26 Апреля 24, 21:23
Новости, Общество
31 Мая 2021, 09:08

История создания уникальной мозаики в тверском вокзале

В 2021 году исполняется 30 лет с момента официального открытия нового здания железнодорожного вокзала в Твери. Строили его семь лет, начиная с 1984 года. Внутри здания сохранилась в прекрасном состоянии уникальная мозаика работы Анатолия Голубцова – талантливого художника-монументалиста.

Огромная мозаика украшает всю стену зала ожидания вокзала. Таких масштабных мозаик в стране было не так много. Ещё меньше сохранилось до наших дней. О художнике и самой заметной его работе мы поговорили с искусствоведом, заслуженный деятелем искусств РФ, почетным членом Российской академии художеств, членом Союза художников России Татьяной Бойцовой.

Мы встретились на вокзале солнечным днём. Окна зала ожидания выходят на север, поэтому мозаику освещают рассеянные лучи. Тем удивительнее выглядели яркие золотые и ультрамариновые "мазки" плиточек, из которых сложено огромное изобразительное полотно, мозаика как будто светится изнутри яркими деталями. 

Мозаика, посвящённая истории тверской земли

Мозаика Анатолия Голубцова в зале тверского железнодорожного вокзала развертывается перед зрителем, словно большая красочная лента. Центром всей панно является композиция с зодиакальным кругом, внутри которого изображены роза румбов и герб Твери. Эта часть мозаики напоминает о  вечности движения жизни. Идут месяцы, годы, столетия, а Тверь наша стоит и развивается. От зодиакального круга расходятся, словно разноцветные радуги, сюжетные изображения, раскрывающие перед нами различные аспекты истории и современной жизни города. Если рассматривать мозаику слева направо, то видим, что левая часть посвящена древней истории Твери, а правая – современной жизни. 

В левой части произведения можно прочесть ключевые события истории Тверского княжества. Символом великого княжения Твери является  изображение Великого князя, сидящего на престоле в окружении теремном тверского кремля. Рядом изображена красавица-Волга, на берегу которой тверичане встречают возвращающихся из дальнего плавания купцов. Крестьянки расстилают золотой лён, рдеет яркая осенняя рябина, которой так много в Тверской области. Над древней Тверью парит всадник, символ военных побед тверских князей. Георгием Победоносцем вознесся он над городом, а через ворота кремля княжеская дружина устремляется в военный поход.

Как уже говорилось, правая часть этой огромной мозаики посвящена современной художнику жизни города. Поскольку мозаика размещена в здании вокзала, куда приезжают и откуда уезжают гости Твери, художник изобразил идущий по круговой линии поезд, рядом часы, далее – изобразительные элементы, раскрывающие главный замысел всей правой части композиции – рассказ о народном хозяйстве тверского края. Вот, например, небольшой, но значимый элемент, указывающий на важную черту жизни города: фигура узбека, который машет шапочкой вслед уходящему поезду. Да, это очень красноречивая деталь. Во времена создания мозаики в Твери процветало хлопковое производство – бывшие Морозовские мануфактуры были превращены в мощный хлопчато-бумажный комбинат "Пролетарка", объединивший прядильные, ткацкие, набивные и многие другие фабрики. Сюда из Узбекистана в большом количестве поступал в виде сырья хлопок, который в итоге превращался в огромные метражи нарядного ситца. Так уж сложилось исторически, что на различных фабриках комбината работало большое число узбечек, выходцев из тех мест, где и выращивался хлопок. Эта особенность города тоже нашла отражение в мозаике,  – рассказывает Татьяна Бойцова.  

Группы студентов в правой части мозаики напоминают нам, что Тверь – студенческий город.  Памятники архитектуры – о достопримечательностях, с которыми можно познакомиться гостям. Взлетающий самолёт, Волга и снова железная дорога... И над всем городом радуга, облако и белые птицы мира.

– Композицию для мозаики, тем более такой большой, очень непросто решить. Она требует тщательной продуманности – как дополнят друг друга и взаимоуравновесят два композиционных поля, посвященных разным историческим эпохам, Наконец, необходимо найти оптимально выразительные ритмы в рисунке, в цветовых пятнах и так далее. Здесь нет случайных элементов. Поэтому так органично развитие сюжета и мозаика воспринимается легко, ненавязчиво. Между сюжетными частями мозаики художник предусмотрел цветовые паузы.  Рассматривая панно, зритель невольно начинает думать о том, что хотел сказать автор этим элементом или этим образом?  

Анатолий Голубцов

Анатолий Иванович Голубцов родился в 1946 году. Сначала окончил Крымское художественное училище им. Н.С. Самокиша, затем – Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. В Тверь приехал в 1976 году и остался здесь до конца своей жизни. Он приехал через год после открытия Тверского художественного училища им. А.Г. Венецианова, в училище пригласили преподавать его тогдашнюю супругу. Анатолия Голубцова можно назвать первым профессиональным художником-монументалистом в Твери, рассказывает Татьяна Бойцова. Если не брать во внимание Александра Хмылева, прожившего здесь короткое  время, и  Александра Князева, тоже работавшего в Твери несколько лет. Собственно, после А. Голубцова в регионе не было монументалистов такого масштаба и профессионального уровня.

В Твери Анатолий Голубцов стал работать в мастерских Художественного Фонда при Союзе художников, наладил профессиональные отношения с архитекторами, стали поступать заказы на оформление крупных объектов. 

- Он сам был очень дружелюбным и добрым человеком, – вспоминает Татьяна. - Оставил о себе тёплые воспоминания. Умер в Твери в 2011 году.

Анатолий Голубцов был одним из лучших в своей сфере. Но до наших дней в Твери сохранились лишь две его мозаики: в тверском вокзале и на одном из зданий гимназии №12. Последняя посвящена Афанасию Никитину.

- Эта мозаика тоже примечательна и интересна во многих смыслах. Несколько лет назад её перенесли со стены основного здания гимназии на пристройку, и  сделали это очень качественно. Такое отношение к монументальному искусству – редкость в наши дни, – говорит искусствовед.

В девяностые годы большинство монументальных произведений в Тверской области погибло. Шла тотальная приватизация недвижимости, и для новых хозяев эти произведения не представляли никакой ценности. –  Поясняет Татьяна Бойцова.

– К огромному сожалению, с начала 1990-х годов стало массово уничтожаться монументальное художественное наследие 1960-1980 годов. Значительная часть советских мозаик в нашей стране погибла.

Например, работы классиков монументального искусства Виктора Эльконина и Андрея Васнецова, Олега Филатчева, наследие Ирины Лавровой и Игоря Пчельникова, фантастической красоты флорентийская мозаика в гостинице Москва, сделанная Григорием Опрышко, в Липецке – мозаичное произведение Константина Эйдельштейна. Сейчас Элеонора Жаренова пытается сохранить свою работу в Калуге, где бывшее здание научного центра перепрофилировано в ресторан. Перечень погибших монументальных работ можно продолжать очень долго.

Как правило, это происходит во время реконструкций интерьеров и связано перепрофилированием зданий после приватизации. Вот сейчас в Москве в Президент-Отеле делаются новые интерьеры и одновременно уничтожена уникальная краснодеревная скульптура Игоря Пчельникова. Кстати, регионы гораздо внимательнее относятся к монументальным произведениям, к ним привыкают, любят. Народ, вообще, видит лучше.

Скажу так, пока не возникнет понимание ценности этих произведений в обществе, прежде всего в среде строительного бизнеса, мы будем сталкиваться с этим варварством. По сути, это показатель уровня культуры принимающих решения. В советские годы существовали законодательные акты, которые несли в себе охранные функции. Сейчас этого нет. Даже архитекторы лишены функций авторского надзора при возведении объекта по их проекту.

Мне приятно знать, что мозаика А. Голубцова в зале железнодорожного вокзала в Твери находится в сохранности. Такие замечательные панно надо беречь, и я верю, что железнодорожники понимают ценность этого произведения искусства, - комментирует Мария Красильникова, народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, секретарь по монументальному искусству Союза художников России.

Монументальная живопись

Монументальной живописью называют мозаики, фрески, росписи на стенах и в интерьерах. Интерес к этому виду искусства вспыхнул в Советском Союзе в послевоенные годы. Профессиональных монументалистов в Тверской/Калининской области в те годы не было.
Тем не менее, художники-станковисты, объединившись в творческие группы, брали на себя такую ответственность и создавали росписи в интерьерах и экстерьерах общественных зданий. В 1960-1970-е годы это становилось  очень востребованным.

Оформлялись дворцы культуры, станции, школы,  детские сады.

О художественном убранстве общественных зданий заботилось и государство. По существовавшим законодательным документам при строительстве объекта  2% от общей сметы расходов закладывалось на художественное оформление. Мозаика стоила дорого, это трудоемкая, непростая работа. Сейчас такая мозаика, как в тверском вокзале, будет стоить безумных денег. Монументальное искусство всегда ценилось высоко.   

Процесс создания мозаики для железнодорожного вокзала был долгим и кропотливым. Готовился эскиз, согласовывался с железнодорожниками, с художественным советом, затем изготовлялся большой "картон" в натуральную величину, по которому и выкладывалась мозаика. На вертикальной стене эту работу выполнять невозможно, поскольку мозаика должна "схватиться" на грунте. Поэтому её всегда делают частями на горизонтальной поверхности, а уже потом эти части монтируют на стене. Технология похожа на традиционную технику укладывания плитки.

– Очень многое зависит и от исполнителей. В Твери с Анатолием Голубцовым работали два Николая: Хмылёв и Тихомиров – тверские художники. Подключился и монументалист Александр Князев – очень хороший колорист. Я думаю яркие мазки в мозаике – от Князева. Его можно с полным правом считать соавтором Голубцова, – поясняет Татьяна.

Мозаика выложена разноцветной смальтой. То есть, кусочками стекловидной массы квадратной формы. Для создания того или иного мозаичного произведения, смальту заказывают сразу в необходимых количествах на вес и по цвету. Иногда закупают тоннами. Затем художники-исполнители под авторским надзором колют смальту на мелкие квадратики, сортируют по цвету, затем по картону набирают изображение. Дело это трудное, но постепенно из груды колотой смальты, этих разноцветных кусочков, возникает произведение искусства. То, как выполнен набор смальты имеет огромное значение, поэтому работа исполнителя очень важна, от него зависит итоговый результат.  

– Размер и форму мозаики определяет автор. Существуют немало профессиональных секретов, которые используют художники.  В тверском вокзале мозаика расположена высоко, рассматривать ее можно издалека. Автор это учел и в композиции самой мозаики и в использовании весьма крупной кладки. Освещенная мозаика переливается и вспыхивает на солнце разноцветными гранями смальты.

Мозаика считается одним из самых долговечных видов искусства. В мире немало примеров древнейших мозаик, дошедших до наших дней почти в неизменном виде. Например, мозаики Софии Константинопольской в Стамбуле. В России древних мозаик сохранилось очень мало. Да и советские "выжили" далеко не все, хотя исполнялись они очень качественно. Вместе с тем, далеко не все мозаики советских лет можно считать произведениями искусства. Бывало, что художники относились к их созданию формально, видя в этом, прежде всего, источник заработка. Но по качеству исполнения мозаики, как правило, представляли собой высший класс. 

- Работу Анатолия Голубцова мы смело относим к произведениям настоящего искусства. Это был художник высочайшего уровня. Посмотрите, как выстроена композиция всей мозаики. В ней присутствует изобразительная линия, и в то же время она не повествовательна. Смысловые узлы содержатся в различных символических группах фигур, которые транслируют нам ту или иную информацию о жизни тверского края. Это творческая и хорошая работа во всероссийском контексте, в контексте искусства нашей страны того времени.

Новое здание тверского вокзала

Новое здание вокзала тверского вокзала построено в стиле советского модернизма. Его проект разрабатывал институт Ленгипротранс. Большой зал снаружи оформлен тремя перевёрнутыми стеклянными арками, а возле них высится часовая башня. После экранизации романов Толкиена вокзал в Твери стали называть "Оком Саурона" из-за сходства башни с часами и шпиля с всевидящим оком в фильме. 

В 2019 году Тверь посетили руководители ОАО "РЖД" и АО "РЖДстрой". Вместе с губернатором Тверской области Игорем Руденей они осмотрели оба здания вокзала, в том числе и николаевского, и обсудили возможности создания транспортно-пересадочного узла на базе существующих зданий. В частности, в ходе встречи говорилось об обеспечении сохранения архитектуры построек. О судьбе голубцовской мозаики речь не шла. 

Искусствовед Татьяна Бойцова отмечает её прекрасную сохранность, единственное замечание – произведение монументального искусства за 30 лет своего существования весьма запылилось. И если бы мозаику почистили, ее яркие краски заиграли бы вновь.
 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх