
5 декабря - День памяти Святого благоверного князя Михаила Тверского (1271-1318). В этот день в 12:00 в Городском саду у памятного креста Михаилу Тверскому пройдёт торжественная церемония возложения цветов. Также в Твери пройдут божественные богослужения.
4 и 5 декабря, в день памяти небесного покровителя Твери, в Воскресенском кафедральном соборе пройдут торжественные богослужения. Литургию в сам день праздника и всенощное бдение накануне возглавит митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
4 декабря в 10 часов в режиме онлайн стартует викторина, приуроченная ко Дню памяти Михаила Ярославича Тверского. В ней могут принять участие все желающие. Для участия необходимо пройти регистрацию по ссылке, указав свое имя и название населенного пункта. Рекомендуется выполнить регистрацию за 15 минут до начала.
Итоги викторины "Мой герой – Михаил Тверской" будут опубликованы в официальной группе молодежного информационного портала "Смена Плюс" "ВКонтакте". Там же можно найти всю информацию о викторине. Победитель интеллектуального состязания получит памятный приз и онлайн-сертификат.
Перечисляя имена и титулы тверского князя, необходимо добавить также – Великий князь всея Руси. Михаил Ярославич принял мученическую смерть в Орде: он понимал, что его ждёт казнь и добровольно поехал к палачам, чтобы спасти своих подданных и свою вотчину от татарского разорения и погибели. Но также следует помнить о гражданском и воинском подвиге тверского князя, поскольку он первым одержал победу над ордынским войском на Бортеневском поле, он первым стал именоваться Великим князем всея Руси и самодержцем, он первым предпринял попытки объединения страны.
Он был также благословенным правителем для Тверского княжества, поскольку именно при Михаиле Ярославиче возобновилось летописание, начали строиться каменные храмы, устанавливаются гражданские правовые нормы. Наш князь проявил достоинство и благородство души в противостояниях с московскими князьями, жаждавшими всеми средствами добиться власти, не гнушаясь предательства и сговоров с ордынцами для карательных походов. И хотя историки оценивают эти события по-разному, для нас – жителей Твери и всего Тверского края - Михаил Ярославич является примером величия, стойкости, мужества, мудрости и святости.
Наглая ложь от пресс-службы :)
1316 год
Михаил Тверской вместе с татарским войском:
1. Захватил Торжок
2. Сжег Торжок
3. Заключил мир с целованием креста
4. Нарушил клятву и начал убивать и продавать жителей Торжка в рабство тем же татарам
Выдержка из рукописи о разорении Торжка:
"Князь Михаил собра своя воя и прииде ко граду Торшку ратию. Князь же Афанасие выехав против ево с черными людми и с нооугородцы на поле. И бысть бой велик и победи князь же Михаил.
Таково бо жестокосердие тогда содеяся на град и на люди. Аще бо едина вера бяше, но злобою горши показася, понеже бо людей тех во граде огню предаде, а иныя в реце потопи, инии младенца остави, но всех поби мужеский пол и женский и смерти предаст, черноризець же и девиц обнажати повеле, потом же их и убивати. И имение града того все пограби и церкви разори и святыя иконы и книги церковныя все поймал. Потом же град весь и святыя обители града того все огнем попали. И тогда град Торжек и обители быша от него в конечном запустении."
И вопрос о том, как умерла жена московского князя, тоже открыт. Если она действительно была отравлена, то Михаил Тверской не только клятвопреступник, но и отравитель.
Напукал и пропал.
Более подробно напишу при случае в блог.
Вы ж писали что оно сгорело. Откуда тогда это житие?
В своей книге Димитрий пишет: "... почти до последнего времени жители Торжка неблагосклонно относились к памяти св. благов. вел. князя Михаила. Это видно из того, что, при многочисленности храмов в Торжке, ни один из них не посвящен его имени, даже нет в честь его и придела; редко можно встретить и его икону, и то за последний период времени, а старинных икон св. благов. велик. князя Михаила Ярославича Тверского нет ни в одной из новоторжских церквей" (Указ. соч. С. 12. Примечание.). Подобная ситуация наблюдалась и в более ранние времена. Так, Писцовая книга Торжка 1625 г., перечисляя все иконы в 36 больших и 17 придельных приходских и монастырских храмах города, не зафиксировала ни одного образа святого благоверного князя Михаила Тверского. В это же время в соседней Твери уже появился храм в честь Михаила Тверского, а еще три были посвящены небесному покровителю князя – Михаилу Архангелу.
В 1572 г. началась общерусская канонизация Ефрема Новоторжского, святого покровителя Торжка, основавшего в XI в. в этом городе Борисоглебский монастырь. Составить житие святого поручили новгородским книжникам, и тогда выяснилось, что никаких сведений о Ефреме не сохранилось, кроме одной небольшой повести. Повесть эта, по мнению знатока древнерусской литературы советского историка И.У. Будовница, была составлена между 1316 и 1372 гг. (Будовниц И.У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г. // Труды Отдела древнерусской литературы. Том 16. М.; Л., 1960. С. 40–45.) и рассказывала об известном по многочисленным летописным свидетельствам разорении Торжка Михаилом Ярославичем Тверским в феврале 1316 г. Но, в отличие от кратких летописных рассказов, эта повесть содержала ряд уникальных известий, в том числе рассказывала, что именно Михаил Ярославич в качестве военного трофея увез в Тверь из Торжка древнее "писание о житии" Ефрема Новоторжского, которое "мало же времени минувшу" сгорело в пожаре Спасо-Преображенского тверского кафедрального собора.
В "Повести о разорении Торжка" полно нелицеприятных и обличительных характеристик Михаила Ярославича, абсолютно не соответствующих образу тверского князя, изображенного в "Повести о Михаиле Тверском", написанной около 1320 года игуменом тверского Отроча монастыря Александром.
Архиепископ Димитрий, явно хорошо знакомый с "Повестью о разорении Торжка", включенной в состав нового жития Ефрема Новоторжского в конце XVI века, не желал верить в то, что Михаил Ярославич мог быть разорителем христианских святынь Торжка. Именно поэтому он пришел к выводу, что "некоторые, смешивая по одноименности Михаила Александровича с вел. князем Михаилом Ярославичем Тверским, приписывают такую жестокую расправу с Торжком сему последнему" (Указ. соч. С. 12. Примечание.).
Действительно, в 1372 г., то есть спустя 56 лет после разорения 1316 г., внук Михаила Ярославича тверской великий князь Михаил Александрович (тоже почитаемый в Твери как местный святой (Тверской патерик. Тверь, 1991. С. 173.) разрушил Торжок так жестоко, что "и погании (т.е. язычники монголо-татары) не творять тако" (Новгородские, Симеоновская, Типографская и др. летописи, Московский летописный свод кон. XV в.). Более того, описанные в "Повести о разорении Торжка в 1316 г." жестокости со стороны тверского князя чрезвычайно созвучны летописным данным о событиях 1372 г. Однако более серьезный анализ текстов убеждает исследователей в том, что это независимые описания двух разорений Торжка. Например, князь Афанасий, упомянутый в "Повести", мог находиться в Торжке только в 1316 г., а пожар в Твери, в котором погибло древнее "писание" о Ефреме Новоторжском, мог произойти или в марте 1316 г., или в сентябре 1318 г. (Насонов А.Н. О тверском летописном материале в рукописях XVII века // Археографический ежегодник за 1957 г. М., 1958. С. 34, 35.). Ближайший пожар Твери после 1372 г. приходится только на 1413 г. (Московский летописный свод конца XV в.), то есть через 41 год, что вряд ли может соответствовать характеристике времени пожара в "Повести" – "мало же времени минувшу град Тверь весь погоре".
Но если Михаила Ярославича источники не принимают за Михаила Александровича, то "Повесть о разорении Торжка" может быть этаким грязным политическим пасквилем XIV века, направленным Новгородом против Твери. Однако это предположение опроверг сам архиепископ Димитрий, посетив новоторжские церкви и монастыри. Одна политическая "агитка" не могла привести через 500 с лишним лет к парадоксальной ситуации – в конце XIX в. в 60 верстах от центра епархии находится город с четырьмя десятками храмов, в которых почему-то нет икон фактически главного святого Тверской епархии. Этому может быть только одно объяснение – в основе непочитания Михаила Ярославича Тверского жителями Торжка в конце XIX века лежала глубокая народная память о событиях 1316 г. "
Научку проклятущий хан разорил, сослав уникальные и бесценнейшие фонды в изгнание в сырые казематы по нескольким темницам города. Надеется, пришлый гад, уничтожить артефакты и переписать историю края, попутно изведя сотни миллионов бюджетных ассигнаций на внутреннее убранство будущих личных покоев, очевидно подсмотрев ляпоту полатей у своего московского хана-покровителя.