История портрета крестьянки из Торжка, который хранится в Третьяковке
Всероссийский историко-этнографический музей продолжает свой новый проект "Торжок в искусстве" в соцсетях (#торжок_в_искусстве). В первом выпуске исскуствоведы рассказали о полотне художника Максима Воробьёва, написанном в усадьбе знаменитого архитектора Николая Львова - Никольском-Черенчицы и хранящимся в Третьяковской галерее. Вторая картина также представлена в этом столичном музее и место её создания тоже было родовое имение Львовых.
"Портрет торжковской крестьянки Христиньи"- работа кисти художника-сентименталиста XVIII века Владимира Боровиковского. Полотно было написано в 1795-ом году в усадьбе Никольское-Черенчицы. Кем же была эта румяная молодая женщина с нежными чертами лица и белоснежной кожей?
Христинья - это крепостная архитектора Николая Александровича Львова и кормилица его младшей дочери Верочки. Той самой Верочки, которая в будущем станет бабушкой ещё одного гения - художника Василия Поленова. Женщина одета в красивый сарафан, расшитый золотным шитьём, традиционным промыслом Торжка.
Многие задаются вопросом: "Крепостная? Не может быть! Посмотрите, как она прекрасна! ". Действительно, всем своим видом Христинья выражает счастье. Дело в том, что Львов отличался не просто гуманным отношением к крепостным, он делал многим из них паспорта, чтобы те имели возможность выезжать на учёбу, дабы потом участвовать в его архитектурных проектах. На территории усадьбы Никольское была расположена школа землебитного строения, где также учились и крепостные.
У самого портрета история тоже почти семейная: 22 июля 1869 года Вера (в замужестве Воейкова) подарила портрет своей кормилицы Христиньи дочери Марии, а в 1900-х годах он хранился у Василия Поленова. Потом художник передал его известному коллекционеру Илье Остроухову. Ему полотно принадлежало до 1918 года, когда коллекция была национализирована и превратилась в музей. В 1929-ом году "Портрет Торжковской крестьянки Христиньи" обрёл своё место в Государственной Третьяковской галерее.