22 Ноября 24, 03:44
Новости, Гений вкуса
12 Декабря 2023, 09:25

"Гений вкуса": усадьба-ожерелье Глебовых-Стрешневых Знаменское-Раёк

Проект ТИА посвящён наследию выдающегося зодчего Николая Львова
Автор фото Anna Korob
Автор фото Anna Korob

Одна из самых красивых, необычных усадеб Тверской области – Знаменское-Раёк –  ярчайший пример палладианства на русской земле. По мнению ряда специалистов, усадьба была построена по проекту архитектора-самоучки Николая Александровича Львова, последователя итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио. Искусствовед Алексей Греч приезжает в усадьбу в 1920 году, он изучает и  описывает имение и делает выводы о том, что планировка Райка как раз демонстрирует приверженность стилю Палладио. ТИА продолжает проект "Гений вкуса", посвящённый наследию талантливого зодчего, нашего земляка Николая Львова.  

Надо сразу оговориться, что нет никаких документальных подтверждений о том, что автором проекта усадьбы был именно Львов. Пока нет, возможно, что они ещё будут найдены. Но многие исследователи наследия выдающегося архитектора приходят к выводам, что всё -таки усадьба Знаменское-Раёк была построена не без его непосредственного участия. Об этом свидетельствуют несколько важных стилистических и конструктивных особенностей. Кроме того, Н.А.Львов и владелец Знаменского Ф.И. Глебов были соседями по тверским имениям, их связывала дружба. Работами руководили несколько зодчих: сначала Франц Буци, через несколько лет Андрей Трофимов, потом Вальтер Ирвен, которого, в свою очередь, сменил Джованни Руска.

- Есть такая версия, что сам топоним – Раёк – появился благодаря Екатерине II, которая, проезжая по новоторжским местам, настолько восхитилась их красотой, что назвала место райским. Однако это только красивая легенда. На самом деле Нина Аркадьевна Лопатина в госархивах Тверской области нашла документы 17 века, где уже упоминаются населённые пункты Раёк, Большой Рай, был погост Раёк, так что эти топонимы уже существовали. А вот Знаменское появляется как раз при Глебовых, возможно, благодаря церкви в честь Знамения. Одно время существовало даже тройное название усадьбы – Знаменское-Бережки-Раёк (середина XIX века), - рассказала Марина Ребковец, старший научный сотрудник Архитектурно-этнографического музея "Василёво".    

Итак, владельцем и заказчиком имения был генерал-аншеф, сенатор, герой Русско-турецкой войны Фёдор Иванович Глебов, представитель древнего дворянского рода. Новоторжские земли стали вотчиной Глебовых с 1715 года. 

В 1764 году его отец - Иван Фёдорович Глебов – начал строительство приусадебного каменного храма в стиле барокко на месте деревянной церкви на погосте. Главный престол освятили в честь Знамения Пресвятой Богородицы. В храме был и чудодейственный образ Знамения, которым очень дорожила семья. 

В 1774 году Иван Фёдорович отходит от дел и состояние делит между сыновьями. Фёдору Ивановичу как раз и достаются новоторжские уделы с деревнями. На тот момент он был вдовцом и женился вторично (первая жена – княжна Александра Ивановна Дашкова – умерла рано, успев в браке родить дочь Александру). В Санкт-Петербурге на одном из балов будущий владелец усадьбы повстречал блистательную красавицу Елизавету Петровну Стрешневу, представительницу древнего, именитого и богатого боярского рода, породнившегося с царской семьёй (Евдокия Лукьяновна Стрешнева стала наречённой супругой царя Михаила Фёдоровича Романова).

Следует сказать несколько слов о будущей хозяйке Райка. Елизавета Петровна была единственной дочерью (остальные 8 детей умерли), а потому весьма своенравной, избалованной, капризной. Девочка росла в роскоши, манипулировала с детства всем окружением, все её прихоти и желания подлежали беспрекословному исполнению, а шалости и проступки прощались.  В семь лет она осталась сиротой – умерла мать, а потому всю свою заботу и нерастраченную любовь Пётр Иванович Стрешнев перенёс на своё обожаемое божество - маленькую дочку. Ну, вот один из достоверных примеров: кто-то из родственников привёл Лизоньке дорогую куклу, которую девочка очень любила и назвала Екатериной Ивановной. Кукла сидела в кресле на почётном месте, все гости папеньки обязаны были ей кланяться. Иногда девочка отправляла вместо себя на прогулку в одной из личных карет куклу Катю, и не дай бог встречные крестьяне не выказали бы почтение и не сняли шапки с поклоном при её приближении. С возрастом эти качества только усугубились, превратив Елизавету Петровну Стрешневу в взбалмошную, строгую по отношению даже к внучкам, скупую барыню.    
  
И всё-таки Елизавета Петровна в молодости была чудо как хороша собой, обладательница очень красивых волос длиной до пят. Отец Лизоньки далеко на сразу дал согласие на брак, Стрешневы были намного богаче Глебовых: у Фёдорова Ивановича во владении значилось 2000 крепостных душ, а у Елизаветы Петровны – 7000. К тому же тяжело было отпустить единственную и горячо любимую дочь. И всё-таки перед смертью батюшка Пётр Иванович Стрешнев благословил этот брак. 

  

Усадьба Знаменское-Раёк становится подарком обожавшего свою юную жену Фёдора Глебова (разница между супругами была 17 лет). Первые подготовительные работы на территории будущей усадьбы начинаются в 1781 году - строят кирпичный и черепичный заводики, различные хозпостройки, привозят белый камень из Старицы и т.п.  В 1787 году начинается собственно строительство усадьбы – закладывают фундамент каменного главного дома. Основные работы были завершены к 1798 году: в мае имение освящают, а в июле начинаются первые приёмы гостей. Праздник по случаю окончания строительства и благоустройства усадьбы длился три недели. 

Кареты с гостями приезжали с правой стороны, где проходила Государева дорога. Усадьба стояла на пригорке, высоких деревьев тогда не было, поэтому вид на дом и колоннаду открывался во всём своём великолепии. Посетители имели возможность обозреть и оценить всю красоту строения, потому что кареты сначала как бы совершали круг почёта, прежде чем подъехать по аллее к парадным воротам, выполненным в виде триумфальной арки. 

Когда гости въезжали в ворота, их взору представал огромный двор-курдонёр овальной формы, обрамлённый колоннадой из 124 белоснежных тосканских колонн с двумя зеркальными флигелями – южным и северным. А в центре двора красовался фонтан. Позже, в 1801 году, он был оформлен резной деревянной скульптурой, изображающей Ариона, льва и дельфина. По двору гуляли павлины, по периметру были установлены пушки в честь боевых заслуг Глебовых.     
        
Флигели выполнены в виде парных башенок, которые соединены одноэтажными зданиями, замаскированными колонами. В южном флигеле была обустроена оранжерея, выходившая в фруктовый сад. В оранжерее выращивали экзотические для того времени ягоды и фрукты: апельсины, лимоны, персики, дыни, арбузы, зимой - клубнику… Кстати, выращиваемая здесь продукция шла не только на нужды самих господ, но и на продажу. Были в Райке большой птичник, скотный двор, огороды, так что исследователи говорят, что имение приносило неплохой доход.  В северном флигеле располагался каретный сарай на 8 карет. 

Колоннада, соединяющая ворота с флигелями, выполняла функцию декоративной ограды. А вот двойная колоннада, соединяющая флигели и, собственно, сам дом, - это уже некая лоджия, увенчанная балюстрадой. На неё можно было выйти из главного здания и прогуляться. Куда? С южной стороны в здание, где, возможно, был домашний театр, а с северной – в библиотеку и семейный архив. 

С высоты птичьего полёта всё пространство усадьбы оказывается замкнутым в огромное кольцо, благодаря именно колоннам. Это излюбленный приём Андрео Палладио, который строил так северные виллы, объединяя главный дом, флигели и хозпостройки колоннадой. А вот в России подобной усадьбы больше нет, - Знаменское-Раёк уникально. Считается, что это косвенное доказательство участия в строительстве Николая Львова как яркого последователя итальянского архитектора.  

- Но замкнутой колоннады у Палладио тоже не было, такой приём уже придумал сам Львов. По одной из романтических версий, усадьба представляет собой подобие ожерелья, которое подарил своей супруге Фёдор Иванович Глебов: где усадебный дом – это драгоценный кулон, колонны – жемчужины и замочек – ворота. По другой версии, такая форма усадебного пространства напоминает римский форум. Ведь в Райке есть своя триумфальная арка, а напротив возвышается дом с портиком, как у античных храмов. Недаром Гавриил Державин, хорошо знавший Львова, называл такие дома "храмовидными", - говорит Марина Ребковец.

Главный дом усадьбы небольшой, трёхэтажный, с бельведером. На нижнем или исподнем этаже, перекрытом каменными сводами, находились кухня, колодец, хозяйственные помещения, комнаты для челяди. Второй этаж был жилым, где располагались личные покои господ, а третий – парадный. Усадьба строилась как резиденция для приёма императорских особ. Так, по сведениям исследовательницы наследия Львова Нины Лопатиной, в 1782 году Екатерина II приезжала на крестины второго сына Фёдора Ивановича и Елизаветы Петровны – Дмитрия.     

Входим внутрь дома. Гостей встречает… нет, не парадная лестница, как ожидалось, а овальный вестибюль. А лестниц в доме две: с южной стороны – парадная, деревянная, с северной – служебная, каменная. Всё пространство в усадьбе было строго разграничено и регламентировано для перемещения слуг и господ, потому как челядь, конечно, должна быть под рукой и явится по первому зову, но и мозолить хозяевам глаза тоже нельзя. Так, все парадные двери, ведущие в покои господ или залы, были высокими и двустворчатыми. А двери служебных помещений – низкими.

К сожалению, от былой роскоши в доме мало что осталось – лепные фризы, карнизы, фрагменты потолочной и настенной росписей. 
В 1888 году правнучка Стрешневы-Глебовых продаёт усадьбу Дубасовым. Новые хозяева делают небольшие переделки и живут в усадьбе постоянно, в отличие от первых владельцев, для которых поместье Знаменское-Раёк было загородной резиденцией и которые посещали её наездами. До 1930 года убранство Знаменского ещё сохранялось, а после уже начались значительные утраты и перестройки. 

Национализированное имение проходит все этапы подобных русских усадеб в советские годы: сначала здесь даже располагалась картинная галерея, потом - дом отдыха трудящихся; в годы Великой Отечественной -  госпиталь (кстати, именно здесь проходил реабилитацию лётчик Маресьев); после войны в Райке открыли колонию для несовершеннолетних. В 1970 году сюда приезжала Калининская реставрационная мастерская. Что именно было сделано и восстановлено, сказать сложно. По-видимому, поменяли паркет, оконные блоки и дверные полотна. Затем в имении работал пионерский лагерь для детей работников Центросвара. 

В 1990-е годы в Знаменское-Раёк приезжали эксперты Центральной реставрационной мастерской, которые провели ряд исследований. Так, сняли десятки слоёв уродливой штукатурки и краски, а под ними уже обнаружили фрагменты росписи конца XVIII века. Основной отделкой и украшением усадьбы изначально как раз была темперная живопись, которую выполняли крепостные мастера под руководством Николая Устинова. В основном присутствовали растительные орнаменты. Также местные мастера из крепостных умели делать мебель, посуду и другие детали интерьера, которые также шли на продажу.

Комнаты в усадьбе расположены по анфиладному типу. Так, из вестибюля, который когда-то украшали огромные зеркала в резных деревянных рамах, гости могли пройти в бильярдную. Архитектор Ирина Калугина считает, что в этой большой комнате была именно бильярдная с двумя мраморными каминами. А из неё уже – выход на открытую лоджию и в парк.    
     
Конечно, камины в основном выполняли декоративную функцию, потому что отапливалась усадьба печами. 

- У многих на слуху необычные "воздушные" печи с воздуховодами по проекту Николая Львова, которые он построил в своём родовом поместье Никольское-Черенчицы. В Райке подробных исследований печей ещё не проводили. Но известно, что в полу под оранжерей были найдены подобные воздуховоды, поэтому можно предположить, что над печами в усадьбе также трудился Николай Львов, талантливый инженер, - добавляет Марина Анатольевна.
  
Потолки в комнатах не были очень высокими, поэтому стены расписывали в светлых пастельных тонах. 

Стены в парадной столовой были зеленовато-голубоватого цвета. Одним из главных украшений можно назвать фриз с 24 медальонами – когда-то в них размещались портреты царской и императорской семей, а в двух медальонах с коронами были изображения Евдокии Стрешневой и её мужа Михаила Фёдоровича Романова. Хорошо сохранились роспись плафона с мифологическими сюжетами, лепной карниз. В центре стоял стол с двенадцатью стульями из "голубого" гарнитура. Рядом располагалась буфетная и кондитерская. Паркетный пол имел геометрический узор, который совпадал с рисунком паркета в имении Львова в Черенчицах. В фондах Тверского государственного объединённого музея сохранилась фотография 1920 года. Столовую тогда переделали под спальню. Сейчас весь интерьер утерян, в запасниках музея остался только один стул.  

Впервые парадная лестница была перестроена в конце 19 века при Дубасовых. Так, сюда перенесли для украшения две вазы, которые ранее находились в парадном центральном зале; достроили колонны, сделали металлическую решётку, пилястры. Затем лестницу явно перестраивали в советский период – появились уродливые детали из фанеры.

Вход в парадный или центральный зал был оформлен ионическими колоннами. Помещение прямоугольное по форме, перекрыто двойным куполом, который стал "визитной карточкой" архитектора Николая Александровича Львова.  

- Декор купола хорошо сохранился, потому что были сделаны перекрытия в советские годы, а потом их демонтировали. Мы видим здесь кессоны с розетками трёх видов, которые полностью повторяют композицию лепнины Воскресенской церкви-ротонды с усыпальницей в Никольском-Черенчицах и Казанской церкви в Арпачёво. Сомневаюсь, что это случайное совпадение. Это как раз служит доказательством того, что Львов не только принимал участие в разработке проекта усадьбы, но и в создании её внутреннего убранства. На двойной купол архитектора вдохновил Римский пантеон. Но в условиях суровой русской зимы Львов придумывает второй купол – небесную полусферу. Особым образом устроено световое решение – в бельведере есть четыре окна, которые нам не видно из зала, но они обеспечивают мягкий рассеянный свет. Кстати, в бельведере располагались музыканты. А вообще убранство парадного зала Райка точь-в-точь повторяет такой же зал в вилле Тьене Андрео Палладио. 

В зале сохранился один из каминов, выполненный из чёрного лабрадора с белыми вставками. Над каминами были зеркала, а по бокам – печи. Как выглядел парадный зал, можно понять благодаря картине XIX века. На ней мы и видим вазы, которые Дубасовы потом перенесли на лестницу.  
Ещё одной изюминкой зала можно назвать необычные "плавающие" полы. По одной из версий, это был танцевальный зал. С помощью специальной балочной системы полы были устроены таким образом, что они пружинили под ногами танцующих пар. Это свойство они сохранили и сейчас. 

Сохранилась в усадьбе парадная спальня, оформленная фальшмрамором с вкраплениями итальянского белого мрамора. В спальне была кровать с альковом и пышным балдахином, очерченная по бокам колоннами с позолоченными капителями. Считается, что это помещение предназначалось для Екатерины II. Правда, приехать к Стрешневым-Глебовым в новое поместье императрица не успела.  

Седьмой и заключительный материал из цикла "Гений вкуса" читайте на сайте ТИА 19 декабря.

Фото из архива ТИА, архитектора Кирилла ЯковлеваВсероссийского историко-этнографического музея, а также автора фотопроекта "Заброшенная Россия" Анны Короб.

Галерея
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх