01 Июля 24, 10:47
Новости, Интервью
02 Ноября 2020, 09:40

Слушать тишину и достраивать собор: интервью с тверским митрополитом

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий любит ездить на велосипеде, жареную картошку и слушать тишину. Он убеждён, что собственная семинария Тверской области пока не нужна, а вот кафедральный центр - наоборот. Кино и музыка, богослужения на русском и предметы роскоши – митрополит Амвросий ответил на вопросы ТИА в большом интервью.

О том, что в Тверской епархии появится новый митрополит, стало известно 25 августа 2020 года. По решению Синода РПЦ митрополит Савва отправился служить в Вологду, а в Тверь приехал владыка Амвросий, которому пришлось сложить с себя полномочия настоятеля Сретенского монастыря в Москве и ректора Сретенской семинарии.

- Я стал священником по молитвам моей не родной прабабушки, монахини Апполинарии. Она 30 лет прожила в Спасо-Евфросиниевском полоцком монастыре до его закрытия в начале прошлого века, - говорит митрополит. 

Его маму, оставшуюся практически сиротой, воспитывала племянница монахини Апполинарии. И по этой линии он с раннего детства получал духовное воспитание. И хотя ни разу не видел прабабушку, только на фотографии, чувствовал связь с ней.

- Когда умерла воспитательница моей мамы, мне тогда было четыре года, меня взяли в церковь. И я хорошо запомнил богослужение, атмосферу, которая там была, священника. Этот первый опыт стал отправной точкой, я потом всегда просился, чтобы меня взяли с собой в церковь. Позже я стал интересоваться богослужением и как бы продолжил дело своей прабабушки. Ну а потом школа, армия, семинария, а дальше – служение церкви в сане.

Отпуск, чтобы слушать тишину

В 2020 году владыке Амвросию исполнилось 50 лет. Предыдущие три года были очень непростыми в его жизни. Его перевели из Санкт-Петербурга, где он прожил 10 лет, будучи ректором духовных школ, на такую же должность в Москве. С 2019 же года он стал ректором Сретенской семинарии и наместником Сретенского монастыря. А в 2020 году – новое назначение, и снова переезд. Теперь в Тверь.

- Конечно, сейчас, на первых порах, мне приходится погружаться в незнакомую атмосферу. Много информации, - говорит митрополит. Его график работы очень напряжённый, особенно если богослужение в отдалённом районе. - Всё вместе занимает много времени, потому что нужно доехать, отслужить, пообщаться с духовенством, посмотреть близлежащие храмы – в каком они состоянии. Например, я в прошлое воскресенье служил в Торжке и посетил 14 храмов. Конечно, это был серьёзный марафон.

За последние три года священнослужитель практически не имел возможности отдохнуть в отпуске. Тем ценнее неделя, которую удалось "отгулять" буквально недавно.

- Во время отдыха я гулял и дышал воздухом, читал, а самое главное – я был один. Абсолютно один все эти семь дней. Я очень люблю тишину, - митрополит уверяет, что одиночество необходимо для духовного роста и созревания. Ему очень важно хотя бы полдня в неделю оставаться один на один с Богом и самим собой. Почитать, помолиться и послушать тишину.

А что почитать?

Владыка Амвросий много читает и убеждён, что Евангелие – это необходимое ежедневное чтение для каждого христианина. Но на его полке есть место и мирским книгам. В частности, там много книг писателя Евгения Водолазкина, с которым митрополит давно дружит.

- Для меня его нынешние книги стали каким-то ориентиром в духовной жизни и вообще ориентиром в истории ментальности русского человека для человека современного. Конечно, это его знаменитые "Лавр" и "Авиатор".

Студентам митрополит всегда советовал читать "Письма о добром и прекрасном" Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Более того, он рекомендовал эту книгу в качестве настольной для школьников.

- "Таинственная история Билли Миллигана" меня тоже заинтересовала. Там рассказывается о том, как в одном человеке уживались 24 личности. Священник должен хотя бы немного разбираться в вопросах психологии, поэтому такие книги, я думаю, для священника полезны.

Владыка признаётся, что любит петербуржских писателей. Причём самых разных, даже неоднозначных, потому что ему интересно, как они рассуждают и с каким посылом обращаются к читателям.

- Петербуржских, потому что в моей жизни очень многое было связано с Санкт-Петербургом. И Петербург – город, в котором много воздуха, пространства свободы, и который в Твери снова вернулся в мою жизнь, потому что Тверь очень напоминает мне Петербург.

Мы беседуем в зале заседаний епархиального управления. Непременный атрибут нынешнего времени – медицинские маски – на местах. Тем не менее, когда митрополит говорит о северной столице, видно, что он улыбается. У глаз собираются морщинки, меняются голос и интонация.

"Где ты, Адам?" и "Молодой папа"

Для кинематографа в жизни митрополита Амвросия места совсем мало, а для телевидения нет совсем. Тем не менее, буквально накануне интервью он был в кинотеатре "Звезда" на премьерном показе документального фильма "Где ты, Адам?". Съемки фильма проходили на Афоне, занимался этим, по словам митрополита, его знакомый протодьякон из Киева. В фильме запечатлена повседневная жизнь монахов, с богослужениями, рыбной ловлей, спорами и выходом из споров.

- Начинается фильм со слов игумена, где он благодарит Бога за всё, что было в его жизни, а больше всего - за несправедливость, поношения, которые он испытал за свою жизнь. Потому что именно в них он находил себя и чувствовал, что значит в его жизни смирение, - сам фильм, как говорит владыка, очень немногословен, но при этом сообщает очень многое о жизни в монастыре.

Сериал "Молодой папа", несмотря на занятость, митрополит посмотрел, как и многие священнослужители. Потому что он наделал шуму в религиозных кругах, когда вышел в 2016 году. Красавец Джуд Лоу в роли папы римского плавает в бассейне, развешивает на верёвку белоснежные носки, курит, одевается в папские облачения, занимается на тренажёрах и молится так, что его слышит Бог. Сериал вызвал споры – можно ли так откровенно показывать персону с таким статусом.

- Я считаю – это гениальное творение режиссёра, и гениальность выражается ещё и в том, что открывается пространство для очень многих мыслей. Что удивительно и очень правильно, католическая церковь не стала выступать против этого фильма, а наоборот - обратила себе на пользу.

Митрополит поясняет, что образ папы, прописанный в сериале, – собирательный. Люди, близкие к Ватикану, сразу узнали в нём разных реальных пап. И фильм сыграл хорошую службу католической церкви, несмотря на споры. Но у нас другой менталитет, нам такая открытость не подходит.

- К сожалению, мы, действительно, ещё имеем шаблоны и комплексы, которые не позволяют нам правильно относиться друг к другу. Я много раз был на Балканах и в Греции и видел, как там священнослужители общаются со своей паствой. Они могут зайти в ресторанчик вместе, что-то обсудить, выпить вместе кофе, поужинать. И это не считается чем-то предосудительным. Тем более что там священнослужители никогда не ходят в гражданской одежде, в Греции это запрещено на уровне Конституции, там церковь не отделена от государства. Помимо того, что паства потом его не будет воспринимать, священника в мирской одежде может оштрафовать полиция. Поэтому они не стесняются ходить в подряснике на базар, в магазин, ресторан, общаться с молодёжью. У нас, к сожалению, если священник придёт в такое место, его будут фотографировать, а потом по-своему это интерпретировать. Наша ментальность пока не позволяет нам такие обычные человеческие вещи правильно понимать. Не всё, что наши люди считают грехом, – им является. Не грех прийти и пообщаться с каким-то человеком, грех – одобрять какой-то плохой поступок или участвовать в нём. Но общаться, даже публично, не просто не грех – добродетель.

Музыка – не фон, это философия

Музыка в жизни священнослужителя занимает значительное место. Церковное и народное песнопения очень близки. И поэтому, как говорит митрополит, народное пение больше всего сохраняется в духовной среде. Современные направления в музыке, включая русский рок, ему не понятны и не особенно интересны. Постепенно отходит на второй план и симфоническая музыка, при всей его любви к Свиридову и Рахманинову.

- В последнее время, чем ближе к закату жизни, тем больше я сосредотачиваюсь на духовных песнопениях. Именно сейчас мне очень нравятся греческие. И в этом смысле атмосфера в Николо-Малицком монастыре, в котором богослужения проходят по греческому уставу и где византийское пение, обогащает меня внутренне и даёт особое послевкусие. Музыка – это не просто фон, она должна побуждать человека к мышлению, к рассуждению. Это своего рода философия.

Джинсы VS костюм

- Джинсы я не ношу, в них вы меня не увидите никогда. Очень-очень редко я могу пройтись в гражданской одежде. Но это всегда что-то классическое. Я предпочитаю классическую одежду и очень уважаю людей, которые именно в классике ходят. Есть у меня такой пунктик. Встречают ведь по одёжке.

О мирской одежде митрополит говорит, что и в ней священник должен помнить о своём статусе. На пробежку, конечно, не нужно выходить в подряснике, но греческие священники даже на велосипедах ездят именно в нём. Хотя сам митрополит по Санкт-Петербургу и Москве колесил на велосипеде в мирском. В Твери у него такого опыта пока нет.

Как должен пахнуть монах

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий абсолютно убеждён, что священнослужитель и монах, если он в миру, должны быть опрятными. Чистота бороды и запах имеют значение, как имеет значение и чувство меры.

- Священнослужитель всегда должен думать о том, что человеку, к которому он приходит, должно быть тоже приятно. Если парфюм в какой-то степени этому помогает – почему бы и нет. Главное - на этом не зацикливаться, чтобы это не приводило к самолюбованию. В конце концов, и хороший ладан пропитывает бороду священнослужителя своим запахом.

Сам владыка крайне редко пользуется туалетной водой и предпочитает просто соблюдать правила гигиены.

О еде

Митрополит не считает себя гурманом, и в выборе еды по большей части неприхотлив. Готовить никогда не учился, так что может в случае необходимости максимум заварить кашу и пожарить яичницу или картошку. Последнюю, кстати, он очень любит, но не ест.

- В силу возраста она мне противопоказана. С самого детства я люблю рыбу. И сейчас, если есть хорошая морская рыба, я бы в первую очередь выбрал её. Я не считаю, что вкусно поесть - это грех, потому что нужно есть то, что Бог нам даёт, и благодарить его за это. Завтракаю, обедаю и беру что-то на ужин я в трапезной епархии. Если провожу богослужение в приходах, после этого обычно приглашают в трапезную, и я ем то, что предлагают.

Новый год на Афоне

Исключая последние два года, несколько лет подряд дни новогоднего праздника владыка проводил на Афоне. Как он говорит: "Из года в год переходил естественно, никак этого не отмечая, в круге богослужений и послушаний". В Москве новогоднюю ночь он проводил на богослужении, а затем шёл спать. Хотя однажды это было похоже на праздник. Будучи ректором академии, после службы он пригласил к себе духовенство и студентов: вместе поговорили и выпили немного шампанского. А вот обращения президента в последние годы митрополит не видел, потому что как раз в это время идёт богослужение.

Любовь к животным

- Как-то мне подарили лабрадора, ему на тот момент было полгода. Ещё полгода я его воспитывал, это время мы друг друга испытывали на характер. Он был очень породистый, родился в одном из питомников Ирландии. Мне было жаль животное, которому я не могу уделить время. Иногда я даже приводил его с собой в кабинет ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Он садился рядом и, если кто-то подходил ко мне, начинал задирать лапой. Когда я ему говорил: "Подожди", - он уходил в угол, смотрел на меня жалостливыми глазами и вздыхал, как человек. Он вызывал у меня такие эмоции, что я понял: надо выбирать – тратить время и силы на него или на студентов и своё основное послушание. 

Тогда хозяин принял решение, и пришлось с лабрадором расстаться. Пёс прожил несколько лет в замечательной семье, которая его любила. Рассказывая эту историю, митрополит смотрит в угол, как будто взглядом отыскивает там собаку, и продолжает.

- Некоторые наши священнослужители почему-то говорят, что грех иметь собаку в доме, вот, мол, можно кошку и то не всегда, а собака – нечистое животное. Я сейчас обращаюсь к таким священнослужителям: посмотрите фильм "Где ты, Адам?". В монастырь на Афоне собирают всех увечных собак, и кошек там несметное количество, они ловят змей и крыс. Игумен Григорий говорит: "Надо уметь любить творение". Это касается не только собак, но и цветов, деревьев, даже воды, всего. Надо уметь любить природу, созданную Богом. И животные нас этому очень хорошо учат: и любви, и терпению.

Спорт и служение

Митрополит Амвросий, как уже было сказано выше, любил прокатиться на велосипеде по улицам Санкт-Петербурга и Москвы. Кроме того, он занимался на тренажёрах и довольно активно.

- Сейчас я очень сильно обленился, - сетует владыка, - за что себя ругаю. Движение помогает человеку чувствовать себя лучше. И помогает более полноценно выполнять свои обязанности. Это никак не противоречит аскетическому образу жизни, даже наоборот. В моём понимании, то, что приходится заставлять себя делать, можно считать хоть и маленьким, но аскетическим подвигом, - смеётся он.

В целом же РПЦ не ограничивает священнослужителей в выборе вида спорта, будь то плавание или прыжки в длину – что угодно. Более того, среди священников достаточно профессиональных спортсменов, которым занятия необходимы, чтобы сохранять здоровье. Разве что, церковь не готова увидеть своего представителя на профессиональном ринге, а в качестве тренера по борьбе или даже боксу – пожалуйста.

Помогают ли священникам социальные сети

- Социальные сети – это как амвон в церкви, то есть возвышение. С этого возвышения можно произносить разные вещи. Кто-то будет говорить о Христе и Евангелии, а кто-то выкрикивать антирелигиозные лозунги. Пространство интернета дано для того, чтобы через нас люди задумывались о вечных христианских ценностях. Тогда это благословенно. Если священник использует сети, чтобы демонстрировать себя самого, свои личные материальные проблемы, а не прихода и общины, – он поступает незаконно.

Свои соцсети митрополит сам не ведёт, этим занимается пресс-служба. Но слова в каждом посте - это его слова – из проповеди или выступления. Сейчас подписчики его аккаунтов знакомятся с храмами и событиями в Тверской епархии.

- Тверская область - потрясающая духовно богатая земля, которая пока ещё не открыта для многих и многих людей.

Служба на русском языке

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий прибыл в Тверскую область около двух месяцев назад. Его предшественник, митрополит Савва, служил на тверской земле 2,5 года и отметился, в том числе, тем, что провёл одну из служб на русском языке. Между тем, служение на русском вызвало разногласия в православной среде, что даже вылилось в открытый конфликт и скандал

- Я не совершаю службы на русском языке, - говорит митрополит Амвросий. - Отношусь к ним ровно так, как относится наша церковь, которая не рассматривала этот вопрос и по этому вопросу не приняла никакого решения. Но на одном из собраний святейший патриарх сказал, что если есть в приходе такое желание, приход не возражает, то можно читать паримии, апостолько-евангельское чтение на русском языке. Но всё должно решаться в приходе большинством голосов. Это не прямое указание, а возможность, которая приходу даётся.

Владыка Амвросий говорит, что, будучи настоятелем храма Живоначальной троицы в Москве, предлагал приходскому собранию порассуждать на эту тему. И 99% членов собрания высказались категорически против русского языка, даже в чтении паримий.

- Что касается русского языка, то сама эта идея возникла не среди обновленцев, а в среде очень благочестивого духовенства в начале 20 века. И обновленцы наоборот были против русского языка поначалу. Сейчас эта идея дискредитирована теми людьми, которые чаще всего пытаются оспаривать принципы, на которых строится наша церковная жизнь. Поэтому сейчас вопрос о русском языке, не всегда и везде, но иногда является некоей ширмой для того, чтобы какие-то общины противопоставляли себя иерархии и общей традиции нашей церкви. 

Священник и роскошь

Предметы роскоши у священнослужителя, будь то аксессуары, автомобиль или одежда, как правило, вызывают волну негодования в обществе. По мнению митрополита Амвросия, если священник выглядит слишком богатым на фоне прихожан, это подрывает доверие, даже если предметы роскоши получил в подарок. Он может принимать подарки, почему бы и нет? Если при этом не ставит перед собой задачу - выглядеть особенным, успешным. Но и другая крайность, тоже не к добру.

- Священнику нужно ориентироваться на среднего прихожанина. Он не должен, естественно, выглядеть слишком богатым, но и нарочито бедным и убогим - тоже. Самое главное, чтобы священнослужители были аккуратными и опрятными. И чтобы то, что они делают, не становилось причиной для гордыни или выражением глупости. Выставляя себя на посмешище, священник выставляет на посмешище церковь.

Благотворительность и пожертвования

- Безусловно, церковь занимается благотворительностью. Может быть, мы не так много об этом говорим и пишем, но когда на своём первом епархиальном совете я заслушивал длительный доклад нашего отдела по социальному служению, то я был впечатлён тем, сколько наша епархия сделала для малоимущих людей, для детей, для тех, кто пострадал во время пандемии, - говорит митрополит. Среди прочих видов помощи выделяется доставка горячих обедов инвалидам на дом. Этим Тверская епархия занималась и до пандемии.

РПЦ живёт практически только на пожертвования, хотя в последнее время есть прецеденты, когда церковь начала зарабатывать себе на жизнь. Правда, не в России, а в странах, где принят закон о реституции, то есть о возврате церковного имущества, которое ранее отобрали.

- Литовская епархия существует лишь благодаря тому, что свои здания отдаёт в аренду гостиницам либо ресторанам. Это касается не богослужебных зданий, конечно. Иначе в католической стране, где русскоязычная православная вселенная уменьшается, не выжить. И это нормальная мировая практика. Правда, мне кажется, что мы ментально к этому пока не готовы. Но если бы церкви возвращали какие-то здания, церковь могла бы организовывать свою хозяйственную деятельность: открыть гостиницы или кафе, - это решило бы какую-то часть наших проблем.

Суворовское училище и семинария

В Твери есть бывшие церковные здания, которые церкви пока не вернули. Например, один из старых корпусов суворовского училища. Само училище вместе с курсантами переехало в огромный новенький кампус, построенный в классическом стиле и оборудованный по последнему слову техники.

А в старом здании училища ранее как раз-таки располагалась духовная семинария. Учитывая огромный опыт нынешнего тверского митрополита (он возглавлял духовные академии в Москве и Санкт-Петербурге), логично было бы предположить, что его назначение связано с открытием семинарии в Твери. Но, как утверждает митрополит Амвросий, связывать его перевод в Тверь с открытием семинарии – ошибка.

- О передаче здания бывшего суворовского училища мы пока даже не говорили. Хотя по закону, его должны передать епархии, конечно. А вот дальше, что там организовать, нужно подумать, но не сегодня. Семинария - это огромные расходы, мы своими епархиальными силами этого никогда не потянем.

Сейчас даже в центральные духовные академии конкурса практически нет, а в региональных - и вовсе недобор. Кроме студентов, для открытия семинарии нужны педагоги. А в Тверской епархии 90% духовенства не имеет систематического духовного образования.

- Так что, открытие тверской семинарии не представляется возможным ни в материальном, ни в организационном, ни в интеллектуальном плане. А вот если бы мы смогли достроить собор и там у нас был бы полноценный кафедральный центр, чего у нас нет на сегодняшний день в епархии, - это было бы великим даром божьим.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери

Спасо-Преображенский собор в Твери был заложен в 1285 году. Его полностью перестроили в 17 веке. В 18 возвели колокольню. Святыню полностью разрушили в советские годы. А в 2014 начали восстанавливать. Первое богослужение в нём прошло 5 декабря 2018 года. А с июня 2020 они стали регулярными. Тем не менее, собор всё ещё недостроен. Предстоит закончить работы с крышей, в цокольном этаже расположить конференц-зал и трапезную, другие необходимые помещения. В планах - восстановление колокольни с крещальной купелью. К тому же предстоит огромная работа по внутренней отделке собора и наполнению его утварью.

- Епархия своими средствами достроить собор не может. Мы уповаем на помощь тех людей, которые смогут эти средства дать, на административную и прежнюю помощь губернатора.

В Тверской епархии очень много разрушенных и разрушающихся храмов. И, по мнению митрополита Амвросия, это говорит и о разрушении человеческих жизней. Внешняя бедность влечёт за собой и "бедность" внутреннюю.

- Мне хотелось бы, чтобы наши люди были более богатыми и духовно, и материально. И здесь взаимосвязь есть: без материальной составляющей, человек не может быть и душевно богат. У него нет возможности посещать хорошие концерты, слушать хорошую музыку, видеть хорошие постановки, путешествовать по хорошим музеям – у него нет возможности внутреннего обогащения. Нищета – не добродетель, а богатство – не грех и не порок. Да, богатому трудно достичь царствия небесного, потому что он начинает молиться тому, что Богом не является. Но само по себе богатство нейтрально. Это некое средство, которое можно употребить во благо или во зло. Я не знаю, как сделать, чтобы наш народ был богат, чтобы он научился трудиться и ценить это богатство. Я не знаю, сколько поколений должно смениться и произойдёт ли это. Мне бы хотелось верить, что это случится, пусть после нас, но что мы на пути к этому. Что не ради себя только живём.

Фотографии предоставила пресс-служба Тверской епархии.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх