх