Собор-некрополь: тверской Спас на века стал усыпальницей тверских князей
5 декабря – день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского, нашего небесного заступника и покровителя. Мы знаем о его трагической, но великой судьбе, мученической смерти в Орде в 1318 году во спасение родной земли, о победе в Бортеневской битве, о супруге святой княгине Анне Кашинской. При Михаиле был построен первый Спасо-Преображенский собор в Твери, который на века стал некрополем для наших князей и епископов. Что же стало со святыми могилами, где они располагались и каким образом в жизни храма отражалась история города? Об этом рассказал известный историк, краевед Павел Иванов.
Храм-"триптих"
В Спасо-Преображенском соборе Твери веками располагался княжеский некрополь, где находили упокоение тверские князья, княгини и епископы. Древний храм, возведённый ещё при Михаиле Ярославиче, был самым главным строением города, исключительным, где хранились все значимые святыни. Как выразился Павел, "собственно город – это собор". К сожалению, сохранившихся архивных документов и исторических письменных источников по нашему первому Спасу очень мало.
Проведённые перед началом строительства нового Спасо-Преображенского собора археологические раскопки показали, что фундаменты двух прежний храмов (13 и 17 веков), а также некрополь 13-19 вв. практически не сохранились. Поэтому все сведения тверские историки и краеведы собирали буквально по крупицам. Но от этого они ещё более бесценны. Есть немало гипотез и догадок, но есть и доказанные факты. Как, например, благодаря археологам мы теперь точно знаем, что второй собор 1696 года постройки располагался на том же самом месте, где стоял первый каменный Спас. А новый ныне возрождаемый храм опять-таки построен на историческом месте, "поглотив" два предыдущих. Об истории убранства главного тверского собора мы уже писали материал: о древних артефактах, иконах, Царских вратах и другом.
Древний собор в своё время построили на месте большого кладбища при деревянном храме Косьмы и Дамиана, а потому не удивительно, что сам он тоже становится храмом-усыпальницей, где хоронили знатных и почётных горожан. Это обстоятельство стало основополагающим при выборе места для постройки второго храма 17 века.
От древнего собора сохранились единичные фрагменты стен. Если посмотреть на план здания, составленный археологами по итогам раскопок, приходит понимание, что храм 13 века был четырёхстолпным и трёхапсидным с очень развитой алтарной частью, занимавшей более трети основного объёма. Храм имел также три галереи – южную, западную и северную, два придела, а сам он стоял между дворами - княжеским (нынче проезжая часть Советской улицы) и епископским (на месте нынешнего Императорского дворца).
Храму 17 века не повезло ещё больше: после того, как его уничтожили в 1935 году, затем при обустройстве площади, где сначала был памятник В.Ленину и И.Сталину, а затем М.Калинину, фундамент полностью выбрали на стройматериалы. Поэтому при раскопах следы собора обнаружили даже не виде фундаментных рвов, а в виде ямок от свай. Но и этого оказалось достаточным, чтобы понять, как идеально наложились друг на друга планы двух храмов. Видимо, так важно было тверичанам сохранить границы своего первого храма, даже несмотря на явные недостатки строительной площадки из-за неровностей рельефа. В чём же было дело?
Как рассказал Павел, весь 17 век тверичане всеми силами пытались сохранить древний собор, отсрочить его разборку, поскольку из-за особенностей песчаного грунта южная стена (выходит на нынешнюю ул. Советскую), что говорится, "поплыла". Её укрепили с помощью стилобата или "быка", если использовать терминологию 17 века, который в длину составлял 21 метр (десять саженей), 2 метра в ширину и 4 метра в высоту. 21 метр! Размеры древнего храма были впечатляющими. Для возведения "быка" пришлось разобрать другие церкви княжеского двора, поскольку экономика Твери была в упадке, а возить старицкий белый камень было очень накладно. Это событие, связанное с постройкой "быка", нашло своё отражение в летописях.
Для работ привлекали столичных каменщиков и зодчих. Например, деятельное участие при реконструкции собора принимал "каменных дел подмастерье" Иван Неверов. В это время были обретены мощи Святого князя Михаила Ярославича Тверского. Кстати, именно с южной стороны храма располагалась бОльшая часть захоронений, ради которых древний храм и пытались сохранить.
Чехарда с приделами
Никаких рисунков и изображений древнего кафедрального собора Твери до нас не дошло. Пожалуй, единственным "графическим" свидетельством можно считать икону Михаила Ярославича и его матери Ксении, которые держат в руках тверской кремль (образ хранится в музее имени Андрея Рублёва). Икона эта стояла в нашем Спасо-Преображенском соборе конца 17 века на южной стороне, около раки с мощами благоверного князя Михаила Тверского. И икона эта старше храма, то есть она перешла из древнего собора, каким-то чудом уцелев.
На иконе Спас нарисован белым цветом с двумя приделами – скорее всего, Введенским и Дмитровским, на которых были самостоятельные главы с золотыми крестами, что также указано в летописях. Введенский – более ранний, о нём есть упоминание в источнике 1323 года, в приделе хоронили тверского епископа Андрея. Дмитровский придел в честь святого воина-мученика Дмитрия Солунского, покровителя тверских князей, был возведён попозже, но в 14 веке он уже существовал.
- Доподлинно не известно, где именно располагались эти приделы, но следуя логике, вероятно, что Введенский был слева, со стороны епископского двора и был соединён с ними некой деревянной галерей, а Дмитровский – со стороны княжеского двора, справа. Таким вот образом они и попадали в храм: епископ из своих палат, княжеская семья из своего терема, а народ шёл в ворота с западной стороны. Очень красивая и вполне вероятная гипотеза.
А вообще с приделами выходит какая-то непонятная и запутанная история. В 1550 году есть упоминания, что в тверском соборе был большой придел в честь Александра Свирского, правда, неизвестно, где именно он находился. Для пропитания священнослужителей и духовенства этого придела даже были выделены земли и деревни в Тверском уезде. И в документах этот придел неоднократно фигурирует. Как метафорически говорит Павел Иванов про историю тверского Спаса, это одна из составляющих "уравнения со многими неизвестными".
В начале 17 столетия тверской собор пережил несколько серьёзных разорений: сначала разграбили поляки, затем он основательно сгорел в пожаре 1615 года. Восстановлением святыни занялся тверской епископ Арсений Грек, который упоминает уже четыре придела в храме: Введения, Святых апостолов Петра и Павла, Святого великомученика Дмитрия Мироточивого и святого князя Михаила Ярославича. Опять-таки непонятно – откуда и когда взялись новые приделы. А вот в Дозорной книге Твери от 1615 года есть описание Спаса, где упоминается только один придел – Михаила Тверского.
В 1626 в Писцовой книге Твери подробнейшим образом описывается тверской Спасо-Преображенский собор вплоть до самой последней единицы церковной утвари: иконы с ободранными окладами (поляки постарались), сломанные Царские врата, которые хранятся в … Сергиевском приделе. И больше Сергиевский придел никогда и нигде не упоминается. А потом появятся ещё Казанский и Иоана Милостивого приделы.
Священный некрополь
В 1633 году начинаются большие работы по реконструкции собора под руководством зодчего Ивана Неверова, который и обнаруживает мощи святого благоверного князя Михаила Тверского. Причём мощи были закопаны (спрятаны) в начале смутного времени. А затем по просьбе архиепископа Евфимия – найдены и подняты, помещены в серебряную раку. Место указал престарелый священник Фёдор. С тех самых пор мощи небесного заступника Твери больше не закапывали.
В 1655 году в Твери, как и по всей стране, случился мор – страшная эпидемия чумы унесла с собой чуть ли не половину населения. Тогда изготовили новую раку для мощей – деревянную, лёгкую, чтобы пронести её крестным ходом с молитвой об избавлении города от смертельного поветрия. Подобный крестный ход был и в 1831 году во время эпидемии холеры.
Был найден любопытный документ 1666 года - переписка тверского архиепископа Иоасафа по княжеским гробницам в соборе. Могильных памятников в храме было очень много, на некоторых лежали покровы и довольно дорогие – в основном, конечно, на могилах тверских князей – великих князей Владимирских. Так вот, архиепископ просит государственных денег у царя Алексея Михайловича, который щедро жертвовал на помин души скончавшейся супруги, именно на новые покровы. Захоронения тверских князей, по словам Иоасафа, находились в освящённых приделах: Казанском (?), Введенском и Михайловском.
Основная часть могил в соборе находилась с правой стороны, где располагался и придел Михаила Ярославича. Там же были и самые главные захоронения: епископа Симеона (при нём начали строить древний собор), епископа Варсонофия I (благословил на подвиг князя Михаила Ярославича в 1318 году), там же были похоронены отец Михаила - князь Ярослав Ярославич и дети Михаила – князья Дмитрий и Александр, внук Фёдор, убитый в Орде в 1339 году. В храме было захоронение матери Михаила – княгини Ксении Юрьевны.
Накануне сноса собора в 17 веке кто-то составил перепись всех значимых могил, находящихся внутри храма – тверских князей, княгинь, епископов и архиепископов. Первым значится могила Ярослава Ярославича в приделе Иоанна Милостивого (?), который расположился, возможно, в южной апсиде на месте ризницы. Там же неизвестный автор указал на гробницы внуков Ярослава (детей Михаила) – Дмитрия Михайловича, Александра Михайловича, правнука Фёдора Александровича. Немного поодаль на "архиерейском" месте располагалась могила первого тверского епископа Симеона, а также епископов Варсонофия, Фёдора и Василия. А ближе к западным дверям почивал "страж тверского града" князь Михаил Александрович (внук Михаила Ярославича), скончавшийся в 1399 году, его сын Иван Михайлович и внук Александр Иванович, умершие от эпидемии чумы 1425 года.
- Это совершенно достоверные сведения, и в нашем новом соборе мы можем и даже обязаны обозначить в юго-восточном углу хотя бы символически, плитами, места могил, которых сейчас уже нет, но которые когда-то здесь были. Ведь новый возрождаемый собор совершенно повторяет границы прежних Спасов. Это действительно, сакральное место, где были священные захоронения.
Об этих же могилах упоминается один раз в "Тверских губернских ведомостях" в 1896 году, когда хоронили архиепископа Савву (Тихомирова) в том же углу. И когда стали вынимать землю, чтобы положить гроб, то наткнулись на белокаменные саркофаги – их там было много. Вынимать их не стали, просто сдвинули немного, чтобы втиснуть гроб Саввы.
В старой алтарной части, на месте нынешнего амвона, были похоронены: тверской Великий князь Борис Александрович и его брат Великий князь Георгий Александрович, Великий князь Константин Михайлович (третий сын Михаила Ярославича). Князь Борис жил в 15 веке. Кстати, его дочь Мария была замужем за московским государем Иваном III.
В северной части, в одном из приделов, были могилы двух замечательных деятелей - епископов Андрея и Фёдора Доброго, которых похоронили в одном гробу, а рядом во Введенском приделе (если только он был действительно здесь) было захоронение матери Михаила Ярославича – княгини Ксении, великой женщины, сделавшей Тверское княжество могущественным. К сожалению, место ее могилы установить пока сложно. Павел предполагает, что в соборе 17 века её могила территориально находилась прямо под амвоном перед центральными Царскими вратами современного собора.
К величайшему сожалению, этот некрополь был безвозвратно утерян. Ещё в 19 веке при установке печей для отопления храма в северо-западной части вскрыли и выкопали часть могил, не самых ценных и древних, но всё же.
Фактически все захоронения были уничтожены во время взрыва в 1935 году. Как потом пропишет в отчётах о разборе завалов археолог Милонов, после взрыва были обнаружены кучи костей, обломки каменных гробов и плит… Всё пропало и обратилось в прах. Обломки использовали для подсыпки дорог, а камень – для строительства набережной в горсаду.
Что же касается мощей Михаила Ярославича, то в 1919 году раку вскрыли, выставили на всеобщее обозрение, сделали описание – всё в целях борьбы с религией, которая была "опиумом для народа". Затем мощи какое-то время находились в соборе, но в 1930-х годах вместе со старой ракой их отвезли на хранение в краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны город разграбили, часть музейных вещей пропала. Мощи пропали и до сих пор о них нет сведений. Хотя ковчеги с частицам мощей Михаила Ярославича существуют, есть они и в Твери.
Возрождение Спаса в Твери – дело великое. И собор этот нельзя назвать новоделом. Он возведён на святом, древнем, историческом месте. И в 17 веке тверичане знали и помнили всех своих князей и княгинь, поименно, сохраняли некрополь, на надгробных плитах были покровы, лампадки. Люди приходили к своим небесным заступникам и поминали их. При постройке храма 1696 года надгробные памятники не вернули, видимо, их было так много, что в прежнем храме от них было тесно, а эстетика 17 века такого не принимала. Но все же тогда захоронения сохранили. В 20 веке случилось непоправимое… И наша задача на сегодня – хотя бы восстановить память о наших предках, если нельзя вернуть былое величие.
В статье для иллюстрирования использованы в том числе материалы из статьи "Спасо-Преображенский собор Твери XIII–XIV веков: опыт объемной реконструкции".