25 Апреля 24, 02:31
Новости, Общество
05 Ноября 2019, 09:47

В Твери программисты-самоучки создают игры и получают заказы со всего мира

Судя по последним пополнениям списка Forbes, в России миллиардерами становятся программисты и металлурги. При этом сфера IT сейчас одна из самых перспективных и развивающихся в мире, не в последнюю очередь из-за того, что именно здесь наглядно работают социальные лифты. В Твери в последние годы тоже появились несколько молодых IT-компаний. Мы поговорили с владельцем одной из них и руководителем проектов другой, чтобы понять, как это устроено.

25-летний Роман Стец родился, вырос и работает в Твери. Его компания Stets Media, открытая с нуля, создаёт виртуальные миры и модели дополненной реальности. География заказчиков – весь мир. 20-летний Виктор Цай приехал в Тверь из Москвы, он нашёл тут работу при посредничестве Романа. Начал Виктор здесь как ведущий разработчик, сейчас он уже стал руководителем проекта. Виктор работает в компании DreamVR и создаёт игры в виртуальной реальности. Заработная плата обоих значительно превышает среднестатистическую в Твери, даже если брать ту, которую называет нам Тверьстат.

Мы встретились в офисе DreamVR в центре Твери. Он располагается на мансардном этаже одного из торговых центров в двух шагах от улицы Трёхсвятской. Компания занимает половину просторного помещения.

Сотрудники начинают появляться на рабочем месте около 10 утра. Обычно все в сборе только к полудню. Но и работают допоздна. Гудят мощные компьютеры, на столах стоят по два-три монитора, прямо на полу с ковровым покрытием кучей свалены VR-очки, какое-то ещё оборудование. На пустом месте между столами бумажным скотчем обозначен большой квадрат, в центре которого красуется пятиконечная звезда. Это не сатанинские знаки, просто оставался скотч, чтобы не выкидывать, вместо крестика прилепили звезду, поясняют программисты. Квадрат - это условные границы виртуальной реальности. Здесь тестируют игры.

В другом углу офиса лежит нераспакованное оборудование, рядом с ним два огромных меча, которые соорудили из банок от энергетиков. Тут же стоит кофемашина.

Когда вы станете долларовыми миллионерами?

- Я не хотел бы говорить о своей зарплате. Обычно я говорю, что работаю в сетевом магазине техники, потому что, когда я начал хорошо зарабатывать, отношения с друзьями сразу испортились, - говорит Роман Стец. 

Роман - улыбчивый молодой человек. У него светлые волосы и приятная манера общения. Ярко жёлтая толстовка, телефон последней модели, быстрая речь и много идей.

- Что сказать о доходах? Благодаря работе в IТ я начал помогать родителям в финансовом плане, а у меня появилось больше свободного времени. Это, безусловно, даёт возможность сформулировать идеи и поставить задачи для реализации их в жизнь. Бывает, что всю свою зарплату вкладываю в развитие компании, бывало, что работал в убыток себе или за 0 рублей. Хочу расширяться не только в IT, сейчас мне также интересно инвестирование. Я много вкладываю в команду, хоть она у меня и не первая. Недавно пришлось уволить несколько сотрудников, потому что больше двух месяцев у меня для них не было работы. Это такой бизнес, бывает, что много заказов, тогда нужно больше людей, бывает, что задач меньше. Но я постарался найти для них другую работу, - рассказывает он. 

Но в целом у компании дела идут неплохо, бизнес развивается. 

Виктор – бородач с фиолетово-красными волосами. Он носит очки, и вид имеет подчёркнуто гиковый. На фоне эмоционального Романа Виктор смотрится флегматиком. Ему только 20 лет, но выглядит он старше своих лет.

- Есть такое понятие в программировании как "технический долг". Это если разработчики что-то сделали плохо, и из-за этого потом происходят сбои. Например, второпях архитектуру игры прописали на десять участников, а потом, когда их количество увеличилось, появились "баги", и игра не может нормально работать. Приходится что-то переписывать, переделывать. Это и есть "технический долг", я как руководитель проекта слежу, чтобы таких "долгов" не было. Так же я отвечаю за сроки сдачи, за качество проекта, веду разработку, то есть, ставлю приоритеты и задачи, а так же пишу ключевой код проекта.

Он рассказывает, что сначала, еще в школе, работал дистанционно над проектами для московской компании, как разработчик, потом была американская компания. В DreamVR он сначала работал так же удалённо, а потом ему предложили переехать. Сейчас он работает в Твери и это не навсегда.

- Это очередной этап. Мне нравится здесь работать, но не нравится жить. Я снимаю квартиру в Центральном районе и прихожу домой после работы около 12 часов ночи. В это время нет горячей воды. Мне приходится сливать её по полчаса, чтобы получить хотя бы тёплую. Когда снимал жилье в Пролетарском районе, такого не было, - рассказывает парень.

Но переезд в дальнейшем он планирует, конечно, не только из-за воды. Развитие и рост для Виктора тесно связаны с мобильностью. По тверским меркам он сейчас зарабатывает неплохо, выше среднего по региону. Всё зависит от количества заказов у компании, но зарплата получается средней по рынку IT-специалистов.

Многие программисты работают удалённо, при этом они легко срываются с места ради карьеры и большей зарплаты. Хотя доходы в этой профессии далеко не всегда зависят от местонахождения. Чем выше уровень профессионала, тем выше его зарплата и интереснее для него открываются перспективы во всем мире, они могут выбирать, где хотят жить.

IT-компании Твери сейчас ждут 2020 года, потому что недавно губернатор Игорь Руденя на Диджитал форуме заявил, что для них разработаны преференции в налогообложении, которые в новом году уже могут вступить в силу. Сейчас развитие в этой сфере тормозится, потому что немалую часть доходов съедают налоги.

Где учат на программистов?

Роман не очень хорошо учился в школе, но в девятом классе увлёкся программированием, сам начал штудировать учебники по математике. У него появилась мотивация лучше учиться.

- Я сильно вырос в плане знаний за тот год, правда, мои учителя не поверили в меня, и в 10 класс в той школе меня не взяли. Я перешёл в другую школу, - рассказывает Роман.

Несмотря на все усилия, ЕГЭ он все-таки провалил, но смог сдать экзамены через год и тогда же поступил в технический вуз. Свои первые 100 тысяч рублей на программировании Роман заработал в 17 лет.

- Я нашёл человека, который тогда в Твери работал в Microsoft. Он показал мне языки программирования, указал направление развития. Тогда я сам создал коммьюнити программистов и собрал свою первую команду. На компьютеры я заработал, собрав команду разнорабочих, которая выполняла заказы на стройках. Потом уже было программирование. Первый заказ я получил, потому что заказчика "кинул" исполнитель. Я взялся, хотя не очень хорошо понимал, как делать. Но все получилось. Это была очень простая игра.

У Виктора Цая с учёбой в школе все было с точностью до наоборот. До девятого класса успеваемость была на высоком уровне, а потом пошла на спад. Именно из-за увлечения программированием.

- Мой отец создавал игры, когда я был ребёнком, - рассказывает Виктор. - Я много играл и рано захотел делать игры сам. Отец показывал мне, как он работает, и я решил, что, когда вырасту, буду делать игры тоже. В старших классах мне было неинтересно в школе. Изначально я планировал поступать в ВШЭ, но результаты ЕГЭ не позволили мне этого сделать. Поэтому я принял предложение из Твери и приехал сюда работать. И уже здесь поступил учиться в технический университет.

Оба программиста - самоучки. Специализированного образования у них нет. На вопрос, сколько таких же самоучек среди их нынешних коллег в обеих компаниях, дружно отвечают – все.

- Я ходил на лекции в технический университет. Мне разрешали их посещать, хотя я учился в школе, - рассказывает Роман. - В программировании нужна сильная математическая база, - дополняет Виктор. Сейчас он периодически посещает занятия, зачёты и экзамены сдаёт успешно.

Заметим, что Билл Гейтс, Марк Цукенберг и Стив Джобс не имели высшего образования, когда заработали свой первый миллиард долларов.

Игра

- Детей, которые много играют, нужно ограничивать. Это не должно вредить учёбе. Есть игры, которые знакомят с программированием, их можно предложить ребёнку, чтобы заинтересовать его созданием игр, - говорит Роман Стец. Оба героя интервью признаются, что много играли в детстве. Но играть и делать игру – далеко не одно и то же.

- Игроманы, когда приходят попробовать делать игры, часто обжигаются, - добавляет Роман.

- Языков программирования в мире значительно больше сотни, среди них есть универсальные, на которых можно много чего написать, а есть узкоспециализированные: это как английский или древне-китайский какой-нибудь. Есть языки программирования, которые созданы ради шуток, – "Petooh", например. Новые языки постоянно возникают, но суть у них одна – это двоичный код, который описывает причины и следствия. Если взять техническое описание устройства и перевести его в язык программирования, то мы получим модель, которая будет показывать, как работает устройство. Так же получаются программы, приложения и игры, - рассказывает Виктор.

- Программирование - это лишь правила, на которых всё пишется. Благодаря языку программирования можно реализовать любой алгоритм. Чтобы описать трубу, нам надо знать её длину, диаметр и вес.

Роман и Виктор по очереди пытаются объяснить, как набор формул может стать человечком, который стреляет в игре.

- Игры делаются на объектно-ориентированном языке программирования. На нём мы описываем человечка, который где-то стоит, куда-то смотрит, что-то держит в руках, имеет сколько-то здоровья и так далее, - поясняет Виктор Цай.

Самое сложное - это придумать идею и провести оптимизацию игры в конце. Оптимизация - это подготовка игры под универсальные параметры устройств, через которые пользователи будут играть. Там множество моментов, которые нужно учесть, включая возможные утечки памяти и прочее.

Идеи разработчики черпают из книг, кино, музыки, других игр.

- Однажды игра мне приснилась. А так вдохновение можно найти почти везде. Для меня, например, это игры от Blizzard, фантастические фильмы, - рассказывает Виктор. - Если говорить об игре мечты, то я сейчас как раз занимаюсь такой разработкой. Хотя это, наверное, всё-таки не прямо игра мечты, а та игра, в которую мне нравится играть.

Роман качает головой, игру мечты он ещё не создал. Хотя ему тоже как-то полностью приснился код, который он потом смог записать.
Помимо игр, компания Романа производит объекты дополненной реальности, например, телестудии, VR-аттракционы, кликеры (разновидность игр для смартфонов) и т.д.

- Я занимаюсь тем, что мне нравится, то, что я обожаю. Но я хочу большего. Развиваться в других сферах. А в IT… Вот история, ребята создали джойстик для полностью парализованного парня. Он может играть ртом, о нём узнали другие люди, они ему донатят, о нём пишут журналисты. То есть, его родители могут уже не беспокоиться, что в случае чего он останется без помощи. Можно написать VR, который будет успокаивать человека в депрессии, с психозом. Такие вещи уже есть. Это используют как альтернативу препаратам в клиниках. Мне хотелось бы сделать что-то подобное.

Игры не делают человека агрессивнее, убеждены оба программиста.

- Наоборот, человек выплёскивает там агрессию, избавляется от нее, - говорит Роман.

- Игры приносят удовольствие и делают счастливее. Мозг человека награждает его дофамином, когда он сделал какое-то открытие или добился какого-то успеха. В юности дофамин вырабатывается часто, с возрастом открытий становится меньше, дофамина меньше. Человек в игре получает награды и у него вырабатывается дофамин, он зарабатывает очки, опять вырабатывается дофамин, - объясняет Виктор. Для него важно знать, что его работа приносит радость. Он искренне уверен, что так и есть.

Виртуальная и дополнительная реальность могут дать человеку новые эмоции и впечатления, и это интересно людям, которые хотят получить новый опыт, – например, попробовать прыгнуть с парашютом; полетать, как птица, и т.д.

Создание игры может продолжаться от двух недель до нескольких лет, и результат может не выстрелить. Эти риски обычно несёт заказчик, потому что он проводит анализ рынка перед разработкой идеи. Работа исполнителя в этом плане более выгодна, но не такая интересная и не сулит действительно большой маржи.

Разработка собственного продукта, не под заказ, его продвижение и развитие – это самое перспективное, уверены оба программиста. Именно такая стратегия привела к успеху Сергея Брина, Марка Цукенберга, Павла Дурова, Игоря и Дмитрия Бухман из Вологды. Последние вошли в список Bloomberg в 2019 году и были вынуждены переехать из Вологды в Ирландию, написала "Медуза". 

Кстати, в компании братьев Бухман "Playrix", в то время она называлась "TerminalStudio", работал отец Виктора Цая, как раз тогда, когда Виктор и увлёкся созданием игр.

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх