29 Марта 24, 08:10
Новости, Общество
09 Марта 2021, 09:50

Тверская художница пишет иконы для храмов по всей России

Елена Костромина – тверской художник, автор той самой советской новогодней игрушки "Три поросёнка" и преподаватель колледжа – сегодня расписывает храмы по всей России. 25 лет назад к иконописи ее привела личная драма: после смерти ребенка и мужа работа в церковной артели помогла пережить трагедию и найти новые смыслы в жизни. Сегодня Елена Костромина известная и востребованная в церковной среде иконописица. Как создаются иконы, кто может заниматься иконописью и какие интересные заказы она получала – в интервью ТИА.

Елена Костромина родилась в 1963 году в Архангельске, а в Калинине оказалась в 19 лет по распределению после окончания Художественно-промышленного техникума игрушки в Загорске. Здесь она начала работать художником по стеклу в Калининском производственном объединении художественных изделий и игрушек (сейчас это "Тверские сувениры"). Самым первым заданием Елены стала новогодняя игрушка. Так на свет родились "Три поросенка", которые разлетелись тогда по всему Советскому Союзу. Союз развалился, а игрушка до сих пор бережно хранится и украшает новогодние елки во многих домах страны. 

Исцеление иконописью

Люди приходят к иконописи по-разному, часто через страдания и потери. Елена крестилась в 90-х годах вместе с сыном. Бывшая комсомолка приняла христианство в дань тогдашней моде, как рассказывает сама. В 1994 году погибла дочь Елены, через год, не выдержав трагедии, умер муж. Елена осталась одна с двумя детьми на руках.

-Я была просто в ужасном состоянии. Священник, который отпевал дочь, посоветовал мне сходить на занятия к Андрею Запрудному в его иконописную школу в Свято-Екатерининском монастыре. И я пошла. Знаете, людям, переживающим трагедию, тяжело видеть счастье. В это время хочется удалиться от мира и тихо переболеть. В этом мне очень помогла артель.

Иконописную артель, одну из первых в России, организовал талантливый выпускник Венециановки Андрей Запруднов. Он сам по крупицам собирал знания, техники и методы написания икон. В школе учились "из-под руки мастера" живописцы, резчики по дереву, изготовители иконных досок. Прийти в артель мог любой взрослый – и профессиональный художник и человек, ни разу в жизни не державший в руке кисти. Учиться в иконописную школу Запрудного приезжали со всей России. 

- Я пришла в артель как художник, Андрей довольно быстро доверил мне сложную работу – писать лики. Для начала он дал мне в руки икону и попросил сделать копию гуашью. И увидел, что я хорошо владею кистью, чувствую цвет. Это период в жизни для меня, пожалуй, самый светлый. Именно тогда я пришла к Богу и воцерковилась. 

Одной из первых больших работ Елены Костроминой в артели стала роспись храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе. 

Артель писала иконостасы, расписывала храмы по всей России – работы было очень много. Школа славилась своими мастерами, из возрождающихся после десятилетий  атеизма церквей заказы поступали один за другим. 

- Андрей никому не отказывал в обучении, те, у кого не получалось писать, сами уходили. Вы знаете, я думаю, что для иконописи важно не художественное образование, а духовное состояние человека. Иконы получается писать у глубоко верующего, воцерковленного человека. Если иконописец не достиг того состояния, даже лики получаются какими-то кукольными. Это всегда видно, - говорит Елена. – Моя близкая подруга, к примеру, пишет удивительные иконы, не имея никакого художественного образования. 

Обезглавленная артель

В 2000-м году случилось несчастье. 

Андрей Запрудный вышел из дома на работу в 9 утра, и в центре города по дороге пропал. У него остались жена и трое маленьких детей, а также престарелые родители. Судебное дело было открыто, но со временем передано в архив. Его исчезновение до сих пор осталось загадкой для всех. 

Обезглавленнная артель проработала еще примерно год и распалась. Впрочем хорошие иконописцы и резчики по дереву – воспитанники школы Запрудного – никуда не пропали и уже больше 20 лет являются востребованными мастерами. 

Елена Костромина пишет иконы для храмов по всей России. Ее работы можно увидеть в тверских, московских, ярославских, брянских церквях, и даже в монастырях на Святой Горе Афон. Художник преподает в Тверском полиграфическом колледже, в том числе, основы иконописи, и с 2007 года является членом Союза художников России.

Заказы на иконы находят Елену сами, ведь иконы не подписывают, более того – ими не принято гордиться и хвастаться. Имя мастера передают из уст в уста священнослужители. А вот заказы от частных лиц она практически не берет – любит работать в большом формате. 

Иконы в Церкви Рождества Богородицы на ул. Вагжанова в Твери:

На один заказ уходит от нескольких недель до нескольких месяцев. Процесс написания иконы очень сложный, многоступенчатый и в общем-то мало отличается от того, что был в 16 веке. Так, например, иконописцы сами готовят краску на основе яичного желтка. 
Елена придерживается иконографического канона, в котором писали Андрей Рублев и Дионисий. В канонической иконе изображенный на ней лик не имеет перспективных сокращений, в отличие от картины. Канон существенно отличается от живописной иконописи 19 века, когда у ликов святых начали появляться человеческие черты.

Как создается икона:

1.Первым делом готовится иконная доска. Она представляет собой склееный щит со шпонками-поперечными досками сзади. Это необходимо, чтобы щит не погнуло. Далее мастер углубляет среднее поле на лицевой поверхности щита, делает так называемый ковчег. Здесь будет писаться образ. 
2.Щит проклеивается тканью-паволокой и покрывается специальным грунтом-левкасом, который состоит из мела и клея животного происхождения. Левкасится доска несколько раз. Каждый слой просушивается. Затем сухую доску вышкуривают до идеально гладкого состояния. 
3.На подготовленную иконную доску переносится рисунок. 
4.Далее кладётся сусальное золото на нимбы и фон. 
5.Краски для письма также готовятся вручную. Сначала необходимо сделать эмульсию, для её приготовления нужен яичный желток, вода и уксус(или вино). Эмульсия смешивается с пигментом нужного цвета и перетирается курантом до однородной массы. Так творятся все необходимые цвета. Таким образом получается яичная темпера. 

- Икона, написанная темперой, очень долго хранится, - рассказывает Елена Костромина. - Все старинные иконы, которые сохранились до наших дней, написаны с помощью нее. 

Когда сделаны все предварительные работы, можно приступать к написанию иконы. Этот процесс также имеет несколько этапов: 

1.Роскрыш – нанесение общих цветовых пятен. Икона пишется от тёмных тонов к светлым, в отличие от картин.  

2.Затем иконописец создает пейзаж и архитектуру, если они есть по замыслу. 

3.Далее следует платичное письмо складок облачения, наносятся декоративные элементы. 

4. В самую последнюю очередь пишутся лики, кисти рук, открытые части ног. Готовую икону покрывают олифой для закрепления красочного слоя.

- Что касается затраченного времени на написание иконы, то оно всегда разное. Это зависит от сложности образа и количества святых на одной иконе. Например, когда мне нужно было написать "Собор святых в земле Российской просиявших", понадобился год. На этой небольшой по размеру иконе более 400 образов(!). Я специально ездила в Петербург, где есть подобная икона большого формата, чтобы лучше представлять поставленную задачу.

Деньги 

На вопрос, сколько стоит написание икон, мастер отвечает, что не берет за свой труд больших денег. Иногда работает вовсе практически бесплатно – например, для церкви в Старицком районе, где очень мало прихожан, Елена написала иконы за скромное вознаграждение. Мастер не берет деньги за иконы, написанные для паломничества священнослужителей на Гору Афон:

- Понимаете, иконы – это же не про деньги. Мой труд – это оказанная мне же честь, - говорит она. – Я никогда не ставила себе цель разбогатеть и жить во дворце. Единственное – я очень люблю путешествовать. А паломнические поездки, даже по России, стоят очень приличных денег. 

Непривычная икона Матроны Московской, где святая изображена с открытыми глазами. Икона написана Еленой Костроминой для храма Косьмы и Демьяна в Химках. Настоятель попросил написать Матрону с открытыми глазами, "потому что в царстве Божьем все зрячие". 

Сейчас Елена пишет иконы и преподает в Тверском полиграфическом колледже. 

- Мне очень нравится преподавать. С возрастом возникает потребность делиться своими знаниями и опытом. Я вообще считаю, что преподавателями могут быть только состоявшиеся в своей профессии люди. 
 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх