https://tvernews.ru/news/241374

Чего ждать от "суверенного Рунета" рассказали депутат Госдумы от Тверской области и специалист по кибер безопасности

TIA, 16 Апреля 2019, 19:13
, 49
<p></p>

16 апреля Государственная Дума РФ в третьем и окончательном чтении приняла закон о так называемом "суверенном Рунете". В редакции ТИА почитали текст законопроекта, и решили обратиться к тем, кто понимает, о чём там идет речь.

Среди проголосовавших "за" новый закон депутат Государственный Думы РФ от Тверской области Светлана Максимова. Мы позвонили ей, как к человеку, который должен был разобраться в теме, потому что уверенно проголосовал от нашего с вами имени. 

Депутат объяснила свою позицию так: "Это по аналогии с картой "Мир". Мы создали свою платежную систему "Мир", чтобы в случае отключения нас от глобальной системы, у нас была своя. Но у нас же все равно остались карты Visa и MasterCard. Мы с вами переводим на них деньги с карты "Мир", когда едем за границу, и всё". 

Они пояснила, что сама не специалист, и перед принятием решения на голосовании спрашивала у профессионалов, как это отразиться на простых людях. Светлану Максимову уверили, что ни мессенджеры, ни сайты бронирования, ни соцсети – отключать не будут. 

- Разговор идет не об отключении, ни в коем случае. У нас просто будет своя сеть, на случай санкций. Мне объяснили, что Интернет как был, так и останется. Но если случится, что нас захотят отключить, чтобы не случилось такого коллапса, что мы останемся без всего, нам нужно создать свой Интернет. Блокировок не будет. Мало ли, мир сегодня бесится. Нас хотят защитить от возможного отключения, - сказала депутат. 

Она сфотографировала и прислала через мессенджер WhatsApp пояснительную записку, которую изучала, готовясь к голосованию.

Как рассказал ТИА сокоординатор федерального проекта "Кибердружина" Сергей Большаков, законопроект "о суверенном Рунете" появился из-за проблемы возможного отключения от глобальной Сети интернет. Хотя полное отключение он считает маловероятным и крайне невыгодным никому. 

- Большинство DNS-серверов находятся на территории США. Компьютерные сети так устроены, что каждый запрос сначала попадает на эти серверы. Эта система уязвима именно потому, что нас могут физически отключить через те серверы. Законопроект говорит о том, что нам нужно создавать свою базу серверов, чтобы они могли обрабатывать запросы. 

Отключения по IP – это, как изолировать весь улей, когда надо одну пчелу. А технология DPI позволяет анализировать передаваемые данные. Поэтому новый законопроект предусматривает переход на эту технологию.

Расшифровывается как Deep Packet Inspection, то есть "глубокая инспекция пакетов". Она проверяет заголовки и отправителя, а также и содержимое массивов и на основе этого определяет, какое приложение или сайт является их источником. Эта технология достаточно популярна в Европе и США и широко используется в Китае. Но и помимо прочего есть риск, что вместо запрещенного ресурса или мессенджера заблокируют какой-нибудь разрешённый мессенджер, "ВКонтакте" или банковский сервис. А если пакеты защищены шифрованием, то распознать их содержимое сложнее, а вероятность ошибки резко возрастает. Помимо прочего, чтобы фильтровать данные по технологии DPI, понадобятся огромные мощности.

Сергей Большаков подтвердил, что, когда закон начнет работать, и будет соответствующая инфраструктура для этого, можно будет отключить и мессенджеры, и сайты бронирования, если они не исполняют российское законодательство и не хранят персональные данные россиян на территории РФ. Гипотетически, при отключении от глобального интернета сейчас, могут перестать работать 80% сайтов в стране. В том числе и tvernews.ru. Потому что запрос не будет проходить через те самые DNS-серверы. Об онлайн платежах тоже придется забыть. 

- Тестовое отключение изначально задумали, чтобы посмотреть, что будет работать, а что - нет, - говорит Сергей.

 

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (49)


  • 19:44 16 Апреля 2019
    14 1
    Эта сука ещё по заграницам шлындает, переводя предварительно народные бабки на буржуйские карты.

  • 19:45 16 Апреля 2019
    19 0
    С Максимовой всё ясно. За что голосует, судя по данному примеру и своему же пояснению, она представляет весьма слабо. Велели кнопочку нажать-нажала. Вот вам и уровень депутатский. И за такую деятельность ей положено нехилое денежное вознаграждение, что есть парадокс для нормального человека.

    • 19:52 16 Апреля 2019
      10 0
      Так там 90% таких, не в курсе до сих пор что ли?

      • 19:56 16 Апреля 2019
        3 0
        И Веремеенко в их числе? Интересно, кого Вы отнесли к 10-ти % думающих и адекватных депутатов...Ужель ЛДПРовцев?)

        • 20:06 16 Апреля 2019
          2 0
          Не, ну чисто в рамках статистической погрешности должны же там быть хоть какие-то более-менее адекватные спецы хоть в каких-то областях? Я в данном случае не про партийную принадлежность, а вообще.

  • 19:47 16 Апреля 2019
    11 2
    А когда это всякие левые ребята из "Кибердружины" стали специалистами по компьютерной безопасности? Там же тупо пилят бюджетное бабло, как и во всех подобных шарашкиных конторах, приближенных к власти. А вот на тестовое отключение я бы посмотрел, это по ходу будет что-то типа борьбы Роскомнадзора с Телегой. Хотя доступ через VPN таки не очень хорошо сказывается на скорости соединения обычно...

    • 19:49 16 Апреля 2019
      4 1
      Они то как раз пилят, а всякие Жители подземелья вякать не должны. А то много вас/нас таких в Интернетах. Работаем, голосуем. Не нравится - чемодан, вокзал, куда-нибудь... ну, вы понели..

      • 19:51 16 Апреля 2019
        9 0
        Заблокируют интернет - вернемся к надписям на заборах!!!

        • 20:14 16 Апреля 2019
          1 0
          Хренушки вам лысого!
          https://tvernews.ru/news/241362/
          Пишите на кухне, но осторожно - отключат газ.

    • 23:29 16 Апреля 2019
      1 2
      Кибердружина это группа вполне компетентных ребят, в основном работающая за идею. То что к их деятельности лояльна сегодняшняя власть говорит только о том, что их направление деятельности актуально. По принципу "СтопХам" ведь поддерживают ребят и власти и народ. Только здесь спецы в в области IT-технологий. Так называемая общественная организация. И это хорошо когда СМИ и представители "царских палат" советуются с ОО.....иначе нах они нужны.

      • 03:51 17 Апреля 2019
        1 1
        толстовато

  • 19:47 16 Апреля 2019
    10 0
    Не припомню ни одних санкций, где страну отключали бы от Интернета. Зато наши власти постоянно этим промышляют, когда дело пахнет жареным. Но вот хочется теперь, чтобы все выглядело красиво и по закону. Да и хранение персональных данных не в России ощущается более безопасным, чем В.

    • 19:53 16 Апреля 2019
      7 1
      Ну у нас же нынче поворот на Восток, вот и прикидывают пока что некую аналогию с Китаем, а там, глядишь, может и до КНДР доберемся...

      • 20:08 16 Апреля 2019
        3 1
        Ну, я понимаю. Морально готовят народ к роли сырьевого придатка Китая. Чтобы ощущал себя за Фаерволлом, как за каменной стеной. Ни хао!

      • 02:16 17 Апреля 2019
        0 0
        Китай здесь не самый удачный пример.Все течет, все меняется.
        Во-первых, сегодня именно Китай, а даже уже не трамповские США, является лидером мировой глобализации.
        Во-вторых, запреты в Китае стремительно рушатся. Все-таки не стоит забывать, что "на старте" это было практически тоталитарное государство. А сегодня в мире именно за счет Китая отмечается стремительный рост численности носителей английского языка и христин в мире(За счет протестантов в основном. После периода госатеизма, в условиях свободного выбора религии миллионы китайцев сегодня выбирают протестантизм.А отнюдь не даоcизм(?),как вроде бы можно было полагать. Стремительно растет численность китайских студентов в "ВУЗах" стран британского содружества и США.c
        Как понимаете, в плане сотрудничества(кроме экспорта сырого леса и прочего необработанного сырья) Россия не педтавляет ни малейшего интереса для КНР.
        Так что КНР скорее движется от запретов, а не к ним. И с довольно неплохой скоростью.

        • 16:23 17 Апреля 2019
          0 0
          Китай - это единственный пример, поскольку у нас радостно пищат, что на хрена нам мол Запад, будем торговать с Китаем. Только пастве забывают сообщить, что при отсутствии выбора получать за проданное РФ будет на порядок меньше, да и торговать кроме того, что дает матушка-земля больше нечем. А китайский фаерволл пока никто не отменял, хотя вектор там безусловно движется в лучшую сторону. Но я не китаец, больше заботит наш.

    • 20:02 16 Апреля 2019
      8 0
      ... проблема в том, что раньше (из-за распределенности сети) нас технически нельзя было отключить, а после принятия этого закона - можно. Т.е. всё наоборот. "Ссать в уши - это наша работа"

      • 20:06 16 Апреля 2019
        0 0
        Распределенность сети стала еще больше, Это в начале было обменных площадок раз два и обчелся, сейчас есть куча обменных узлов, даже если их все закрыть - невозможно перекрыть радиоволны. Например Вайфай, 3G\4G через границу или иные подобные технологии, интернет со спутников, и т.д.
        Есть еще и более забавные вещи типа децентрализованых сетей не овер интернет, а со своим транспортом.
        Да, скорости сильно упадут но работать будет.

      • 20:10 16 Апреля 2019
        7 0
        Телеграмм уже отключили, проверяйте (сук, работает -_-)

  • 20:02 16 Апреля 2019
    11 1
    Вы решили обратиться к тем кто понимает, и обратились к Максимовой и Большакову. И получили на уши вагон лапши.
    Почему вы не проверили их слова, почему не обратились к настоящим экспертам в сетевых технологиях?
    Зачем транслируете безграмотный бред политиков своей аудитории?

    • 01:09 17 Апреля 2019
      1 0
      Вы считаете Максимову политиком ? Вот спасибо, ща целый день впервые поражал от души.

      Правда, оборотная сторона медали, меня начинают сильно огорчать ставшие дежурный наезды и издевательства над ней. Ну, она же вроде сама по себе достаточно неплохая, такая розовая и упитанная, нет, не то , что вы подумали, - русская женщина.Со всеми своими слабостями и недостатками.
      Доброжелательно подтрунивать- я только за. Но,увы,- по-моему, на страницах тверских СМИ, это доброжелательное подтрунивание слишком часто переходит в издевку над человеком.
      Простым русским человеком. Далеко не самым злым и худшим , честно говоря. Да понимаю я прекрасно, как и почему она " голосует". Но я так же прекрасно понимаю, что она - простой русский человек, выборочно предьявлять к которому завышенные требования не слишком уж и справедливо. Тем более делать это в издевательской форме. Она всего лишь " одна из". Не более того. Даже не смотря вес и все остальное. Она же знает, что все эти " решения" спущены сверху, и, вполне вероятно, искренне думает, что "там" плохого не придумают, и все это будет хорошо для страны и простого народа. А поэтому нечего слишком думать и обсуждать, от лукавого все это. Наверное, " там" не самые глупые люди все это придумывали, чтобы каждому обсуждать.
      Вот тут моя душа начинает искренне противиться издевательству( пусть и утонченному) над женщиной. Добрее надо быть. В случае с Максимовой, мне кажется, грань доброго юмора переступается слишком часто.

      • 04:12 17 Апреля 2019
        0 0
        ...Простая русская баба, мужем битая...

      • 06:29 17 Апреля 2019
        1 0
        А Вы не торопитесь ржать...
        Все они еще проявят себя. Как политики. В трибунале.
        Военные будут мямлить что "выполняли приказ", а штатские- про "политическое решение руководства страны" и "партийную дисциплину".
        В интернете эти оправдания может и проканали бы, но не в трибунале. В приговоре совсем не будет доброго юмора.
        Тогда и поржем.

        • 11:44 17 Апреля 2019
          0 0
          "Тогда и поржем."
          "Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе."

  • 20:02 16 Апреля 2019
    9 0
    Депутат, которая не отличит роутер от маршрутизатора и админа от сммщика, поясняет нам за интернет. Смешно...
    Кибердружина и Большаков специалисты?
    Вам не стыдно, а? Я ж со смеху чуть кофе не разлил на клавиатуру!!!
    Если Большаков специалист, тогда я бог информационной безопасности!
    Чем больше таких "Большаковых", тем лучше для меня.
    И вообще, пора уже поинтересоваться: на каких основаниях Кибердружине были переданы помещения и что находится в этих помещениях сейчас?

  • 20:14 16 Апреля 2019
    8 0
    То есть про 10 dns серверов на территории рф мы благополучно умолчим? Так же мы умолчим о том, что применение dpi уже на существующих объемах трафика понизит скорость в разы. Так же мы умолчим о том, что сама децентрализованная структура сети не позволяет ни одной стране выключить интернет другой стране.

    • 20:17 16 Апреля 2019
      6 0
      Тссс, не спугните наших заслуженых "экспердов"!

    • 04:13 17 Апреля 2019
      1 0
      11, у меня свой есть

  • 20:25 16 Апреля 2019
    2 0
    Многие опасаются, что настоящая цель закона -- изоляция российского сегмента интернета от всего остального. Может, стоило в закон внести поправку, что задействование упомянутых в нём "мер защиты" не допускается без попыток отключения России от интернета?

    • 21:02 16 Апреля 2019
      0 0
      "... изоляция российского сегмента интернета от всего остального."
      Во-во, я среди тех, кто опасается этого. Могут ли тиавские эксперты дать какие-либо прогнозы по этому поводу?

  • 20:26 16 Апреля 2019
    4 1
    Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник... (И. А. Крылов)

  • 20:30 16 Апреля 2019
    5 0
    По вопросу DPI и его "безвредности" для прохождения трафика сегодня неплохо выступил Алексей Соколов (Яндекс), можно посмотреть по ссылке

    https://www.rbc.ru/technology_and_media/16/04/2019/5cb5a70b9a79471727c1bc79

    А так, надо свой воздух и солнце делать - могут отключить, закрыть или изгадить ...

    Если серьезно, то удручает что нас за детей держат и объясняют введение цензуры и закрытие ресурсов борьбой за какой-то суверенный Интернет. Не может быть суверенного Интернета, это уже Интранет какой-то получается ...

    Забыли ещё написать в новости, что закон носит сильно отсылочный характер и там будет куча подзаконных актов, которые пока никто в глаза не видел и не знает что там будет и как. Кроме того, дадут 20 ярдов на закупку супер роутеров отечественного производства с DPI для пропуска через них трафика. А ещё создадут Центр управления сетью на случай отключения и атак, который возьмёт на себя управления всеми сетями всех операторов - это вряд ли конечно осуществимо.

    Вообщем, политика осаждённой крепости в действии ...

    • 21:14 16 Апреля 2019
      5 0
      Только учитывая что отдадут управление сетью конторе, которая уже не раз обосралась у всех на глазах, работать это будет через одно место.

      • 21:31 16 Апреля 2019
        1 0
        О чем и речь.
        Напринимать могут все что угодно, да вот только с реализацией проблемы.

    • 01:28 17 Апреля 2019
      4 0
      В принципе, можно дополнить борьбой за суверенный свежий воздух и мировой океан. И звезды на небе. Суверенную Большую Медведицу придумать, например.

  • kk1
    22:00 16 Апреля 2019
    5 1
    - Тестовое отключение изначально задумали, чтобы посмотреть, что будет работать, а что - нет, - говорит Сергей.

    Дилетантский подход. А давайте засунем пальцы в розетку и посмотрим, что будет.




  • pu
    22:51 16 Апреля 2019
    3 0
    Надеюсь, дисководы не повыбрасывали? Похоже, эра CD-дисков возвращается))

  • 23:43 16 Апреля 2019
    1 0
    Интернет не принадлежит никому. Нет единого, главного устройства, нет помещения с хазяином и рубильником в руке. Значит и отключать его не кому!!!! Да, согласен, при закрытии головных DNS в ру-сегменте множество ссылок перестанет работать, но пирамидальная архитектура "наведет" новые привязки имени и адреса. Даже если перерубят всю оптику из России в Европу, то остаются Азия, Турция и тд.... Найдет система каналы связи.....
    А вот попытка создать интранет в России, контролируемый и ограниченный... Это похоже на правду. Всех загнать под "колпак" эта мечта любого правительства.

    • 01:33 17 Апреля 2019
      0 0
      Далеко не любого. Скорее только восточо-ордынского. Болшая часть Света все же без этого как-тои без этого обходится.

  • 00:10 17 Апреля 2019
    0 1
    Всё чаще вспоминаются времена молодости, когда заглушаемые вражьи голоса жадно слушал.

  • 01:19 17 Апреля 2019
    0 0
    Факт остаётся фактом. Интеллектуальные издевательства над С.Максимовой явно учащаются и начинают приобретать изощренную форму. В этой связи, по-моему, давно возникла необходимость в создании "Комитета поддержки С.Максимовой". Хотя бы на платформе ТИА.
    К сожалению, в силу банального дефицита времени, лично возглавить эту инициативу не могу.
    Однако совершенно бескорыстно дарю эту идею энтузиастам и просто неравнодушным гражданам. Очень хотелось бы увидеть воочию воплощение этой идеи.

    • 01:42 17 Апреля 2019
      0 0
      P.S. Для начала давайте определимся, кто из пользователей ТИА достоин возглавить этот комитет? Просьба выдвигать кандидатуры для обсуждения.

    • 07:50 17 Апреля 2019
      3 0
      Лучшим средством для защиты от интеллектуальных издевательств будет кляп в рот самой Максимовой. Дешево и сердито.

    • 09:39 17 Апреля 2019
      1 0
      А от чего ее надо защищать? Голосует за принятие бредовых законов, за качество своей работы перед избирателями не отвечает, причем башли за эту имитацию деятельности капают приличные. Так от чего ее защищать-то? Честно, не понимаю.

  • 01:51 17 Апреля 2019
    1 0
    На самом деле у народа скоро банально будет нифиг жрать и тогда все может завертется очень быстро) Народ терпит пока у него черный хлеб вместо белого, а когда и черного не будет и кредит под 500% перестанут давать ибо старый не погасил (

    • 02:27 17 Апреля 2019
      1 2
      ну это да. И тогда народ обязательно снова найдет себе кумира и выберет нового ельцина или жириновского. Он же очень мудер у нас, этот народ. В итоге все всегда будет на том же самом месте. Вот что ни делай, а в результате выйдет одно и то же.

  • 03:54 17 Апреля 2019
    1 1
    Тиа, а что Волочкову не спросили?

  • 08:49 17 Апреля 2019
    4 0
    https://t.me/zatelecom/9364
    ЗаТелеком, [16.04.19 13:37]
    а давайте посчитаем, сколько бабла потребуется для реализации "суверенного рунета"...
    Разумеется, это будет исключительно пол-палец-потолок, но у нас будет хоть какой-то ориентир. Точных же данных нет ни у кого. Собственно, даже архитектуру этого решения проработать — та еще задачка. Но расчет нужен для того, чтоб показать всю профанацию "регулирования законов физики методом издания нормативно-правовых актов". Замечу, что про "яровую" говорили ровно то же самое — нельзя большую матрешку засунуть в маленьку. Так и вышло...
    Итак, есть две задачи, которые нужно решить при проектировании архитектуры "суверенного рунета":
    1. "Централизованная маршрутизация".
    Кажется, что это просто — прописал в конфигах настройки и шабаш!
    Но не так все просто. В "законе" (кавычки, потому что это никакой не закон, а пред пердячий) прописано, что оборудование должно быть установлено не за счет оператора. А это значит, что нормальный оператор не даст рулить криворуким из РКН своими бордерами. Пусть ставят свои.
    Сколько таких бордеров нужно установить — загадка. У каждого опертатора их не один, и не два. Точнее — два это минимум, потому что резервирование. И это у мелких. У чуть более крупных таких приборов тыщщи. И железки эти стоят "начиная от миллиона". Ну, например, Juniper "младшей серии" MX150 на 40Gbps стоит порядка 18 тыс. долларов. Без учета логистики, монтажа, ПНР и инженерки.
    Очень грубая оценка — таких приборов нужно "в каждый город больше 50К жителей" с десяток. И сотни в миллионники. Если кто-то сможет посчитать точно — велком. Я назову число с потолка 10 тысяч. Итого: 18К * 10К == 180 миллионов долларов. Да, именно такой порядок. Без учета "центральной инфраструктуры" и обслуживания. 11,5 миллиарда рублей. Ок. Умножаем на два, потому что половину украдут. 23 миллиарда.
    2. Вторая часть — "фильтрация контента". Это DPI однозначно. Тем более, что в головенках охранителей это звучит почти как таблетка от всех болезней (на самом деле — нет, но мы не об этом).
    Стоимость DPI для упрощения опять возьмем с потолка — тысяча долларов на гигабит трафика. Почему с потолка? Да потому что "закон" весь с потолка! Но это примерный ценник сейчас на рынке.
    Весь траф по России сто раз пытались посчитать для той же "яровой" и ни у кого нет точных цифр. Потому что это бессмысленная цифра никому не нужная для бизнес-целей. Но как еще-то считать?
    Пиковое значение на MSK-IX — самой большой площадке обмена трафом — три терабита в пике. Это оценочно 5-10% всего российского трафа. Точно не знает никто. Путь будет 5%. Итого в Россиющке ежесекундно передается 3*20*1000 == 60 000 гигабит. Еще раз — хрен его знает, сколько точно.
    Но эта цифра дает нам оценку стоимости DPI в еще 60 млн. долларов только за железки. Или еще сверху 4 млрд рублей. +ПНР. +логистика. +инженерка. Ну, и п....т половину — к гадалке не ходи. 10 млрд.
    И это близкая сумма, которую называли клишацы. Кажется.
    Но там есть еще:
    3. Центр мониторинга и управления всей этой байдой.
    Стоимость которого может быть вообще любой. Но только для Мегафона ЕЦУС в СЗ-филиале стоил 0,5 млрд рублей в 2015 году. Еще такой же построили в Самаре (гугл ит). Итого миллиард на одного только оператора. И это только железки. Без учета OPEX. С понятной и управляемой сетью и документацией от собственника.
    Опять таки из принципа "пол-палец-потолок" стоимость стройки ЦМУС имени Жарова я оцениваю в десяточку с учетом "половину украдут".
    Но это не все, ибо для полной стройки и запуска потребуется два-три года работы специалистов. И вот тут будет очень смешно: в РКН + ГРЧЦ + Россвязь + все министерство носков — нет таких специалистов. Ну, хотя бы потому, что не было таких задач у них. И потому они будут бегать по рынку и искать кто все это сможет сделать хотя бы так, что б потом не от...или. Как, собственно, сейчас бегают за "разработчиками ярововой".
    ЗаТелеком, [16.04.19 13:37]
    В общем, итог будет закономерен. Никто ничего не сделает, но вот те самые 30 ярдов, разумеется, разворуют. Запомните — все, кто будет брать бабло на "суверенный интернет" априори воры и мошенники. И рано или поздно сядут даже по российским законам и "нашему суду". Как уже садятся всякие строители "космодромов восточный", да.

  • 14:23 19 Апреля 2019
    0 0
    это уже не коммунизм и не капитализм давно, это прогрессирующая деменция, что будет дальше, пока этот "голлум" ищет свою "прелесть", с каждым годом всё хуже и хуже, даже "пьянчуга" и "пятнолобый" кажутся не такими плохими? жалкое зрелище...