Мир глазами слепого человека: в Твери показали спектакль "на ощупь"
11 ноября в Тверской коррекционной школе №3 прошел необычный спектакль под названием "Дорогой дневник". Зрителям – и зрячим, и слабовидящим – завязали глаза и рассказали историю девочки Элисон, состоящую из ощущений, звуков, запахов.
Пьеса "Дорогой дневник" написана в формате дневника девочки Элисон, которая оказывается в самых различных ситуациях, встречается с разными людьми, и записывает это в дневник. Перед спектаклем зрителям закрывают глаза, повязку нельзя снимать до конца представления.
Элисон застревает в лифте вместе с незрячим соседом Тихоном Григорьевичем и узнает от него о знаменитом Луи Брайле – авторе шрифта для незрячих. В руках у каждого зрителя оказываются планшеты с этим шрифтом, где каждой букве соответствует отдельная ячейка с особым положением в ней выпуклых точек. Зритель узнаёт, как незрячему прочитать при помощи пальцев букву "А", к примеру, или цифру "4".
Так в игровой форме зрители узнают о великих людях, добившихся успеха, не смотря на проблемы со зрением - Луи Брайль, Рэй Чарльз, Клод Монэ, Андрей Полухин, Эдуард Асадов.
Зимой Элисон идёт со своим незрячим другом. Диалоги сопровождаются скрипом снега, который создают сами актеры с помощью спецреквизита. Друг говорит, что Элисон всегда пахнет фруктовой жвачкой. В зале тут же распространяется сладкий запах "Орбита".
Ещё одна запись дневника – Элисон идёт в художественную мастерскую учиться рисованию. Тут же зрители ощущают запахи масляной краски, а в руках у них оказывается лист бумаги и карандаш. Задание – нарисовать "вслепую" лес с медведицей и медвежонком. Откуда не возьмись появляются пение птиц, фырканье на ухо ёжиков и ухающий вдалеке филин. Всю эту атмосферу мира наощупь создают в общей сложности пять человек. Все актёры передвигаются по залу без обуви.
Каждая запись в дневнике воссоздает жизнь героини в звуках, запахах и тактильных ощущениях, а также связана с именем известного незрячего человека, который оставил свой след в истории и доказал, что слепота – не повод опускать руки. Кроме этого, пьеса заставляет задуматься о важном и ответить на главные вопросы жизни – что я могу? Какой у меня есть талант? Какая польза от меня миру? Могу ли я чего-то достигнуть вопреки обстоятельствам?
Для зрячего человека такой спектакль оказывается всегда сложнее, чем для незрячих, говорят авторы "Дорогого дневника" Дарья Витан и Василиса Гапоненко:
- Это буквально шоковая ситуация. Когда ты вдруг не можешь ничего видеть, а только слышать, нюхать и трогать. В обычной жизни мы же не задумываемся о том, как живут незрячие люди, как они познают этот мир каждый день. Спектакль позволяет целый час смотреть на окружающий мир по-другому.
Впечатлением от спектакля поделилась 15-летняя Лиза – ученица школы № 3:
- Мне очень понравилось, что актеры постоянно контактируют со зрителем. Это очень приятно. Я однажды была на подобном спектакле, но этот особенно понравился своей интеллектуальностью. Я, например, не знала, что Клод Монэ имел серьезные проблемы со зрением. И не знала, что вообще можно рисовать, будучи незрячим.
Организатор выступления - проект Арт чердак "Мамин театр", который был создан в 2015 году. Пьеса "Дорогой дневник" создана при поддержке Департамента культуры Москвы. Недавно проект выиграл гастрольный грант в рамках программы " Особый взгляд" Благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт", благодаря чему спектакль показывают в разных городах России.