Они делают детей счастливее: в интернат под Тверью пришли наставники
Данила* из многодетной семьи. У его родителей есть особенности интеллектуального развития, плюс алкоголизм – они лишены родительских прав: все дети, это пять братьев, живут в детском доме. У мальчишки тоже есть задержка в развитии. Некоторое время назад у него появилась наставница Ирина. Оба они вошли с программу индивидуального наставничества, которую в Тверской области реализует фонд "Старшие Браться Старшие Сёстры". Ирина – человек очень интеллектуальный, но она прониклась историей мальчика и решила с ним работать. Эту историю ТИА рассказала один из кураторов проекта наставничества, Татьяна Выбиванцева.
- Самое главное – это как они познакомились. Данила водил Ирину по учреждению, всё показывал и рассказывал. Она ему что-то говорила, они вместе собирали какой-то конструктор, модель. Знакомство прошло на одном дыхании. И в конце наши кураторы спросили Данилу, как ему понравилась наставница, как понравилась встреча. Ребёнок захлебнулся в рыданиях, он не смог справиться со своими эмоциями: "Меня никто никогда так не слушал, со мной никто никогда так не разговаривал, у меня никогда не было такой старшей сестры". У него слёзы градом льются, не хватает воздуха, он захлёбывается и вот так говорит. Понимаете, чего не хватает детям в учреждениях? Одно дело, когда приезжают шефы и работают с коллективом детей: провели мероприятие, подарили всем подарки, всё замечательно, и уехали, потом приехали через полгода. И совсем другое – индивидуальное наставничество. Наша программа даёт регулярное постоянное общение ребёнку со значимым взрослым, когда взрослый человек заинтересован именно в тебе, он общается именно с тобой. Ему интересно, что ты чувствуешь, что ты думаешь, чего ты хочешь. Вот это нужно ребёнку и такое отношение рождает доверие к взрослым, к окружающему миру в целом. Ребёнок начинает делиться с наставником сокровенным, и тогда у взрослого появляется ключик, который открывает дверь души ребёнка, и можно на него влиять, помогать социализироваться. Другие форматы наставничества этого не дают, - говорит Татьяна.
Наставничество и Медновская школа-интернат
Почти два года в Тверской области работает программа наставничества для детей из детских домов или в трудной жизненной ситуации от фонда "Старшие Братья Старшие Сёстры". С проектом работают несколько учреждений в регионе. Одно из них – школа-интернат в Медном. Хотя здесь учатся и живут дети, у которых есть родители, программа наставничества может им очень помочь в жизни. Корреспондент редакции ТИА Олеся Вострикова побывала в школе-интернате, поговорила с директором и куратором о программе и о том, что она даёт.
"Проект нам нужен"
Медновская санаторная школа-интернат располагается на окраине села Медное под Тверью. От каникул до каникул здесь живут дети, у которых есть проблемы со здоровьем и учёбой.
Сюда попадают ребята, которым требуется длительное лечение, как правило, они состоят в разных группах учёта в противотуберкулёзном диспансере или просто так часто болеют, что не успевают освоить школьную программу. На ограниченный срок сюда берут детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Да и туберкулёз – болезнь социальная. Она больше говорит о комплексных проблемах в семье, нежели о здоровье ребёнка.
Важнейшая часть жизни в интернате - оздоровительные процедуры. Например, утро начинается с небольшой пробежки и обтирания мокрым полотенцем. Во дворе интерната есть несколько игровых площадок. Детский досуг расписан по минутам. Как говорит директор школы Виталий Солдатов, "жизнь протекает бурно, много событий".
Весной 2021 года представители проекта наставничества представили программу на педсовете в Медновской школе-интернате.
- Коллектив принял инициативу. Это меня очень порадовало. Изначально у меня был расчёт на этот проект, я понимал, что он нам нужен, зная контингент детей, - именно такого общения им не хватает, - рассказывает директор школы-интерната.
С похожей программой интернат уже работал. Компания из города Химки курировала выпускников Медновской школы-интерната. Они опекали талантливых ребят, помогали им получить профессиональное образование и поступить в вуз, поддерживали мотивацию и даже платили приличную стипендию. Проект со временем закрылся. Результаты такой личной работы Виталий Валерьевич Солдатов уже видел, потому и проникся программой индивидуального наставничества.
Наставники или родители
В прошлом году, когда мы впервые рассказывали о программе наставничества фонда "Старшие Братья Старшие Сёстры", мы приводили пример из Зубцовского детского дома. Там у детей родителей нет: либо они умерли, либо лишены родительских прав и потеряли связь с ребёнком. В Медновской школе-интернате ситуация другая. У детей, которые живут здесь, родители есть.
Виталий Валерьевич однозначно говорит, что наставник не заменяет родителей. Трудно понять и представить, насколько важны детям из сложных семей их родители, и чаще это только мама.
- На самом деле, всё происходит так: если мама не позвонила, а должна была позвонить, - у ребёнка полный крах в жизни. Он не будет есть, будет всё швырять, вредить. Это будет аффект, истерики и так далее. Именно в этой ситуации наставник может помочь, но не заменить. А когда мама должна вот-вот приехать и забрать, в последние дни перед каникулами – никакой наставник не нужен. Потому что сейчас приедет мама. Она может иметь тягу к спиртному, быть безработной, кормить "дошираками", употреблять нецензурные слова... Я сейчас говорю о крайних случаях, но они есть. И всё равно - она самая любимая и нужная. Её звонок, поддержка, какое-то ласковое слово переворачивают мир ребёнка. И у нас тогда всё получается. А если с мамой проблемы, тогда и у нас ничего получаться не будет, – рассказывает Виталий Солдатов.
Наставники – это другое, поясняет педагог. Это друг, может быть, даже идеал, брат или сестра, каких у ребёнка никогда не было. И это человек из другой реальности, он же может стать для ребёнка проводником, ориентиром, с помощью которого он может вырваться из привычного, не самого благополучного, а иногда совсем неблагополучного мира.
- У фонда, который ведёт программу наставничества, очень хорошее название, которое говорит само за себя – "Старшие Братья Старшие Сестры". Они старшие не только по возрасту, но и в плане жизненного опыта, который передается ребёнку именно на правах брата или сестры. Что они делают? Они общаются, прежде всего, как представители мира - доброго другого мира извне. Это люди успешные в своей жизни, состоявшиеся, образованные, воспитанные (последнее особенно важно), понимающие, чего они хотят, - у них с целеполаганием всё четко, именно так они пришли в этот проект. Это общение носит социально-реабилитационный характер для наших детей.
Посмотрите, что Зоя (Зоя Карева - руководитель тверского подразделения фонда "Старшие Братья Старшие Сёстры" - прим. ред. ) и ее кураторы и психологи делают: они подбирают детей и наставников, которые сходны не только по характеру, но даже чуть-чуть и внешне. Есть такие пары. Наши дети – социально незащищённые слои населения. И им трудно выйти за пределы этого круга. У нас общение в режимном учреждении идёт по своим маршрутам, в своей алгоритмике, и другим оно быть не может. Мы - учителя, воспитатели - требуем и соблюдаем эти режим и уклад. Да, мы включаем детей в различные мероприятия, со многими у нас есть доверительные отношения – школа маленькая, мы всех их знаем, как облупленных. Мы очень много ездим с ними, у нас есть и транспорт, и на поезде куда-то поехать можем - мы легки на подъём. Но эта матрица все равно остается иерархичной. Мы не можем себе позволить общаться так, как общаются наставники.
Наставник находится там - в большом мире. Тут даже ничего не надо делать, просто общайся, и ребёнок будет воспитываться. Он настроен на общение, ждет встречи, планирует. Если появится доверительное отношение, он будет вопросы задавать, тайны рассказывать, раскрываться. В процессе общения ребёнок видит другие реакции, другой опыт. Так начинается тонкая настройка, тонкая работа души с душой. Это ценнейший проект и ценнейшая страница жизни, которая повлияет на всю судьбу ребёнка, я в этом уверен.
Успехи и трудности
В Медновской школе-интернате постепенно сложились 16 пар наставник-ребёнок. Они все разные, все находятся на разных этапах построения отношений. Некоторые работают уже год, некоторые только начали знакомиться. Виталий Солдатов говорит, что каждый раз это очень индивидуальная история. Однозначно можно сказать, что общение с наставниками влияет на детей благотворно. Такие выводы директор делает, исходя из наблюдений за общим эмоциональным фоном детей.
Есть, конечно, и сложности. Одна пара, например, быстро распалась. Наставник и ребёнок так и не смогли найти точки соприкосновения. Есть трудности в установлении доверительных отношений. Некоторым детям, в силу сложной ситуации дома, трудно раскрыться, доверять. Но если ребёнок не выходит из проекта, значит ему это общение всё равно нужно, говорит педагог. Даже если он пока не готов начать говорить о том, что для него важно.
Одной из серьёзнейших проблем стало то, что у детей, которым наставник остро необходим, родители не способны сделать минимум для включения в программу.
- Многие люди живут так, что для них заполнить документы - все равно что полететь на Марс. Кто-то из них не брал книжку в руки и ничего не писал после школы. Есть и такие. А для участия в программе нужно пройти юридическую процедуру: написать заявление, заполнить анкету, подписать соглашение, и другие документы. Приехать на беседу, выслушать, что скажет куратор о фонде, о программе. Это большая проблема.
Сейчас в школе-интернате образовалась очередь из детей, которые хотят участвовать в программе наставничества.
- Ребята видят, как наставники включаются в нашу жизнь: участвуют в наших мероприятиях, проводят свои мастер-классы, проводят профориентационные экскурсии. Наши воспитанники уезжают с наставниками в Тверь на какие-то мероприятия, допустим, на квест, кататься на коньках или лошадях. Конечно, им интересно и тоже хочется. Они подбегают и спрашивают, когда? И их родители уже согласны. Ребята ждут своей очереди, когда им подберут наставников.
Что даёт ребёнку наставник
Татьяна Выбиванцева – куратор программы наставничества в Медновской школе-интернате. Она работает с наставниками и детьми, подбирает пары и сопровождает их. Она рассказывает, что не всегда всё происходит, как у Данилы* и Ирины. В истории Леры и Оли* взаимопонимание возникло далеко не на первой встрече. Но постепенно наставник и ребёнок сдружились. За первый год их отношения стали доверительными, и они продлили участие в проекте еще на год. Мама Оли* живёт в деревне и работает на ферме, девочка большую часть года живёт и учится в Медновской школе-интернате. До знакомства с наставницей ребёнок видел только жизнь в деревне и школе.
- Лера приезжала в деревню летом, когда Оля* была на каникулах, они познакомились с мамой Оли*, наставница возила девочку в Тверь. Оле* очень интересно, она ждёт встреч. Мы спрашивали её о том, чем она занималась на каникулах дома, и она рассказывала, что научилась варить картошку. Это замечательно, но для неё это было самое яркое событие. И тут появляется Лера, которая её водит в кино, в театр, в тверские кафе, организует ее участие в творческом конкурсе в Твери. Она поднимается с девочкой на смотровую площадку и показывает ей большой город. Там у неё деревня и картошка, а здесь она с наставником увидела весь город как целый мир. Вот разница, вот влияние, которое детям необходимо, чтобы расширить их социальные горизонты, дать им больше возможностей выбора – как построить свою жизнь.
Куратор поясняет, что наставники помогают ребёнку решить множество проблем, начиная с ухода за собой и заканчивая профориентацией.
Как действуют наставники
Наставники демонстрируют детям из детских домов или семей в трудной жизненной ситуации другие модели поведения. Дети и наставники много беседуют, проводят вместе время. В Медновской школе-интернате родители дают разрешение на поездки детей, поэтому дети оттуда имеют возможность вместе с наставниками выезжать на культурно-досуговые мероприятия за пределы учреждения.
- Ребёнок видит наставника в обществе, в социуме, в разных ситуациях, как он себя ведёт, как проявляется. Зачастую наставники знакомят подопечных со своими друзьями. - рассказывает куратор Татьяна Выбиванцева. - У нас есть пара – Маша и Настя*. У Насти сложная семейная история, папа живет с другой семьей, выпивает, у мамы наркотическая зависимость, есть работающая бабушка, которой трудно справиться с девочкой - подростком. У Насти трудная ситуация и соответствующее окружение, которое формирует ее представления о жизни. Маша привела Настю в свою компанию взрослых, образованных людей, у которых есть интересные формы досуга и масса увлечений. И Настя увидела другой образ жизни, другие модели поведения – это важно. Через некоторое время она порадовала наставника своим желанием лучше учиться. Общение с наставником помогло ей самой прийти к этому выводу и захотеть стать лучше. Так происходит со всеми наставниками и детьми.
В программу наставничества берут детей не младше 10 лет. Вообще, ограничение по возрасту для наставничества - 8 лет, но дети в учреждениях часто запаздывают с личностным развитием. Дети младше этого возраста могут воспринять наставника как потенциального родителя, подросткам же больше нужен старший друг.
- Мы берём детей подросткового возраста, когда общение с душой ребёнка приобретает особую ценность, формируется социальная направленность личности, в душе закладываются нравственные и ценностные ориентиры. 12 лет - это возраст формирования внутренней нравственной позиции ребёнка. И здесь наставники очень нужны. Это возраст, когда дети начинают больше слушать не родителей и педагогов, а сверстников и старших друзей.
Если человек захотел стать наставником, это уже характеризует его как эмпатичную и целеустремлённую личность, которая готова помогать другим.
- Мы, когда учим наставников, рассказываем: ребята не осознают своих чувств, они не могут распознавать чувств других людей, у них проблема с эмоциональной сферой. Важно научить ребёнка понимать себя и понимать других. Это и самосознание, и коммуникация. Эти моменты очень важны. Наши наставники нацелены на то, чтобы формировать эмпатию детей. Они говорят о своих чувствах, переживаниях, спрашивают о чувствах детей и, как они понимают чувства другого человека. Эмпатия помогает детям строить общение и социализироваться.
Программа наставничества рассчитана как минимум на год. Обычно пары продлевают программу, в среднем общение продолжается три года. Но уже за год можно добиться первых результатов. За это время дети понимают, как можно общаться и дружить, у них появляются новые интересы, они становятся более любопытными. Понимание того, какой должна быть настоящая дружба, очень важно.
– Наставник показывает, какой должна быть дружба, какой она может быть. Это понимание приходит к детям: кто такой друг, кто такой старший друг. Как друзья помогают друг другу, как заботятся друг о друге, как нужно общаться, какая ответственность у тебя, когда ты дружишь с человеком, как можно относиться к другу, а как нельзя. Кто твой настоящий друг, ведь в жизни есть и ненастоящие друзья, которые тянут тебя в неприятности.
Татьяна говорит, что наставники точечно решают многие проблемы детей. Например, поднимают самооценку. Они находят за что похвалить и поддержать ребёнка, обращаются к его личности, а не оценивают поступки. Таким образом они дарят ребёнку веру в себя и в свои силы.
Ещё одна важнейшая сторона жизни, с которой помогают определиться наставники, – это выбор профессии. На этом акцентируется особое внимание, если ребёнок через год-два заканчивает школу.
Трудно ли быть наставником
Как уже говорилось, в наставники идут высокомотивированные люди, которые чувствуют потребность помогать другим. Часто с опытом волонтёрства. Перед первой встречей с ребёнком они проходят большой путь в проекте, начиная с анкетирования и психодиагностики и заканчивая двухдневным многочасовым тренингом. Как говорит Татьяна Выбиванцева, человек должен оценить свои силы до того, как увидит ребёнка.
- На любом этапе отбора и подготовки человек может отказаться. Мы к этому спокойно относимся. Потому что самое главное, чтобы человек определился до знакомства с ребёнком. Хуже если человек себя заставит, постесняется уйти. Лучше все обдумать, взвесить, решить и сознательно входить в программу. Если есть сомнения, не стоит этого делать. Потому что дальше - общение с ребёнком, а это уже серьезно.
Что сказать ребёнку, когда ты выходишь из программы, чтобы он не почувствовал себя брошенным, виноватым, что с ним перестали общаться? У нас довольно экологичная процедура завершения программы. Но если наставник без объективных серьёзных причин хочет уйти, мы чувствуем ответственность перед ребёнком. Таких ситуаций мы стараемся не допускать, поэтому у нас серьёзная процедура отбора.
Через год или несколько лет общения наставник и ребёнок проходят процедуру завершения отношений. Кураторы готовят её как некую инициацию и представляют прожитый вместе год, как ступень взросления. Наставник и ребёнок вспоминают, чем занимались, какие события вместе пережили, говорят о своих чувствах и мыслях. Эту последнюю встречу готовит куратор, исходя из разговора с ребёнком и наставником.
- От этого зависит, как я построю разговор на этой встрече, как я подведу Старшего и Младшего к закрытию пары, или мы продолжим дальше общение и заключим новое соглашение.
Татьяна рассказывает, что пары могут продолжить общаться за пределами программы. Просто это происходит уже неформально, без установленной периодичности, постановки задач. Отношения могут потихоньку затухать из-за удалённости, отсутствия личных встреч.
- Из маленьких успехов и шажочков в развитии у ребёнка складывается то удовлетворение от деятельности, которое испытывает наставник. Если наставник помог, если он видит, что ребёнок продвинулся, у ребёнка есть успехи, он изменился – это самая большая награда. Наставник не ждёт благодарности. Её может и не быть. А если он почувствует благодарность и прозвучат какие-то слова – это уже дополнительный бонус. Одна наставница прислала мне смс, в котором рассказала, как ребёнок неожиданно ответил на вопрос: Что тебе нужно для счастья? Девочка назвала имя наставницы. Это то, ради чего наставники приходят в нашу программу. Они делают детей счастливее, - резюмирует куратор.
* Имена детей изменены.