25 Апреля 24, 10:17
Новости, Общество
01 Октября 2020, 09:14

"Душъ", каббалла и камины: как краеведы восстанавливают уникальную усадьбу

Среди краснокирпичных заводских построек хлопчато-бумажного комбината, отрезанная железной дорогой от центра Вышнего Волочка, окруженная величавыми липами и лиственницами уже больше века стоит жемчужина русского модерна – усадьба Рябушинских. Уникальное для Вышнего Волочка здание два года назад местные власти чуть не снесли, если бы не обретенные им хранители во главе с краеведом Денисом Ивлевым и большой общественный резонанс.

Раньше от усадьбы Рябушинских до центра города можно было добраться по прямой и быстро. Теперь же из-за ремонта железнодорожного моста нужно делать крюк в несколько километров. Зато по дороге насмотритесь на разнообразие архитектуры уездного города – от старинного златоглавого монастыря до безликих хрущевок, плавно переходящих в промзону. Усадьба Рябушинских появляется на пути неожиданно. 

Усадебный дом и флигель были построены в конце 19 века, а интерьеры созданы в начале 20-го. Усадьбу строил один из представителей известной династии купцов Рябушинских – Сергей Павлович – хозяин бумагопрядильной фабрики (сейчас это Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат).  Кстати, в городке, построенном для рабочих фабрики, родилась и провела детство министр культуры СССР Екатерина Фурцева.


Хозяин прожил в доме совсем недолго – лет пять, а потом в России грянула революция. Рябушинский вынужден был покинуть усадьбу, страну и эмигрировал за границу. 

На заднем дворе две вековых лиственницы. Раньше их сажали по разным сторонам дома, чтобы уберечь жильё от злых духов. 
Так может, они и помогли этому дому?

Дом пережил революцию, превращение в клуб, инкубатор и общежитие для рабочих. Тем не менее, некоторым аутентичным интерьерам чудом удалось спастись. Сохранившийся кабинет хозяина, старинные изразцы, камин работы Макса Лаугера, наборный паркет, хозяйская дореволюционная ванная, где "душ" до сих пор с "ером" на конце, и маковая лепнина на почерневших высоченных потолках. 

Когда-то на входе в усадьбу гостей встречали львы. В 1920-м году их демонтировали и вывезли в Ленинский (ныне Венециановский) сквер, который они украшают и по сей день. 

Денис Ивлев – главный спаситель усадьбы и председатель Вышневолоцкого историко-краеведческого общества – открывает старую дубовую входную дверь и приглашает пройти внутрь. На входе слева контрастом – синие ряды почтовых ящиков жильцов уже расселенных коммуналок. Ощущение, что машина времени дала сбой и застряла где-то между купеческой дореволюционной Россией и советской коммунальной. 

В комнате направо за такой же старой, как и входная, дверью хранится чудесный шкаф – ровесник дома. Шкаф подарили даче для аутентичной меблировки. На оборотной стороне двери краеведы случайно нашли надпись "Сделанъ Гардеробъ при настоятеле Иеромонахе Антонии 25 Генваря 1900 г." (речь идёт о настоятеле Николо-Столпенского монастыря).

Повернув налево, в столовую, вы обнаружите сохранившийся камин с аутентичной плиткой. 


Печи в доме Рябушинских – совершенно отдельная тема для разговора, говорит коллега краеведа и мастер на все руки Иван Цветков. При строительстве была до мелочей продумана система пневмоотопления, вентиляции и кондиционирования здания. Что примечательно, практически все элементы вентиляции, затворы и дверцы вьюшки хорошо сохранились до наших дней. 

В когда-то шикарном каминном зале из двух каминов остался один, но зато какой! Этот камин работы немецкого мастера Maxа Laeugerа – одного из пионеров архитектурной керамики, участника парижских выставок, работы которого по сей день успешно продаются на антикварных аукционах. Мастер был очень популярен в среде российских промышленников начала 20 века, в том числе и Рябушинских. 

На трехметровом потолке еще сохранились лепные маки. 

Остатки прежней роскоши – кусочек ткани, которой были обиты стены зала. Только представьте, каким роскошным был этот зал в свои лучшие времена.

В "коммунальное" время каминный зал разделили перегородкой на две комнаты, выдрали один камин и установили посередине русскую печь, которая в итоге провалилась в подпол.


Каминный зал выходил в зимний сад, который превратили в курятник. 


Старая лестница на второй этаж сохранила гвоздики для ковра. 

На втором этаже проходим через хозяйские спальни и молельную, от которых кроме стен ничего не осталось, и попадаем в рабочий кабинет хозяина. Здесь и сейчас легко можно представить, как Сергей Павлович в тишине сосредоточенно разбирается в фабричных бумагах. Кабинет прекрасно сохранился – и дверь с павлином, и потолок и дубовые оконные рамы. И дело не в жильцах коммуналок – ценителях старины, а в том, что дубовая дверь с вырезанным павлином была… замурована. 

И вишенка на торте – хозяйская ванная комната, где "душ" до сих пор с дореформенным "ером" на конце. 


Долгое время считалось, что на дачу Рябушинских заселяли ссыльных немцев. Но найденные предметы быта утверждают обратное. Например, вот эта табличка с символом каббаллы

А вот так выглядит одна из комнат бывших жильцов

Вопрос об архитекторе дачи Рябушинских до сих пор открытый, говорит Денис Ивлев. Львы и маки на потолках приписывают "отцу московского модерна" Льву Николаевичу Кекушеву. Есть версия, что к убранству дачи приложил руку Фёдор Осипович Шехтель. 

Всю эту красоту мы могли потерять в одночасье из-за бездумных действий местной власти. В феврале 2018-го года после расселения последних жильцов коммуналки дачу решили снести, "потому что таковы правила программы расселения из аварийного жилья". Дача не имела статуса памятника и официально числилась многоквартирным домом, которые после расселения сносят.

Но Денис Ивлев и его соратники не дали. Краеведы с 2013-го года подружились с местными жителями и уже тогда водили по уникальной усадьбе экскурсии. Когда появилась информация о сносе дачи, они опубликовали в соцсетях письмо-ответ администрации. Письмо вызвало огромный общественный резонанс, который дошел до проекта "Наступление на наследие", губернатора и даже Госдумы. 19 апреля 2018 года дачу Рябушинских всё-таки официально признали выявленным объектом культурного наследия. 

История борьбы за наследие для главного спасителя усадьбы Дениса Ивлева не первая. Краевед по зову сердца и медик, филолог и историк по образованию, градозащитной деятельностью Денис занялся несколько лет назад.

- Самым первым был деревянный храм в центре Спирово, построенный архитектором Каминским одновременно с Казанским собором в Вышнем Волочке. После небольшого пожара храм решили снести, а один из местных бизнесменов собирался сделать там магазин. Чтобы отстоять уникальное здание, тогда объединились краеведы, архитекторы, реставраторы. Подготовили все документы, оставалось только поставить здание на охрану. Но мы проиграли местной власти. Она сделала все, чтобы храм не поставили на охрану, он разрушался несколько лет, потом его снесли.
Вторым градозащитным поражением стало здание бывшей милиции в вышнем Волочке – дом Красильниковых-Толстовых. Местный бизнесмен в итоге испоганил его вентилируемым фасадом:
- Здание стоит на пересечении двух главных улиц – Екатерининского и Казанского проспекта – и фактически уродует облик города. Его замечают абсолютно все туристы, тычут в него пальцем. 

Еще одним градозащитным проектом, на этот раз удачным, Дениса Ивлева стал Преображенский храм на Пятницком кладбище. Несмотря на удивительное сопротивление церковного начальства храм удалось восстановить. 

- В Вышнем Волочке в принципе храмов немного осталось после революции. У нас было 28 храмов и часовен. Их них осталось 4 церкви в городе, 3 церкви в монастыре и одна часовня. Инициатива восстановления Преображенского храма – старейшего храма города – исходила снизу, от самих верующих. Когда у нас все получилось, бывший благочинный отказался от храма, сказав, что он не имеет отношения к РПЦ. Вопрос решился через письмо от общины в Епархию. На нашем пути вообще часто встречалось сопротивление, в том числе от городской администрации. Причем еще какое – и памфлеты писали, и нервы потрепали знатно. 

Совсем другое дело – нынешняя глава округа Наталья Петровна Рощина, ее позиция мне близка, а энергия направлена на созидание. Я думаю, все зависит от человека, который сидит наверху.  Если человеку дорог свой край, то даже в начальствующей должности он будет делать все, чтобы развивать эту территорию.

Когда в 2018 году борьба за усадьбу Рябушинских в 2018 году закончилась победой, краевед говорит, что не испытывал чувства эйфории. Стало понятно, что начинается настоящее дело и наступает большая ответственность. Денису позвонили и сказали: "Ну раз вы эту кашу заварили, вы и забирайте дачу":

Мы тогда поняли, что эту чиновничью машину можно сломать, заставить делать так, как правильно. Борьба за дачу еще раз показала, что они боятся огласки. Если проблема предается огласке, есть надежда на ее решение. Преступление же любит тишину. 

Краеведы создали юрлицо, оформили договор аренды на 50 лет и уже 2,5 года занимаются восстановлением здания. Первым делом как следует протопили отсыревший дом и восстановили исхудавшую крышу. Работы по консервации дачи проходят под контролем лучших архитекторов страны. Однако, чтобы начать полноценную реставрацию усадьбы, нужны 3 миллиона рублей только на проект. Таких денег, конечно, нет. Все работы на даче выполняют на народные деньги и деньги, полученные от экскурсий. 

- Здесь очень многое изменилось за 2, 5 года: территория вокруг убрана, крыша не течет, стекла все вставлены. За прошлый год дачу Рябушинских посетили 1500 туристов. Людям интересно сюда ехать. И это еще раз подтверждает, что дача, которую чуть не снесли – одна из ключевых достопримечательностей Вышнего Волочка, - говорит краевед.

Если вы захотите посетить дачу Рябушинских или вас интересует история русской Венеции – Вышнего Волочка, можно записаться на экскурсию по телефону +79265487574.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх