02 Мая 24, 16:16
Новости, Гений вкуса
31 Октября 2023, 11:03

"Гений вкуса": Николай Львов - зодчий, изобретатель, палладианец, любящий супруг

Проект ТИА посвящён наследию выдающегося зодчего Николая Львова

"Русский Леонардо", "Русский Палладио", "Гений вкуса" - так называли Николая Александровича Львова (1753-1803), уроженца торжокской земли, представителя старинного дворянского рода. Талант его был многогранен и универсален: архитектор-самоучка, учёный-экспериментатор, инженер, геолог, ботаник, садовод, переводчик, музыкант, поэт, драматург, писатель…

Если о художественной ценности поэтических произведений Н.А. Львова можно спорить, то культурное достояние его архитектурных творений и шедевров сомнений не вызывает. Николай Львов - создатель изумительных по красоте и исполненных особой жизненной философией творений: от великолепных дворцов и величественных храмов до усадеб и мостов; от парков с каскадами прудов и садовых павильонов до валунных погребов и кузниц; от раки для мощей Ефрема Новоторжского до эскизов фарфорового сервиза для императрицы Екатерины II...

В 2023 году мы отмечали две памятные даты – 270-летие со дня рождения выдающегося архитектора и 220 лет со дня его смерти. Он прожил всего лишь полвека, но жизнь его была столь насыщена, вместила так много событий, путешествий, встреч и деяний! В память о нашем выдающемся земляке мы запускаем проект "Гений вкуса" - цикл материалов о наследии Львова в Тверском крае. 

Невозможно объять необъятное, о Львове и его творчестве написаны сотни книг и исследований, мы и не ставили перед собой цель изложить все известные биографические факты или сделать искусствоведческий анализ. Цель проекта ТИА иная – познакомить жителей нашего региона и не только с наследием зодчего, рассказать о его выдающихся памятниках архитектуры мирового значения. Чтобы на вопрос гостей Торжка у бюста Львову – кто это? – новоторы не пожимали бы плечами, а с гордостью просвещали туристов о своём талантливом земляке. Мы хотим также привлечь внимание властей и общественности к состоянию наследия Львова, поскольку подавляющее большинство памятников находятся в аварийном или руинированном состоянии, а что-то уже и утрачено безвозвратно. 

Итак, в нашем проекте мы расскажем о следующих львовских творениях: Борисоглебский монастырь в Торжке, родовые поместья Львовых Никольское-Черенчицы и Арпачёво, Владимирский храм в селе Горницы, усадьба Львовых в Василёво, Петропавловский храм в Переслегино (Загорье), усадьба Стрешневых-Глебовых Знаменское-Раёк. Безусловно, Львовске кольцо включает в себя больше памятников и населённых пунктов – это и усадьба Бакуниных в Прямухино, и погост в Прутне, и усадьба в Митино, усадьба в Грузинах и другие. Но мы выбрали самые знаковые, на наш взгляд, памятники архитектуры, через историю которых мы попробуем раскрыть разные грани дарования и незаурядной личности Николая Александровича Львова. Сразу оговоримся, архивных документов, напрямую свидетельствующих об авторстве проектов, мало, а некоторые памятники их не имеют вовсе. Возможно, что эти сведения историкам и искусствоведам ещё предстоит отыскать среди запылённых томов на архивных полках. Однако существует явный совокупный набор признаков, который говорит о творческом почерке Львова при проектировании усадеб, храмов, парков и череды других памятников XVIII века. В этом соглашаются подавляющее большинство историков, архитекторов, культурологов и краеведов. Соглашаемся и мы.

Творческий гений и полёт мысли Львова привели к парадоксальной ситуации: с одной стороны, Львов как нельзя кстати пришёлся к Великолепному или "Золотому" веку Екатерины Великой , когда дворяне императорским указом получили "вольную" и начинается массовое строительство загородных усадеб; его творения гармонично вписались в парадигму эпохи Просвещения с её идеей греко-византийской преемственности, которая "породила множество "греческих" и "римских" портиков, колоссальные полусферы куполов русского классицизма, тонкие арабесковые орнаменты росписей, "гавани" усадебных прудов и "маяки" колоколен"*. С другой стороны, дарование Мастера было столь велико, что некоторые его идеи и открытия оказались непонятным современниками и отвергнутыми, так что Львов опередил своё время на несколько десятилетий. 

Вот что написал первый биограф архитектора, его кузен Фёдор Львов: "Мастер клавикордный просит его мнения на новую механику своего инструмента. Балетмейстер говорит с ним о живописном расположении групп своих. Там господин Львов устраивает картинную галерею. Тут на чугунном заводе занимается он огненной машиной. Во многих местах возвышаются здания по его проектам. Академия ставит его в почетные свои члены. Вольное экономическое общество приглашает его к себе. Там пишет он "Путешествие на Дударову гору". Тут составляет министерскую ноту, а здесь опять устраивает какой-либо великолепный царский праздник или придумывает и рисует орден св. Владимира". 

Печник, геолог, "землебитное строительство"

Николай Львов придумал и создал оригинальную конструкцию печей и каминов, которые обогревали помещение нагретым свежим воздухом. Он сам был профессиональный печник, умел делать печи и изразцы. При этом Львов ставил разные опыты, чтобы печь топилась снизу, а тепло отдавала на верхний покой, чтобы не было угара и дыма, чтобы изразцы был дешёвыми и хорошо грели. Львов мечтал о повсеместном внедрении своего изобретения и выпустил книгу "Русская пиростатика", в которой подробно описал придуманный им способ отопления помещений. Плюс Львов крайне интересовался вопросами теплоизоляции и придумал так называемые землебитные кирпичи или строительные блоки из прессованных гравия, песка, глины и земли. Этот материал имел два достоинства: он был дешевым и не боялся пожаров. Это была ещё одна идея Львова - внедрить в России "землебитное" строительство.

- При постройке здания не требовалась кирпичная стена в полметра толщиной, а нужна была лишь прослойка из утрамбованной земли между двумя рядами кирпичей. Это то, что потом использовали советские строители, которые делали постройки в посёлках торфодобычи. Торфяные дома – это брикеты торфа, обложенные кирпичом с двух сторон. Львову удалось увлечь своей идеей Павла I, в результате чего по землебитной технологии был построен Приоратский дворец в Гатчине, - рассказывает историк- краевед Павел Иванов. – Николай Львов создал школу землебитного строения у себя в усадьбе Никольское-Черенчицы, обучал мастеров. Но эта технология не прижилась.

Увлекшись геологией, Львов обнаружил неподалеку от Боровичей запасы каменного угля и организовал там разработку месторождения. В России тогда уголь не добывали, а закупали в Англии. Увы, открытия Львова современники не оценили, покупателей не нашлось. Уголь доставили в Санкт-Петербург, разгрузили во дворе дома Львовых. Рядом произошел пожар, и огонь перекинулся на запасы угля. Убытки были огромными. Глядя на огонь, хозяин ничего не мог поделать, только написать стихотворение:

Вода огонь не потушает,
И десять дней горит пожар,
Огонь воды не осушает,
А воздух раздувает жар...

Тайна женитьбы

Николай Львов так много успел за свою жизнь, что даже удивительно, как ему хватило сил и времени на огромную любовь. Из писем, сентиментальной и романтической поэзии Львова, его взаимоотношений с семьёй и людьми следует, что для него понятия любви, верности, веры, дружбы были основополагающими и святыми.  Николай Александрович даже сочинил вот такую автоэпитафию: "Родился, влюбился, женился и жил, пока любил".

Существует очень красивая, трогательная и романтическая история о тайной женитьбе Николая Львова и его избранницы Марии Дьяковой. Она ненадолго пережила супруга (Н.А. Львов скончался в 1803 году, М.А. Дьякова – в 1807 году), именно Марии Алексеевне придётся вести дела в родовом имении в Никольском-Черенчицах из-за постоянных разъездов Николая Александровича, а также достраивать его творения – сам усадебный дом и храм-ротонду с усыпальницей. 

Львов познакомился с Дьяковыми благодаря Бакуниным, влюбился в дочь руководителя чертёжной мастерской Сената Машу Дьякову, которая отвечала ему взаимностью. Он неоднократно делал предложение возлюбленной, но каждый раз получал отказ из-за недостаточной состоятельности и невысокого служебного положения. Отчаявшись, влюблённые с помощью друзей тайно обвенчались. Опасаясь родительского гнева, супруги скрывали свой брак и рассказали о венчании только несколько лет спустя. Об этом в своих мемуарах писали С.В. Капнист-Скалон и Н.И. Мердер. По одной из версий, первой об этом секрете узнала сама императрица, которая допытывалась у Марии Алексеевны, почему та отказывает сватавшимся к ней женихам.  

Однако некоторые исследователи биографии и творчества Львова считают, что эта история – всего лишь легенда. Так, К.Ю. Лаппо-Данилевский приводит факты, основываясь на выписке из метрической книги о венчании Львова и Дьяковой, а также о письме Николая Александровича графу А.Р.Воронцову. Из метрической книги церкви Живоначальной Троицы в Галерной гавани следует, что венчание Львова и Дьяковой состоялось в ноябре 1780 года, при этом поручителями названы иные лица, а не авторы мемуаров. В письме к графу Воронцову Львов открыто пишет, что вынужден скрывать уже четыре года свою женитьбу в силу ряда обстоятельств. Более того, родители Марии знали о венчании: "…огорчённые старики, озабоченные ещё к тому безмолвным замужеством их дочери, принуждали меня вседневно объявить оное…"*.    

Отношение родителей будущей супруги к Львову было, скорее всего, доброжелательным. Николай Александрович неоднократно бывал в доме Алексея Афанасьевича Дьякова, где имел возможность обучаться азам архитектуры и иностранным языкам (сам Дьяков владел четырьмя языками), встречаться с выдающимися архитекторами того времени, пользоваться великолепной библиотекой Дьяковых. Так что некоторые исследователи считают, что на становление Львова как архитектора оказал влияние именно его будущий тесть.   

Одной из причин, по которой Львов не разглашал свою женитьбу, могло быть положение дел Алексея Дьякова – у него тогда начались большие неприятности по службе в связи с обвинениями в казнокрадстве и затянувшимся строительством колокольни Петропавловского собора. Обвинения были серьёзные, которые, в случае признания вины, отразились бы весьма негативно на судьбах всех членов семьи.  Львов тогда уже служит в Коллеги иностранных дел, и такой скандал явно бы повредил его карьере. А в те годы разрешение на брак спрашивалось и у начальства. Кроме того, если бы суд вынес обвинительный приговор, то, скорее всего, возмещать ущерб казне пришлось бы, в том числе, и за счёт приданного Марии. Возможно, были и другие "резоны". Но так или иначе Николай Львов и Мария Дьякова прожили в любви и согласии 23 года и у них в браке родилось шестеро детей.      

Палладианство

Для понимания идей и замыслов Николая Львова, всего его творчества, архитектурных экспериментов, философии творений и памятников, необходимо понимать, что такое Палладианство и какое значение оно имело для зодчего. 

Начнём с азов. В древнегреческой культуре был разработан универсальный язык или код, который нашёл воплощение, прежде всего, в классической архитектуре, к образам и приёмам которой до сих пор обращаются архитекторы во всём мире. Она отталкивалась от телесности человека, учитывала человека во всей его психосоматической полноте (а начинается она с осознания и создания самого себя). Таким образом, кульминацией воплощённых в древнегреческой архитектуре принципов гармонии и меры стало понимание пропорций величайшего произведения природы -  человеческого тела. Так, колонна – это несущая часть ("тело"), у которой есть основание – "ноги" и капитель - "голова". Все основные принципы и законы классической архитектуры обобщил и изложил в своём трактате "Десять книг об архитектуре" древнеримский архитектор Марк Витрувий. Во времена Ренессанса возобновляется интерес к античности и к произведениям Витрувия, тогда же появляется знаменитый витрувианский человек, вписанный в фигуры круга и квадрата (многим известен по рисунку Леонардо де Винчи). 

Итальянский архитектор Андреа Палладио переработал постулаты Витрувия, переосмыслив принципы строительства с точки зрения новых экономических требований, а также христианской догмы. Он стал создателем выдающихся сооружений – храмов и вилл в Венеции, нового типа ренессансного города. Созданный им новый язык архитектуры опять-таки оказался универсальным, то есть можно было брать готовые решения и копировать, что и делали последователи палладианства в Англии, Америке, Германии, Франции, России…

В 18 веке в России, благодаря Екатерине II, наступает "Золотой" век усадебного строительства. Архитектор Николай Львов побывал в Италии, приобрёл оригинальные произведения итальянского архитектора и взялся с большим рвением за палладианство, но при этом с его стороны не было слепого подражания или копирования. Николай Александрович имел критический подход, разумно взвешивал и рационально перерабатывал идеи итальянского мастера, а при строительстве усадеб, прежде всего, воплотил принципы, оберегающие личную частную жизнь владельцев имений, вдали от Двора и императорских дворцов. В львовских поместьях люди могли быть самими собой, встречаться с друзьями, проводить время в тиши и спокойствии. 

- Львов начинает размышлять о том, как надо строить в России, чтобы было прочно, надёжно, красиво, долговечно. Плюс к этому Львов старался сделать ещё и дёшево. Его очень раздражало как человека эпохи Классицизма расточительство предыдущего царствования. Он вводил в отечестве "вкус палладиев" с тем, чтобы был не просто красивый дом, а чтобы в этом доме было тепло, комфортно, были санитарные удобства, и этот дом говорил о хозяине как о носителе высокой культуры и изящного вкуса, - говорит тверской историк-краевед Павел Иванов.

Исследователи творчества Львова отмечают, что весьма некорректно говорить о нём как о подражателе Палладио, поскольку творения русского зодчего самобытны и уникальны. 

- Например, архитектура Палладио не подходит русскому климату. Это в Венеции можно строить гигантские соборы, там тепло. Архитектура, как и всякое искусство, воплощает некие идеи создателя, и в то же время она утилитарна, то есть, как сформулировал три закона архитектуры Витрувий, объединяет красоту, пользу (практичность) и прочность (долговечность). Львов не просто приспосабливает к российским реалиям проекты Палладио, но он анализирует его творчество, что-то берёт на вооружение, что-то подвергает критике, что-то добавляет своё. Русское палладианство и классицизм, если можно так выразиться, более уютные, более соотнесены с человеком. Палладио был превосходный градостроитель, блестяще работал с пространством, фасадами, но его интерьеры отличались некоей холодностью. Недаром в своём дневнике Львов писал, что интерьерам надо учиться у французов. Скажем, Борисоглебский собор в Торжке снаружи строгий, даже где-то закрытый, сдержанный, не крикливый, а внутри ощущается невероятная лёгкость. У Палладио, увлечённого монументальными строениями, в то же время не было умения и задачи работать с маленькими деталями. У Львова наоборот – очень простая и гениальная пропорционированность, соотнесённая с Человеком. То есть русский зодчий не был плагиатором или слепым последователем, у него есть свой стиль, - рассказывает искусствовед Ольга Альтер, соавтор заявки "Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова".

Идею двойных куполов с окулюсом** Львов доводит до совершенства, и до него никто из архитекторов так не делал. Николай Александрович становится настоящим мастером света. Свет для него вообще приобретает некое сакральное, священное содержание, признак божественного присутствия, львовские храмы буквально залиты мягким, ровным, тёплым и обволакивающим светом. Архитектор работает и с пространством, по-особому его организуя, словно вылепливает воздух, как скульптор.

ЮНЕСКО: "Строения Львова – это выдающиеся памятники архитектуры мирового значения"

Часть памятников архитектора Николая Львова включена в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В серийную номинацию входят: историческая застройка центра Торжка, а также усадьбы в Черенчицах, Арпачёво, Прямухино, Райке, Владимирский храм в Горницах, Петропавловский храм в Переслегино, валунный мост в Митино. Это стало возможным благодаря инициативе искусствоведов, которые в 2021 году предложили включить серийную номинацию "Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова" (всего свыше 200 объектов) в список объектов всемирного наследия. Текст заявки тогда написали историки архитектуры Ольга Альтер и Арсений Петров. Продвижением этой инициативы также занималось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Итак, постройки знаменитого архитектора Николая Львова в Тверской области имеют шанс стать объектом всемирного наследия. Для этого российская сторона должна подготовить план реставрации объектов и вовлечения в культурный оборот. Но дело в том, что планов по управлению и сохранению наследия Львова пока нет. Между тем, большинство построек находятся в руинированном и аварийном состоянии. 

Как пояснила Надежда Филатова, замдиректора НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, вице-президент Национального комитета ИКОМОС, номинирование объекта в список всемирного наследия проходит в три этапа. Первый этап — это включение в Предварительный список, второй – проведение предварительной оценки консультативными органами Комитета всемирного наследия на основании заявки государства, третий — непосредственно подготовка номинационного досье и его рассмотрение в различных инстанциях. 

- В среднем, номинационный процесс занимает от 5 до 10 лет, а в некоторых случаях и более. Для номинирования потребуется подготовить заявку на предварительную оценку и далее, при получении положительного заключения по итогам самой процедуры предварительной оценки, необходимо будет подготовить номинационное досье: план управления объектом, картографические и иллюстративные материалы. 

Включение памятников в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – это, конечно же, не только вопрос престижа. В первую очередь, это приоритетное федеральное финансирование на реконструкцию или хотя бы консервацию памятников архитектуры, а также потрясающая возможность для развития территорий и экономическая выгода для региона, так стремящегося развивать сферу труизма, считает Арсений Петров, искусствовед, соавтор заявки "Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова". 

- Наследие Львова реально может стать важным драйвером развития Тверской области и Торжка, в частности. Есть же успешные примеры – Владимир, Суздаль, Свияжск. Торжок уникальный город – он расположен на Государевой дороге, сохранил пока ещё самобытность старинного провинциального городка, не говоря уже про имеющееся культурно-историческое достояние. И если удастся включить наследие Львова в список ЮНЕСКО, то это даст мощный толчок к развитию Торжка, потянет за собой и отдалённые территории с полуразрушенными памятниками, как те же Горницы или Переслегино, можно будет организовывать двух- или трёхдневные турпоездки, для чего нужна также инфраструктура (гостиницы, дороги, туалеты и т.д.). Конечно, сейчас есть сообщества энтузиастов, волонтёров, поклонников Львова, которые пытаются хотя бы что-то сохранить, спасти, законсервировать. Но это капля в море и делается всё вопреки, потому что никакой поддержки, желания и понимания у местной власти нет. У российских чиновников вообще нет понимания об экономической составляющей культуры, - говорит Арсений Петров.

Справедливости ради стоит добавить, что в этом году Торжок стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. В рамках грантового финансирования в 2024 году в Торжке будет благоустроена одна из главных площадей города - площадь 9 Января. 

Читайте первый материал из цикла "Гений вкуса" 7 ноября. Матералы будут выходить еженедельно. 

Благодарность

Редакция ТИА сердечно благодарит наших партнёров и друзей за помощь в создании материалов цикла "Гений вкуса":

  • краевед, историк Павел Иванов (Тверь);
  • историк и краевед Денис Ивлев (Вышний Волочёк);
  • искусствоведы Арсений Петров и Ольга Альтер, соавторы заявки о внесении памятников Н.А. Львова в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • основатель и руководитель архитектурного бюро "Тектоника", архитектор-реставратор Кирилл Яковлев;
  • основатель компании "Русский путешественник" Павел Лабутин;
  • коллектив Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ);
  • Тверская епархия, архимандрит Амфилохий (Анатолий Желябовский)
  • Благотворительный фонд "Белый Ирис";
  • Оксана Рафаиловна Шпакова - руководитель Никольского сельского клуба (Никольское-Черенчицы). 

*"Новоторжская столица "Русского Палладио": по следам Львова. Наследие Н.А.Львова"  (2021 г.).
** Окулюс – круглое отверстие в центре купола. Примером могут служить римский Пантеон, храм Гроба Господня в Иерусалиме. 

В статье использованы фото ВИЭМ, "Белого Ириса", из архива ТИА. 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх