22 Ноября 24, 11:02
Архив ТИА
Блоги, Общество
24 Марта 2017, 13:01

Идти в ногу со временем. Снова о проблемах межмуниципальных перевозок, заказных и прочих.

Недавно на ТИА было опубликовано несколько материалов, в которых поднимался вопрос о проблемах в сфере межмуниципальных автобусных перевозок в Тверской области. В частности - об отмене рейсового автобуса Максатиха-Тверь.

Эти материалы вызвали оживленный интерес читателей и набрали достаточно большое количество комментариев. Однако, к сожалению, пользователи не только не предлагали никаких путей решения проблемы, но даже толком не представляли сути проблемы. При этом оставляли "глубокомысленные" в своей банальности комментарии, типа "надо идти в ногу со временем, а не плыть по течению". Поэтому, ввиду большой социальной значимости , считаю нужным вернуться к теме и попробовать "на пальцах" объяснить суть возникшей проблемы.

Что представляли межмуниципальные перевозки до настоящего времени? Ныне действующее расписание межмуниципальных и пригородных рейсов большей частью сложилось еще в Советское время, и худо-бедно как-то сохраняется до сих пор. Люди привыкли к этим рейсам, для многих они стали единственным доступным им транспортом.

* При этом надо учитывать одну очень важную вещь, которую, на мой взгляд, не видят или не понимают многие пользователи : этими рейсами люди ездят не только от одного конечного пункта до другого, да и вообще не обязательно ездят до конечных пунктов, многие садятся по пути следования чтобы доехать от какой-либо деревни, расположенной на трассе или поблизости от нее, до соседней более крупной деревни или поселка. Хотя бы по той банальной причине, что в этой деревне есть, например, магазин, почта, медпункт или еще там чего, чего у них в деревне нет.

То есть на этих рейсах значительное количество пассажиров садяться по пути следования. Соответсвенно, чтобы гарантированно взять всех нуждающихся пассажиров, независимо от естественных колебаний пассажиропотока ( в одно время люди больше едут в одну сторону, в другое- в другую) автобус должен иметь достаточно большую вместимость. И делать в пути много остановок.

* Как обслуживались эти рейсы в СССР ? В СССР, естественно, эти рейсы обслуживали государственные предприятия.

После принятия "декларации о государственном суверенитете", упразднении СССР и начала рыночных реформ в РФ эти маршруты стали распределять на основе конкурсов. Везде по разному, где-то перевозчиками становились ранее существовавшие АТП, а где-то на конкурсах побеждали индивидуальные предприниматели.

Однако самое главное, как бы там ни было, заключалось в том, что в 90-е и 00-е подавляющее большинство действовавших со времен рейсов удалось сохранить. И что бы там ни говорили сегодня про 90-е, но развала пригородного и межмуниципального автобусного сообщения( кстати , и электричек , напомню уж заодно) удалось не допустить и жизненно необходимые рейсы сохранить.


Большой прибыли они не приносили, но перевозчикам все это время как-то удавалось сводить концы с концами.

* Ситуация начала меняться в первой половине 10-х годов, когда вдруг без всяких конкурсов и договоров одновременно с официальными перевозчиками ( хоть АТП, хоть ИП) вышли так называемые "заказные" маршрутки, "автоэкспрессы" которые вызвали ощутимый отток прибыли у и без того еле еле сводящих концы с концами официальных перевозчиков.

*Чем они стали привлекательными для определенной части пассажиров? Какие существенные особенности этих "автоэкспрессов"?

*Выше скорость, соответсвенно меньше время в пути. Достигается это за счет :

1) характеристик самих транспортных средств, в качестве "заказных" автоэкспрессов стали использоваться быстроходные импортные микроавтобусы, превосходящие скорость рейсовых автобусов;

2) Делают меньше остановок. Автоэкспрессы вообще не обязаны никому останавливаться по пути следования, этот вопрос отдан на полный откуп водителям. Есть у него настроение тормознуть, есть свободные места, может остановить и взять пассажира. Нет мест , или торопиться, или просто не приглянулся пассажир( допустим, вещей у него много с собой, или старенький , да мало ли почему, каждому водителю в душу не заглянешь, особенно если он и сам не понимает, почему ему в этот раз не захотелось останавливаться)- может спокойно ехать мимо, ведь это автоэкспресс, и он никому ни на каких остановках останавливаться не обязан.

В предельном случае, если микроавтобус загружается полностью еще на конечном пункте, всю дорогу "автоэкспресс" проноситься мимо населенных пунктов и автобусных остановок не тормозя. За счет этого получается ощутимый выигрыш во времени в сравнении с рейсовым автобусом, который обязан останавливаться на всех остановках по пути следования.

* Меньшая стоимость проезда для некоторых категорий пассажиров. В частности, для тех, кто едет от конечной до конечной ,скажем из Максатихи в Тверь, стоимость билета сегодня установлена ниже, чем у официального перевозчика. Хотя для пассажиров, которые садятся по пути следования, картинка выходит совсем не такая благостная. Дело в том, что в некоторых автоэкспрессах водители требуют оплаты полной стоимости проезда в независимости от того, куда фактически едет пассажир. Логика коммерсантов проста: допустим, ты купил билет за 50 рублей, но ты все равно занимаешь место в салоне. А может если бы ты его не занял, на твое место сел бы человек, который заплатил 200 рублей. Поэтому плати двести, а вылезайг где хочешь. У автоэкспрессов этот вопрос отдан на откуп водителям. Некоторые настаивают на полной стоимости, а некоторые берут фактическую, по тарифу официального перевозчика. Но это вопрос не принципиальный, потому что , как было сказано выше, водитель автоэкспресса может вообще никого не брать и спокойно ехать мимо голосующих людей, и поэтому данная проблема даже не возникает.

Так что вопреки расхожему мнению, далеко не для всех путешествие на автоэкспрессе оказывается дешевле, чем на рейсовом автобусе. А для некоторых становиться и вовсе невозможным, или же лотереей.

* Какие преимущества "автоэкспрессы" имеют перед официальными перевозчиками?
Одно из самых существенных - они берут только платежеспособных пассажиров, платят все, не признают ( и не обязаны) никаких льгот и ЕСПБ.

Не связаны никакими договорами и могут самостоятельно составлять и менять свое расписание сколько угодно.

Таким образом, безотносительно хорошо ли это или плохо, и кто в этом виноват, можно совершенно точно констатировать, что вместе с выходом "заказных" автоэкспрессов , официальные перевозчики, обслуживающие в соответсвии с договорами социально значимые, жизненно необходимые рейсы, которые и так едва сводили концы с концами, лишились существенной части платежеспособного спроса. Тем самым поставив под угрозу само их существование и жизнь местного населения , "привязанного" к этим автобусам. Невозможно не заметить, наряду с тем, что заказные автоэкспрессы действительно чем-то помогают определенной части жителей райцентров, но вместе с этим совершенно явно дестабилизируют работу существующих социально- значимых маршрутов, что будет наносить ущерб другой части населения.

Как это ни странно, но многие пользователи при всем при этом говорят о "конкуренции", о том, что официальным перевозчикам "надо идти в ногу со временем , а не плыть по течению". Наверное, наиболее типичной реакция следующая :
"kudimov
ПАТП нужно тоже было
идти в ногу со временем, а не плыть по течению, как монополисту.
20.03.2017 16:21"

А давайте задумаемся,может ли вообще официальный перевозчик, обслуживающий социально-значимый маршрут, конкурировать с автоэкспрессами?

Я считаю, что да, может. И даже в отличии от других пользователей, которые не предлагают ничего конкретного, наметил некоторые пути его оздоровления в духе "идтивногусавременеманеплытьпатечению" .

1. Полный отказ от перевозок по ЕСПБ.

2.Расторжение договоров на социальнозначимые маршруты и отказ от убыточных и малорентабельных рейсов, на которых ездит одна деревенщина, которая "акамуонаваащенужна"?

3.Закупка импортных микроавтобусов.

4. Обзаведение надежной крышей и выставление закупленных микроавтобусов за пять-десять минут до отправления нынешних "автоэкспрессов".

Попробуйте возразить, что эти меры не повысят конкурентоспособность официального перевозчика, ИП или АТП, "в ногу со временем".

Насчет конкуренции и ноги со временем тут все понятно. Но ведь главный вопрос в другом : СОЦИАЛЬНО - ЗНАЧИМЫЕ МАРШРУТЫ ПРИ ТАКОМ РАСКЛАДЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ ЛИШНИМИ !
Проблема сохранения того или иного АТП или ИП , и сохранение социально-значимых, необходимых многим людям маршрутов- это ДВЕ РАЗНЫЕ проблемы. Хотя отчасти друг с другом взаимосвязанные.

Повторяется история с пригородными электричками, количество которых резко сократилось в последнее десятилетие, при этом по непредназначенной вовсе не для этого магистрали " в ногу со временем" летают "Сапсаны" и "Ласточки". Жителям столиц хорошо, а жителям русской глубинки- только хуже. Теперь похоже то же самое повторяется и на автомагистралях : будут летать между более-менее крупными населенными пунктами, а до жителей глубинки особого дела никому нет. Нерентабельные они все какие-то, а мы ж в ногу со временем идем, конкуренцией все такие озабоченные.

Но ситуация, сложившаяся сегодня такова, что обслуживание социально-значимых маршрутов, в соответствии с заключенными договорами, заведомо уменьшает конкурентоспособность того или иного перевозчика на рынке !

Но ведь их пассажиры- это граждане одной с нами страны, почти поголовно русскоговорящие люди, желание защитить интересы которых в Донбасе, Одессе, Днепропетровске и Харькове было так велико еще 3 года назад. Неужели желание защитить русскоговорящих людей улетучилось так быстро? По крайней мере в комментах к материалам на данные публикации особой осабоченности пользователей, и даже понимания проблемы, я совершенно не заметил.

* А можно ли "заставить быть социально ответственными" автоэкспрессовцев, которые типа как более эффективные, и обязать их осуществлять перевозку всех пассажиров по пути следования, да к тому же- по ЕСПБ? Уверен, пустая затея. И даже знаю наперед, какую они шарманку запустят, если их будут об этом просить даже первые лица области. Примерно следующее : " мы за, но только надо сначала провести обследование пассажиропотоков, исследование дорожного покрытия" и т.п. Представляете, как загорятся глаза чиновников, когда они это услышут и почуют перспективу очередных многомиллионных распилов бюджетных средств на никому ненужные и бессмысленные исследования? Им эта идея явно понравиться. Миллионы угробить можно, но вот результаты этих "обследований пассажиропотоков" можно будет ТРАКТОВАТЬ КАК УГОДНО или вообще не трактовать никак.

Вспомните, как было недавно в Твери, где прошло обошедшееся бюджету многомиллионными тратами "обследование пассажиропотоков" в областном центре ? Питерские исследователи тогда пришли к выводу , что в областном центре надо в первую очередь развивать ...трамвай ! И что ?? Какая реакция властей была на результаты этого, напомню, многомиллионного исследования ?

Демонтаж остатков трамвайных линий на б-р Цанова, в направлении Пролетарки и Мигалова, на Константиновку...

Теперь же коммерсанты опять пытаются развести на "обследование пассажиропотоков" ( естественно, за счет бюджета, а не за счет коммерсантов) . Что им это даст? Как минимум, выигрыш времени. Это пока-а-а там это исследование будет проводиться. Во-вторых, гешефт чиновникам, которым перспектива многомиллионных растрат бюджета наверняка придется по сердцу. Ну и в третьих, результаты этих обследований можно трактовать как угодно вне всякой связи с самими результатами( извините за каламбур). Короче, то есть это деревенщина будет ныть типа "верните нам автобус, как мы теперь в аптеку доедем", а им можно будет солидно так ответить : " проведенное исследование показало, что существующее расписание на данный момент является оптимальным. В дальнейшем, при увеличении пассажиропотока, возможно будет рассмотрен вопрос о введении дополнительных рейсов".

То есть вы просите вернуть автобус? А мы еще потратим бюджетные миллионы, поисследуем и придем к выводу, что вам автобус-то и не нужен совсем !

Еще раз повторяю: не важно ВООБЩЕ что будет в результатах этого обследования написано. Вспомните снова Тверь и трамвай. То обстоятельство, что эта шарманка насчет "обследования пассажиропотоков и исследования дорожного покрытия" снова заводится коммерсантами, говорит о том, что заставить их взять на себя невыгодные социально-значимые рейсы не удасться. Разговоры об "исследовании пассажиропотоков"- это всегда не к добру, прогостически неблагоприятный признак.

Кстати, когда чего-то надо самим коммерсантам, они это делают безо всяких "обследований пассажиропотоков". К примеру, разве "заказные" автоэкспрессы они вывели после " "обследования пассажиропотоков" ? Надо было вывести- и вывели. Но когда их будут пытаться позаставлять стать "социально ответственными", в ответ тут же будет заведена шарманка о том, что "прежде чем что-то менять надо провести обследование пассажиропотоков" . Пустое это все дело.

Я думаю, то, что произошло в Максатихе, это только первая ласточка. Повод задуматься, как сохранить социально значимые маршруты, чтобы их не постигла участь пригородных электричек. Коммерческие "автоэкспрессы" заведомо не могут стать им адекватной заменой и удовлетворить потребности проживающих в глубинке вдоль трассы.

Хотелось бы услышать какие-то предложения пользователей по этому поводу( только пожалуйста не в духе "идти в ногу со временем, а не плыть по течению", а давайте хоть минимум конкретики. Не тратьте время на пустые слова).

Очень странным представляется молчание по поводу изложенных в публикациях ТИА фактов. Хотелось бы узнать и реакцию Правительтсва ТО , Минтранса.

Считают ли они, что такая проблема существует? И как они собираются ее решать?

*Что касается моих собственных предложений, раз уж я прошу высказать свои читателям ТИА. Может показаться странным в свете вышенаписанного, но я в настоящее время против ликвидации автоэкспрессов. Почему? Да потому, что уже поздно. Они работают достаточно продолжительное время,заняли свою определенную нишу, и их ликвидация будет означать уменьшение возможностей транспортного сообщения для достаточно многих жителей Тверских райцентров, которые они имеют сегодня. Плюс к тому надо иметь ввиду, что работой в этих автоэкспрессах занято определенное число наших же жителей. Поэтому ликвидация автоэкспрессов сегодня будет означать определенное ухудшение качества жизни для многих жителей нашей области. Думаю, не считаться с этим уже совершившимся фактом будет не очень правильно. Любые перемены не должны приводить к ухудшению положения людей.

Что же предлагаю я сам? А я предлагаю следующее: запретить правительству ТО дальнейшую ликвидацию социально значимых межмуниципальных маршрутов. Их и так осталось слишком мало, и все оставшиеся- жизненно необходимы многим людям, простым русскоговорящим жителям Тверской области.(Правда, не знаю, как это можно сделать на праткике , если от мнения общества, от волеизъявления жителей при ныне сложившейся у нас системе не зависит практически ничего, оно не то, чтобы не может особо ни на что повлиять, но оно даже никому не интересно сегодня, мнение нашего общества). Но тем не менее, предлагаю ввести мораторий на любое дальнейшее сокрашение оставшихся ныне социально значимых маршрутов межмуниципального ОТ. Если от них отказываются, или банкротятся ныне действующие официальные перевозчики, то значит пусть их берет на себя Правительство ТО. Как угодно. Пусть отдает ОАО "Тверьавтотранс"( насколько помниться, основной, и вроде бы даже единственный акционер- комитет по управлению имуществом ТО), естественно, с выделением необходимого для осуществления этой функции материального ресурса, пусть, если хочет- договариватеся с коммерсантами, пусть даже того же ТАСа. Но только не на условиях ТАСа ( давайте сначала проведем обследование пассажиропотоков, дорожного покрытия, и т.п., после чего пустим вместо нормального полноценного автобуса какую-нибудь одну импортную "Газель" или горбатый "Запорожец", потому что это типа "оптимально на сегодняшний день", а ровно на тех условиях, которые существовали до сих пор. И- ни граммом хуже. Что есть сегодня, пусть то и останется. Дальше сокращать уже некуда. Это уже резать по живому. Точка.

А почему нет ? Смотрите, что получается. Перевозчики выясняют отношения между собой, страдают-пассажиры , а государство при этом - в стороне. Их это как бы и не касается- бизнес, конкуренция, вот это все. А люди, простые русскоговорящие жители российской глубинки- да и фиг с ними. Кому они вообще сегодня нужны? Как говориться, " они не вписались в рынок".Чего ж тут теперь слезы лить ?
Как бы то ни было, но именно государство, некачественность законов, элементарное бездействие, привели к дестабилизации на рынке межмуниципальных перевозок. Так пусть государство и берет на себя ответственность за собственные промахи и бездействие ! А не делает крайними ни в чем ни повинных жителей российской глубинки, отбирая у них последние блага цивилизации. Вот если отныне они четко будут знать, что за издержки некачественного законодательства и бездействия им придется отныне расплачиваться из собственного кармана, так может только тогда у них и появиться реальный стимул отрегулировать проблемы межмуниципальных перевозок нормальным образом?

Ведь это же их вина, именно они допустили своим бездействием сегодняшнюю дестабилизацию жизненно важных и социально значимых межмуниципальных перевозок.

Так пусть теперь и отвечают за это хоть как-то . А то так интересно получается, они присвоили себе право стоять в стороне и ни за что не отвечать. А все проблемы, связанные с их собственным бездействием переводить в плоскость "здоровая конкуренция", "идти в ногу со временем", вот это все? Нет уж, господа. Вы идите куда хотите, в ногу или не в ногу со временем,  но только оставьте людям то немногое, жизненно необходимое, что было у них, и что пока еще осталось от Советского времени  до сих пор .

Приношу извинения за сумбур, писалось с колес, и, наверное, за огромное количество орфографических, стилистических погрешностей , банальных опечаток- проверять времени не было. Надеюсь, что не смотря на все трудности чтения кому-то все-таки удастся понять суть, и предложить гораздо лучшие варианты решений, чем это удалось мне.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх