Доступная среда по-тверски: часть подрядчиков по ремонту дорог услышала инвалидов, но в целом тротуары в городе - для колясочников-экстремалов
Текущим летом в Твери идёт масштабная кампания по ремонту дорог и тротуаров с частичной заменой бордюров. Согласно современным требованиям и ГОСТам, уже в проекте по капремонту дорожного полотна должны быть предусмотрены занижения бордюрного камня (не выше 1.5 см) и пандусы для возможности и удобства передвижения колясочников. По факту получается, что часть подрядчиков после замечаний и требований инвалидов как-то пытается сделать город более доступным для людей с ограниченными возможностями, а часть – откровенно игнорирует. Корреспондент ТИА вместе с известным в Твери активистом-колясочником Андрем Увиковым прошлась по отремонтированным тротуарам и пешеходным переходам на проспекте Победы, где работы уже закончили. Итак, каковы же "минусы" доступной среды по-тверски и есть ли "плюсы"?
Мы встретились с Андреем Увиковым на конечной остановке в микрорайоне "Чайка" и, вооружившись рулеткой, отправились до площади Терешковой. Андрей был на коляске с электроприводом, потому что на обычной коляске, по словам активиста, проделать этот путь практически невозможно. И всё же на отдельных участках нашего пути ему помогал сын Сергей.
- Этой коляске два года, но она уже вся расшаталась, дребезжит, подшипники стёрлись от езды по нашим тверским дорогам. Даже не знаю, прослужит ли она мне положенные пять лет. У меня есть ещё обычная коляска, но я ждал её получения целый год.
Факт: в Твери на сегодняшний день проживает около 2 тысяч инвалидов-колясочников, а возможность покинуть "четыре стены" и просто выехать на улицу есть лишь у пары десятков человек по разным причинам.
Ремонт тротуаров (замена старого асфальта на плитку) от Бобачёвской рощи до Волоколамского проспекта ведёт подрядная организация ООО "ТВ-Регион". Как только начались работы, Андрей периодически приезжал на место, чтобы проконтролировать на общественных началах, как рабочие меняют бордюры и делают ли они пандусы (так называют любой съезд на проезжую часть). Оказалось, что не делают – при нормативе в 1.5 см тротуарные бордюры были высотой по 4-6 см, а в отдельных местах даже 10 см.
В июне ТИА уже делало репортаж про ремонт тротуаров и дорог "Асфальт, может, и хороший, но бордюры непреодолимы": После ремонта дорог Тверь по-прежнему недоступна для инвалидов-колясочников". Уже тогда Андрей спорил с рабочими, доказывал, что они не правы, требовал сделать нормальные занижения. Наконец его услышали и даже стали исправлять "косяки": где-то переложили бордюрный камень, где-то его срезали практически до уровня проезжей части, где-то сделали уклоны, правда, тоже с нарушениями: крутые и неровные.
(Бордюр срезали)
А потом впервые за 4 года колясочник получил путёвку в санаторий и почти на месяц уехал из Твери. Воодушевлённые рабочие закончили ремонт, правда, уже не заморачиваясь доступной средой.
- Такое ощущение, что рабочие реально не понимают, для чего они делают эти занижения. Нет понимания, что если бордюры высокие, то инвалиду-колясочнику не проехать. Поэтому мы и хотим сотрудничать с администрацией города, обращаемся к ним с предложениями. Например, мы бы хотели встречаться с бригадами рабочих, чтобы проехаться так же по маршруту, как это мы сегодня с вами сделали. Если кто не суеверный, пуст сам сядет в коляску и попробует преодолеть путь. Может, это как-то замотивирует людей. В других регионах эти вопросы отлажены – там инвалиды даже входят в комиссии по приёмке дорожных работ, например, в Калининграде, Томске.
Наш путь до площади Терешковой представлял собой езду по пересечённой местности: где-то Андрей мог спокойно ехать сам, где-то завышенные или старые бордюры преодолевал с помощью сына, потому как тротуар отремонтировали не везде, а лишь отдельными участками.
На площади Терешковой мы осмотрели два пешеходным перехода – один подрядчик не переделал, и высота бордюрного камня составила 7 см, а потому съехать с него колясочник не смог.
А вот второй переход, на пересечении с ул. Тамары Ильиной, по словам Андрея, идеальный – там сделаны замечательные пандусы.
Подрядчик ООО "ДУ Гражданстрой", выполнявший ремонт по ул. Орджоникидзе (от площади Гагарина до Зелёного проезда) пошёл навстречу инвалидам-колясочникам: хотя они не меняли бордюры, зато асфальтной крошкой они насыпали мини-пандусы, и получились, хотя и незапланированные проектом, но всё-таки съезды.
- Вообще нужно сделать новый тренд: если сделали ремонт с нарушениями, работу не принимать, пока не исправят. Нам не хотелось бы, чтобы были штрафы, или кого-то наказывали, или кто-то терпел убытки, чтобы не было негатива по отношению к инвалидам. Именно поэтому мы говорим о своих требованиях до начала работ и во время собственно ремонта, чтобы подрядчик сделал выводы и принял меры. Но несмотря на активную поддержку нас в СМИ, депутатов гордумы, Общественной палаты Тверской области, всё равно дороги и тротуары в Твери ремонтируют с нарушениями.
Факт: В Твери нет пока ни одного маршрута от точки А в точку Б, по которому инвалид-колясочник смог бы проехать без посторонней помощи!
Подобные нарушения инвалиды-колясочники фиксируют и в других районах Твери:
Площадь Гагарина
Набережная Степана Разина
Набережная Афанасия Никитина
- Знаете, не хочется доводить ситуацию до крайности, как, например, мэр Нижнего Тагила заставил дорожников сесть в инвалидные коляски и проехаться по городу. Но когда наши пожелания игнорируют и нарушают закон – это унижение.
Интересна позиция прокуратуры, куда Андрей Увиков сделал запрос. В ответе написано, что "в местах переходов, где производится замена бортового камня, понижения выполняются согласно нормативным требованиям. Нарушения законодательства в настоящее время не выявлено".
К сожалению, работы по некоторым дорогам в Твери уже прошли приёмку. А значит, нарушения переделывать не будут. Но, в конце концов, доступная среда (проект реализуется в Твери с 2011 года) не только ведь для инвалидов, но и других категорий жителей – мам с колясками, стариков, кому трудно уже ходить, детей и молодёжи на роликах и скейтах и т.п. Безбарьерные маршруты в городе – это улучшение качества жизни и безопасность.