"Гений вкуса": Владимирский храм в селе Горницы - бывшем имении Беклемишевых
ТИА продолжает публикацию материалов в рамках проекта "Гений вкуса". На этот раз мы познакомим читателей с потрясающей по красоте Владимирской церковью в селе Горницы, построенной по проекту архитектора Николая Львова, - уникальной, не имеющей прямых аналогов в храмовой архитектуре. Это уже третий по счёту храм, о котором мы рассказываем в нашем львовском цикле: до этого были храм-ротонда в Никольском-Черенчицах, Казанский храм и колокольня в Арпачёво и Петропавловский в Переслегино.
По совокупности прямых и косвенных признаков искусствоведы сошлись в мнении, что в Горницах храм построен по проекту Николая Александровича Львова, хотя архивных документированных свидетельств пока не найдено.
Горницы – это практически вымершая на сегодняшний день деревня в Кувшиновском районе Тверской области (немного жителей на два дома появляется в летний сезон), которая находится в лесу – путь к ней есть, но для внедорожников; а ещё можно дойти пешком – это где-то 3.5 км. Рядом протекает речка Поведь.
Село принадлежало роду Беклемишевых, которые владели им до революции 1917 года. И когда-то туда вела отличная и даже местами мощённая булыжником дорога от Торжка. В этом медвежьем углу (а следы медведей там реально есть) стоит уникальная Владимирская церковь (пожалуй, ближайшим аналогом можно назвать Екатерининскую церковь в Мурино под Питером по проекту Львова). Сохранились даже наброски Николая Львова, где изображены обе церкви на одном листе. После окончания строительства храма в Мурино (усадьбе Воронцовых) Николай Александрович, очевидно, приступает к возведению храма в Горницах.
Как и бОльшая часть наследия гениального зодчего на тверской земле, храм был в ужасающе-аварийном состоянии. Усадебного дома вообще не сохранилось – только остатки фундамента.
Фото до консервации
Первое упоминание о Горницах датируется началом 17 столетия, когда помещик Василий Григорьевич Кривский получает его в приданое после женитьбы на Ульяне Ильиничне Мусиной-Пушкиной. В 1652 году царским указом "вдовино село" отписывается Никите Титычу Беклемишеву. Там же в грамоте говорится о ветхой деревянной пустой Никольской церкви. В 1702 году сын первого владельца из рода Беклемишевых строит новую деревянную церковь в честь Николая Чудотворца. А в 1789 году поручик Пётр Васильевич Беклемишев начинает строительство каменного храма, и завершается оно через шесть лет. На закладном или замковом камне в арке (его вставляют последним) до сих пор сохранилась надпись, где указана точная дата окончания постройки – 30 сентября 1795 года.
Храм имеет два престола: верхний, летний, - Владимирской Божией Матери; нижний, зимний (в подклети) - Святителя Николая; построен с использованием излюбленного приёма Львова "иже под колоколы", когда колокольня находится над основным помещением церкви. Здание имеет форму куба 10х10 метров, двухскатную кровлю без главок и куполов – это форма базилики.
Парадный фасад церкви – северный, где находится монументальный портик в виде триумфальной арки. Получается, что храм выстроен не типично, как говорит историк-краевед Денис Ивлев, "шиворот-навыворот", потому как развёрнут на 90 градусов в сравнении с пространственной организацией других православных храмов.
Над портиком возвышается бельведер с 12 колоннами – это как раз колокольня в виде башни-маяка, увенчанная сверху беседкой-ротондой и единственным крестом (но сама колокольня находится со стороны южного фасада). Колокольня, помимо ротонды с 12 колоннами, имеет второй ярус – ярус звона с арками на все четыре стороны света. Исследователи считают, что оба яруса колокольни – это реплика с гробницы Юлиев во Франции (Сен Реми Прованс), мавзолея античного города Гланум.
С восточной стороны к кубическому объему храма примыкает алтарная апсида. С запада – симметричный притвор с гранитным крыльцом-папертью, под которым находится вход в нижний престол с белокаменным иконостасом. Два престола различны, как два мира: первый – высокий, светлый, куда лучи попадают благодаря огромным термальным окнам, второй – низкий, тёмный, мрачный, прототип раннехристианских катакомб. Там же располагалась родовая усыпальница Беклемишевых – под колокольней, то есть фактически за храмовым пространством.
В прошлом году по заказу Минкультуры России за счет средств федерального бюджета на храме провели консервационные работы: внутри поставили несущий силовой каркас из бруса, на который опирается временная кровля на месте обрушившихся сводов, ограничили вход внутрь – забили наглухо все проёмы, а также в местах, где активно обваливается кирпичная кладка, затянули фасады сеткой рабица. Внутрь храма не попасть, к сожалению, так что интерьеры взору не доступны. Но там ещё сохранились остатки лепного карниза и росписи в нишах в конхах (полукуполах). Сами стены в храме оштукатурены и выкрашены в бежевой цвет, а свод был расписан под кессоны. Есть мнение, что иконы для храма в Горницах писал художник Владимир Боровиковский.
За храмом в своё время простирался большой пейзажный липовый парк с прудами, беседками и т.п. От былого великолепия ничего не осталось.
Туристический пеший маршрут в Горницы начинается в деревне Бор, где несколько в стороне, словно хутор, стоит на реке Поведь старинный деревянный дом с мезонином, построенный в 1890 году лесопромышленником Козловым. В советские годы в доме располагалась начальная школа. Впоследствии он был заброшен и пребывал в запустении до 2021 года, когда его выкупили основатели компании "Русский путешественник" Алина Ольшанская и Павел Лабутин. Старинную усадьбу супруги реставрируют, принимают у себя гостей и водят их как раз в Горницы, к львовскому храму.
- Я очень люблю эту церковь, из всей плеяды храмовой архитектуры Николая Львова она самая удивительная и необычная. Мы хотим, чтобы в Горницах побывало как можно больше людей, поэтому и включили село и храм в маршрут, посвящённый львовскому наследию, - рассказывает Павел Лабутин.
Пока мы готовили материал про Горницы, минувшей осенью подрядчик работ ФГУП "Госреставрация" доделал часть противоаварийных рюбот на храме: были закрыты дыры на кровле центрального купола, заложены окна нижнего храма, чтобы предотвратить попадание туда стоков, доделаны крыши фронтонов северного портика, отремонтированы кровли экседр и прочее. Конечно, храм требует более серьезных противоаварийных и реставрационных мер в будущем. Тем не менее, этот памятник национального и мирового значения переживет первую зиму без критического намокания, уточнили участники проекта ВООПИК "Консервация".
Пятый материал из цикла "Гений вкуса" читайте на сайте ТИА 5 декабря.
Фото из архива ТИА, благофонда "Белый Ирис", историка-краеведа Дениса Ивлева и Павла Лабутина.