Замначальника регионального угрозыска рассказал, как изменилась преступность за 20 лет, об отношении к смертной казни и увлечении шахматами
10 ноября в России отмечают День сотрудника органов внутренних дел. О том, как изменились преступники и преступления за 20 лет, как связаны благоустройство и закон о запрете ночной торговли алкоголем, что помогает мыслить, как преступник – рассказал корреспонденту ТИА Олесе Востриковой полковник полиции, заместитель начальника Управления уголовного розыска УМВД России по Тверской области Роман Теймуразович Пиолия.
Шахматы и разговор с подозреваемым
Разговаривали мы в кабинете Романа Теймуразовичем в здании УМВД на площади Мира. На его столе идеальный порядок. Среди документов в том числе список сотрудников, у которых в этом месяце день рождения. В шкафу за стеклом стоят шахматы и другие интеллектуальные игры.
Шахматы полковнику полиции нравятся за то, что в них нужно логически мыслить. На несколько ходов вперёд.
"Прямо как в разговоре с подозреваемым. Однажды такой разговор у меня длился 10 часов. Я его до сих пор помню. Иногда нет ничего, кроме убеждения и оценки всех обстоятельств, свидетельствующих, что человек причастен. И сидишь, пытаешься играть в игру – кто кого обыграет. Чтобы потом следователь мог работать с человеком, который уже готов сотрудничать. Это игра слов, игра умов, игра личностей. Можно поговорить на разные темы, поймать на мелочах. Самое сложное – разговорить ребёнка. Я говорю о преступлениях, которые совершили несовершеннолетние. Дети - это вообще партизаны. Как в анекдоте, шоколадку скушал, губы в шоколаде, но не я".
"В уголовный розыск надо брать тех, кто был хулиганом"
Роман Пиолия родился и вырос в Пено, он пошёл учиться в Тверской филиал Московского института МВД по решению семьи. Призвания не чувствовал, но отношение изменилось уже в процессе учёбы, а когда направили работать участковым в Осташковский район, форма уже была как родная.
"Мальчишество быстро ушло. Ты работаешь, исполняешь обязанности, помогаешь людям. И когда посторонние люди благодарят - это дорогого стоит", - говорит Роман Пиолия.
Участковым в Осташковском районе он отработал 1 год и 9 месяцев. После чего перевёлся в родное Пено в уголовный розыск: "Работа участковым это огромный опыт, раньше в уголовный розыск только так можно было попасть. Сейчас система изменилась. Но, вспоминая свой опыт, я понимаю, что это очень хорошая школа. Походи, узнай кто чем живёт, поговори с людьми – это потом очень помогает в работе".
В 1998 году, когда Роман Пиолия пришёл в милицию, зарплату частенько задерживали. Хотя она и так была очень маленькой: "Это была не та профессия, куда шли зарабатывать. Я точно помню, что в 1999 году наша месячная зарплата была равна суточной сдаче квартиры на озере Селигер. Я очень удивлялся, что кто-то месяц работает, чтобы получить эти деньги, а кто-то приезжает и просто может себе позволить снять квартиру, дом и жить. Но при маленькой зарплате штат был укомплектован полностью. Сейчас чувствуется нехватка".
Первое раскрытое дело - кража кирпичей
"Подробности сейчас не вспомню. Помню начальник сказал – иди и не приходи, пока не раскроешь. Несколько дней я не приходил, занимался, у меня получилось разговорить. Контингент был сложный, пьющий, неоднократно судимый, и всё равно раскрылся. Это же самое сложное – найти общий язык с жуликом. Мне это запомнилось. В раскрытии преступления важно настроиться на одну волну и понять действия преступника, - поясняет Роман Теймуразович. - В розыск надо набирать тех, кто в детстве был хулиганом. Потому что надо понимать, как преступник думает. Но хулиганом тоже разным можно быть, - улыбается полковник. - Все за яблоками лазили по огородам".
После 7,5 лет работы в уголовном розыске в Пено, Романа Пиолию пригласили в Тверь, в отдел по расследованию преступлений против личности. И он согласился.
Преступник VS сыщик
Сотрудников уголовного розыска называют сыщиками. И они всегда держат нос по ветру. Преступники всё время меняются, и меняются преступления. Здесь не расслабишься.
"Когда я начинал работать было много краж из магазинов в сельской местности. Потом, когда получили распространение телефоны, стали воровать их. Но производители стали защищать телефоны, их стало сложнее продавать, и сейчас кража мобильного уже единичный случай. Было время, когда было много краж из автомобилей. Стали делать встроенные магнитолы, подешевели регистраторы, и эта волна тоже пошла на спад. Стало бессмысленно воровать. Сейчас время интернет преступлений, телефонных мошенничеств. Преступность развивается, меняется, приходится и нам совершенствоваться. Они придумывают что-то новое, мы вырабатываем способы, как с этим бороться".
Полковник полиции Роман Теймуразович рассказывает, что тяжких преступлений, преступлений против личности становится меньше. И тому есть несколько причин:
"Пьяный или наркоман вечером на улице – это либо потенциальная жертва, либо хулиган. Когда появился закон о запрете торговли алкоголем в ночное время, люди привыкли к новым правилам, на улицу стало уже незачем выходить. И количество преступлений снизилось. Ещё один важный фактор - благоустройство. Если улица освещённая, там уже не нападут на человека. Меньше тёмных, злачных мест, шалманов, пивных - меньше преступлений. Камеры на домах – тоже останавливают преступников. Благоустройство профилактирует", - убеждён Роман Пиолия, и его уверенность основывается на статистике.
Что касается краж в магазинах, он считает, что система самообслуживания – излишне искушает, поэтому случается, что в отдел привозят детей, которые не смогли пройти мимо сладостей и попытались что-то украсть.
Смертная казнь
Полковник полиции Роман Пиолия говорит, что никогда не сталкивался с исключительной мерой наказания. Хотя со смертью приходилось иметь дело очень часто. С разной смертью. Несчастными случаями и ужасными убийствами, совершёнными с особой жестокостью.
"Я никогда целенаправленно не думал об этом. Хотя бывают такие моменты, когда невольно задумаешься. Взять половые преступления, бывали случаи, что преступник выходит на свободу утром и вечером снова совершает такое же преступление. Конечно, в каждом случае надо разбираться. Но половые преступления, особенно в отношении несовершеннолетних, зачастую совершают больные люди. Случай в Осташкове, когда ужасной смертью умерла девочка, это такой типаж преступника. Ему дали пожизненное, но он сможет через 25 лет подать на УДО. Но, повторюсь, всегда оценка преступления должна быть индивидуальной. И законодательство постоянно развивается. За повторное вождение в состоянии алкогольного опьянения ужесточили наказание, теперь за это можно получить реальный срок, и люди задумались. Моё личное мнение, что с половыми преступлениями при повторе тоже нужно какое-то ужесточение".
Роман Пиолия говорит, что надо оставлять работу на работе, а не носить домой. Поэтому он не любит детективы, а предпочитает комедии. Хотя уважает Шерлока Холмса за дедуктивный метод. А если вдруг появляется свободное время, проводит его с семьей.