29 Марта 24, 17:16
Новости, Общество
10 Января 2022, 09:17

Наставник для Коли, или Как помочь ребёнку из детского дома "выйти за забор"

В Тверской области появилась программа общественной организации, которая помогает подопечным детских домов и интернатов социализироваться, то есть, "выглянуть за забор" и научиться самостоятельности и ответственности. Межрегиональная общественная организация называется "Старшие Братья Старшие Сёстры", и она подбирает для детей наставников, которые подарят им своё время и внимание, и тем самым помогут сориентироваться в мире за пределами казённого учреждения.

В России организация работает уже 18 лет, а в мире опыт наставничества давно перевалил за век. В Тверской области подразделение фонда появилось только в 2021 году, а первые пары "наставник-ребёнок" сформировались осенью. 

Ольга и Коля*

Ольга Цыба – тверская предпринимательница и многодетная мама. Она стала одной из первых участниц программы наставничества для детей в Твери. У Ольги сеть детских садов, трое родных детей и опыт наставничества в предпринимательстве. Она давно занимается благотворительностью, регулярно жертвует фондам, но не афиширует такую свою активность. Формат наставничества вполне вписывается в реальную жизнь, и в рабочую, и в семейную, поэтому она активно включилась в него одной из первых.

Имя подопечного Ольги мы изменили, правила работы фонда таковы, что ребёнка нужно максимально защитить, в том числе и от праздного любопытства. Мальчику 12 лет, назовём его Коля*. Раньше он жил в приёмной семье, сейчас - в детском доме. И это распространённая история: подростков часто возвращают в детские дома. Конечно, это психологическая травма, но благодаря опыту жизни в семье Коля достаточно хорошо социализирован. 

Пары "наставник-ребёнок" составляют кураторы общественной организации. И они подбирают наставника ребёнку, а не наоборот. Ольга – хороший сильный наставник, она могла бы работать практически с любым. У Коли большой потенциал, но есть и особенности характера, с которыми мягкий по характеру человек не справится. Но об этом позже. Ольга говорит, что ей импонирует то, что Коля умён и очень открыт.

- Я пока формирую своё отношение. Выстраиваю свою стратегию поведения. Это не опека, то есть я не несу ответственности за его воспитание, развитие. У меня, скорее, подход продавца. Я предлагаю то, что у меня есть, если подходит, ты это возьмёшь, но без навязывания. Коля очень самостоятельный, у него взрослый подход, амбиции. Во мне отзывается, что он хочет быть предпринимателем, причем у него уже есть для этого необходимые качества. Мне нравятся его рассуждения на эту тему, я проверяю их на реалистичность, и мы об этом много говорим. К тому же через бизнес можно доносить очень много бытовых вещей: про взаимоотношения, системный подход. Коля откликается на любую информацию. В последнюю встречу мы проболтали с ним два часа, и он был активным участником разговора. Я чувствую, что мы в восприятии мира с ним совпадаем – идём за своим чутьём и готовы действовать, - рассказывает Ольга.

Ольга и Коля общаются несколько недель в мессенджерах и социальных сетях, трижды встречались и разговаривали лично. Они проводят вместе время, рисуют, занимаются совместной деятельностью, разговаривают обо всём: уроках, кино, домашних животных, повседневных мелочах, интересных фактах, реальных ситуациях, которые нас окружают. Например, Ольга сама постоянно учится, поэтому запросто может поделиться с Колей тем, что узнает сама – недавно рассказывала, как составить портрет клиента в маркетинге. Мальчик задаёт дельные вопросы и высказывает здравые мысли. Наставник и подопечный в этой истории только в начале пути, они пока узнают интересы друг друга, ищут общее, старательно обходят острые личные темы. Ольга говорит, что стала наставником, потому что чувствует потребность помогать, делиться. А Коле очень нужен человек, с которым можно поговорить, чьё мнение будет для него авторитетным. 

- Я так понимаю, он проштудировал мои социальные сети и потом сообщил мне, что я крутая. Там были фото с Эльбруса, забеги на Роза Пик. Дело в том, что мы воспринимаем информацию только от людей, которых считаем авторитетами. Поэтому дети не всегда прислушиваются к родителям, потому что родитель – это, скорее, антагонист. А с Колей у меня есть ощущение, что мы смотрим в одну сторону. Но мы осторожно идём по этому пути. Моё наставничество не будет в формате "сидим обнявшись". Я "топлю" за личность, а личность я там вижу. Моя задача – помочь этой личности развиваться, а его задача – брать то, что я даю для развития.

Откуда берётся чай в кружке, или Как много может не знать ребёнок без семьи

Зоя Карева, руководитель тверского подразделения фонда "Старшие Братья Старшие Сёстры", в благотворительности уже много лет. Раньше она жила в Москве, в Тверь переехала меньше трёх лет назад. 

- Я сама была наставником несколько лет. Мы были гостевой семьёй. Оформили в опеке разрешение на пребывание. Это был ребёнок из Ярославской области. Когда мы её взяли, девочке было 13 лет. Сейчас ей 22. Мы её брали в период каникул на неделю в среднем три раза в год. За эти визиты, даже редкие, мы видели, как у человека растёт социализация. В первые визиты ребёнок боялся остаться в квартире один больше, чем на 5 минут, боялся потеряться в "Ашане", что уж говорить о поездках в метро. Постепенно она научилась, привыкла. Я её очень много таскала с собой: в гости, по работе. То есть в детском доме ребёнок зачастую не знает элементарных вещей: как ездить в общественном транспорте самостоятельно. Их отвозят от места до места всех вместе в автобусе. Ребёнок может не знать, как заваривается чай. Это на самом деле так. Мы как-то возили на экскурсию детей из коррекционного детского дома, и при мне воспитатель в кафе встала и показала детям, как распаковать пакетик с чаем и заварить его в чашке. В детском доме они получают готовый чай в стакане, и ничего не знают о том, как приготовить напиток. Они могут не знать, что еду надо хранить в холодильнике. И таких моментов много. Крайне сложно им сделать выбор. Мой гостевой ребёнок зависал на моменте выбора, когда я спрашивала: что ты хочешь кушать? Она просто впадала в анабиоз на 5 минут. Она не привыкла выбирать. Много продуктов она просто не знала и видела впервые.

"Ноль самостоятельности, ноль ответственности", - так Зоя говорит о готовности детей из детских домов ко взрослой жизни после выпуска. В один из последних дней августа человеку дают небольшой чемодан с минимумом вещей и отвозят в общежитие колледжа. Это в лучшем случае. 

- Там может не быть столовой. При этом может быть разрыв в финансах. Например, в Ярославской области им при выпуске давали 500 рублей, а первую стипендию они получали в 20-х числах сентября. Как хочешь, так и живи. У меня была ситуация, я собиралась проведать выпускника. И спрашиваю его: "У тебя есть холодильник в комнате или только на кухне?". Он говорит: "В комнате нет, а на кухне я не был, не знаю". Трое суток человек ел пирожки и то, чем угостят. Кухня в 10 метрах по коридору. Насколько ему страшно выйти из своей комнаты, что даже не приходит в голову обследовать территорию. У него всё нормально с интеллектом, это проблема социализации, - продолжает Зоя. Она поясняет, что в том числе в идеале роль наставника - как раз-таки показывать мир и разные ситуации, учить пользоваться общественным транспортом, делать покупки в магазине, обслуживать себя. 

- И социальные коммуникации в детском доме очень однотипные. Кто к ним туда приезжает? Улыбчивый и дружелюбный волонтёр. А какие люди нам по жизни встречаются? Разные. Поэтому таких детей очень легко обмануть, за ними часто охотятся после их выхода из детского дома. Потому что кому-то из них дают жильё, потому что у них, порой, есть накопления на сберегательном счёте (пенсия по инвалидности, пенсия по потере кормильца). Это, действительно, бывают миллионы. Наставник многие риски может помочь снизить. Даже если это всего год общения - это расширит кругозор.

Иногда наставники нужны и домашним детям.

- У нас есть, например, домашний ребёнок с ДЦП из абсолютно благополучной семьи. У него небольшие ограничения по здоровью, но не интеллектуального плана. Родители много времени занимались реабилитацией, ребёнок был на домашнем обучении, и теперь нужна социализация. До этого ребёнок общался с врачами либо с особенными детьми. Мальчик очень хорошо развит, очень общительный. У него сейчас появился наставник, это мужчина. Время покажет, что у них получится. Надеюсь, всё будет хорошо. 

Домашние дети по разным причинам могут нуждаться в наставнике. Семья может оказаться в трудной жизненной ситуации, и родители просто не смогут уделять ребёнку внимание в нужной степени. Ребёнок оказывается в школе-интернате. Домой его могут забирать на выходные или только на каникулы, а в некоторых случаях только на новогодние праздники и на лето.

Зоя Карева говорит, что домашние дети и выпускники детских домов попадают в проект в том числе благодаря фондам "Константа" и "Добрый мир". Сейчас наставника нашла молодая мама. Ей 21 год, у неё есть маленький ребёнок. Она выпускница детского дома и подопечная фонда "Константа". 

Выпускники детских домов, не имевшие опыта жизни в семье, не редко отказываются от новорождённых. Они просто не знают, что делать и как. В целом это одна из самых уязвимых категорий ребят. Визуально они выглядят как взрослые люди, а по факту могут быть совершенно не зрелыми морально и очень социально дезориентированными. Поэтому проект наставничества включает выпускников до 23 лет.

Проблема ещё и в том, что дети из детских домов очень сильно травмированы. 

- Поэтому у них нет мотивации. Если смотреть на пирамиду Маслоу, в основании там лежит потребность в безопасности, а уже потом-потом потребность в самореализации. У этих детей очень сильно нарушена потребность в безопасности. Это травма депривации. Она сложная, её сложно поправить, она на всю жизнь. Это ребёнок, который ничего не хочет, ничем не интересуется, ничего не читает. У многих из них, хотя не у всех, очень большие проблемы с мотивацией по жизни. 

Но вернёмся к Коле. Как уже было сказано, он долгое время прожил в семье. Мальчик знает, что это такое, представляет себе, что можно учиться, работать, путешествовать. Поэтому у него очень большой потенциал. При этом, как и большинство детей из детских домов, Коля хороший манипулятор. Это, кстати, та самая причина, почему ему нужен сильный наставник. Он и сам сильная личность и может "прогнуть" под себя мягкого человека, и сделать его, например, спонсором.

Ольга это прекрасно понимает. Она вообще абсолютно не питает иллюзий насчёт отношения к себе. "Коля будет брать по жизни, он тот, кто потребляет, это хорошее качество – использовать возможности. Но плохого получить по жизни проще, чем хорошего. А он интересуется абсолютно всем. Поэтому важно дать ему хорошее", - говорит женщина и поясняет, что совершенно не против что-то проспонсировать полезное. Например, какие-то курсы или книгу. Но у подарка будет обратная сторона: Ольга обязательно проконтролирует, как его используют. Она сама прагматик и убеждена, что наставничество - это хороший шанс прокачать собственную осознанность. Потому что наставнику всегда нужно быть, в том числе, наблюдателем и точно понимать, что ты делаешь, что говоришь, какие будут последствия и результаты. 

В детском доме большая культурная программа. Дети часто ездят на экскурсии. С одной стороны, коммуникации у них широкие, поясняет руководитель тверского подразделения фонда, а с другой – очень ограниченные. У них всё-таки очень мало самостоятельности и опыта личного общения, когда всё внимание отдаётся этому конкретному ребёнку. 

Почему люди становятся наставниками

Помощь детям может быть совершенно разной. Усыновление и опекунство – сложная форма, которая подходит не всем. Наставничество подходит многим, но нужно желание и готовность регулярно уделять этому делу время.

Понятно, что часто людей в благотворительность приводит сочувствие. Жалость в чистом виде – не самая подходящая мотивация для наставника. Ольга, исходя из своего опыта, вообще против такого настроя.

- Я против жалости. Руки-ноги есть, голова на месте – чего жалеть- то? У меня тяжело с жалостью. Эти дети очень сильные духом, но они находятся в той ситуации, которую мы расцениваем, как что-то плохое, - говорит наставница. - По статистике большинство людей хотели бы помогать, но не видят и не знают инструментов. Когда человеку подворачивается подходящая ситуация, он может это сделать. Но нужны качественная обратная связь, благодарность и отчёт. Мне важно видеть результат. И я трепетно отношусь именно к детству. В наставничестве ты помогаешь и при этом не нарушаешь свою жизнь.

Хорошая мотивация для наставника - желание научиться общаться именно с подростками, ведь этот возраст один из самых важных в жизни человека, но и один из самых непростых. 

- Это этично. Если наставник прошёл все тесты и анкеты, нормально проявил себя на тренингах, почему бы и нет? Ты понимаешь, что у тебя есть сложности в общении с подростками. Ты приходишь в проект, идёшь к своей цели и помогаешь ребёнку. Мотивация может быть очень разной. У нас есть мать шестерых детей в проекте. Она прошла тестирование и интервью. Когда она рассказывала о себе, я увидела, что общение с детьми её наполняет. Она в этом черпает энергию. И она, вероятно, потянет. У неё есть сложность с "границами", поэтому мы ей дали "домашнего" ребёнка из интерната. С сиротой ей будет очень сложно. Она может любить, наполнять, отдавать много человеческой теплоты. Мы ей дали мальчика, которому этого не хватает. У него есть родители, но не хватает внимания. У всех разные ситуации в жизни, - рассказывает Зоя.

Как в программу попадают дети

Не все дети из детского дома и интерната попадают в программу. Во-первых, нужно их желание, во-вторых, куратор изучает их мотивацию, темперамент, потребности, тип личности. Также с детьми проводят тренинг, где подробно разбирают правила программы и роль наставника.

- Если мы видим, что ребёнок ещё маленький и не сможет построить "границу", будет воспринимать наставника, как родителя, мы не берём его в программу, - объясняет Зоя. - Ещё один важный момент: ребёнок должен понимать, что наставник - это не спонсор.

Как стать наставником

- Если человек хочет стать наставником, ему нужно оставить заявку на нашем сайте. С ним свяжется куратор и проговорит основные вещи: что это происходит безвозмездно, что программа продолжительная – не менее года, что это регулярные очные встречи. Если ребёнок проживает в учреждении за пределами Твери – надо будет ездить два-три раза в месяц, если ребёнок тверской – встречи раз в неделю. Что будет отбор, обучение и надо собрать пакет документов. 

Если перечисленные условия не пугают кандидата, его приглашают на интервью, в ходе которого заполняется подробная анкета. Данные из анкеты за пределы фонда не выходят, конфиденциальная информация надёжно хранится.

Существуют правила, в основном ориентированные на безопасность. Это самое главное в программе. Например, мужчина не может стать наставником у девочки. С наставниками постоянно работают кураторы. Дети в детских домах очень уязвимая группа, поэтому проводятся занятия, где подробно объясняют, как себя вести. Потенциальному наставнику могут отказать на любом этапе. 

- Отказ не значит, что человек плох, это может означать, что эта программа не подходит человеку, она может травмировать его самого. Например, у меня, когда я работала в другом фонде, был случай в Калязине, мы на обучении отказали наставнице, потому что она хотела быть мамой, то есть перейти за грань отношений "наставник-ребёнок". Но эта история закончилась хорошо: она взяла ребёнка под опеку, - поясняет Зоя Карева.

После интервью претендент проходит диагностику у психолога. Если человек находится в состоянии острого горя, ему тоже откажут.
Далее будет тренинг. На нём рассказывают о программе, особенностях детей-сирот, их психологии, как установить первый контакт.

- Тренинги проходят в игровой форме, в ходе которых кураторы смотрят, как ведут себя наставники. Какие у них методы и поведение в конфликтах, насколько развита эмпатия, как с коммуникацией. Если всё хорошо, надо собрать документы. Понадобятся справка о судимости, справка из психоневрологического диспансера и три рекомендации: одна с работы или учебного заведения и две от знакомых. Мы обращаем внимание на пунктуальность кандидата, как долго он собирает документы, на всё. Важно, чтобы человек был достаточно зрелым. 

У общественной организации "Старшие Братья Старшие Сёстры" есть договоры с учреждениями: детским домом и школой-интернатом в Тверской области. Когда образуется пара "наставник – ребёнок", стороны подписывают правила, в которых прописаны права и обязанности. 

- Бывают и отказы. Отказ до знакомства с ребёнком - это нормально, это осознанное поведение. Но бывает, что пара "закрывается". То есть, по каким-то причинам человек решил выйти из программы раньше года, в таких случаях мы просим не пропадать. У нас есть процедура закрытия, когда обсуждается ситуация с ребёнком, что пару решили закрыть. Иногда ребёнок сам просит закрыть пару. Если происходит закрытие, наставник с ребёнком встречаются, может быть обмениваются сувенирами, вспоминают, что было хорошего, благодарят друг друга и прощаются. Это очень полезный опыт для ребёнка. Скажем если взять детей-сирот… очень много разовых волонтёров, калейдоскоп лиц, люди, которые обещают приезжать в гости и не приезжают, или есть очень болезненный опыт изъятия из семей. Поэтому очень важно попрощаться, завершить отношения. Но в целом это, конечно, скорее исключение, форс-мажор, который говорит о том, что мы где-то "налажали". Поэтому мы предпочитаем отказать наставнику ещё до первой встречи, если у нас есть сомнения, чтобы избежать лишних травм. Но вообще по нашей статистике, среднее время общения наставника с ребёнком в рамках программы – три года. Есть пары, которые общаются и шесть, и восемь, и девять лет.

Как формируется пара наставник - ребёнок

Нет какого-то строго определённого алгоритма, это непростой процесс. Наставник и ребёнок должны совпадать по темпераменту и многим другим моментам.

- Мы смотрим и потенциал ребёнка, и уровень осознанности наставника. Если наставник у нас "гламурный", вряд ли мы его познакомим с ребёнком, который колет дрова и ходит за свиньями и курами. Им будет очень сложно, они не сойдутся. То есть учитывается максимально возможное количество вариантов. С одной стороны, это очень сложный вопрос, но очень любопытный. Это одна из моих любимых частей работы. 

Зоя говорит, что не всегда удаётся подобрать пару, хотя в листе ожидания есть и дети, и готовые наставники. Первичен тут ребёнок.

- Мы работаем с детьми в сложной жизненной ситуации. И здесь ориентация должна быть на потребности ребёнка, - включается Ольга.

- Потому что мы уже взрослые, состоявшиеся личности, местами успешные, как минимум у нас есть какая-то база. С любыми детьми нужно работать бережно, а с детьми в трудной жизненной ситуации нужно делать поправку на то, что это дети, которые перенесли горе и живут в постоянном продолжающемся стрессе. И здесь, конечно, нужно делать ставку не на то, что я закрываю какой-то свой гештальт как наставник, а на то, что я могу облегчить ребёнку жизнь, уберечь от каких-то ошибок. Но при этом важно не впадать в роль спасателя. 

Сейчас в проекте сформированы и начали встречи восемь пар "наставник- ребёнок". По состоянию на середину декабря ещё 3 наставника и 25 детей остаются в листе ожидания. Если вы хотите попробовать стать наставником, или лучше узнать, что это такое, оставьте заявку на сайте программы www.nastavniki.org.

Ближайший тренинг наставников пройдёт 22 января. Чтобы попасть на него, оставьте заявку "хочу стать наставником" на сайте фонда.

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх