В Твери возобновят трамвайное движение после ремонта путей: на маршрут выйдут Татры, КТМки и даже Сити Стары
Больше трёх месяцев в Твери нет трамваев: решение о закрытии движения в целях безопасности пассажиров приняли 14 ноября прошлого года. С тех пор было немало информации и слухов о том, что история Тверского трамвая закончилась, денег на ремонт путей нет, город навсегда расстался с любимым трамвайчиком, который вытеснили коммерческие перевозки в маршрутных такси. Однако, как выяснилось, рано мы попрощались с ретро Татрами, КТМками и даже навороченными "Cити Старами". Они ещё выйдут на 5-й маршрут, только надолго ли? О том, что сейчас происходит в парке на Соминке, о подъёмочном ремонте путей и состоянии вагонов ТИА рассказал начальник МУП ПАТП-1 Артур Сычёв.
Как ни странно, но с трамваями в Твери дело обстоит не так критично, как с автобусами и троллейбусами, если говорить об изношенности подвижного состава. Средний возраст тверского трамвайного парка – 10 лет. Как так? А всё просто – "средняя температура по госпиталю" показываются за счёт "Сити Старов".
Сейчас в Твери у нас в целом трамвайный парк выглядит так: 8 новых "Сити Старов", 10 подаренных Москвой с барского плеча стареньких КТМ и 6 капитально отремонтированных не менее стареньких Татр (есть ещё два в резерве).
Таким образом, в Твери сейчас на ходу 24 вагона, а для обслуживания одного маршрута №5 достаточно 14 единиц. Так что с трамвайным подвижным составом дела обстоят в целом даже неплохо.
- Все "Сити Стары" сейчас на ходу, они полностью отремонтированы, вернее доработаны за счёт производителя, проведены все регламентные работы уже за наш счёт. Мы увеличили на эти вагоны гарантию до трёх лет, нам пошло навстречу ООО "ПК Транспортные системы". Потому что действительно эти трамваи были самыми первыми, нуждались в обкатке и тестировании всех узлов и агрегатов. Пока была гарантия, все инструменты и оборудование на ремонт и обслуживание "Сити Старов" нам предоставлял вагонзавод. Дальнейшее их обслуживание будет уже идти нашими силами, потому как гарантия закончилась в октябре 2018 года.
Что касается парков и депо, то в ПАТП прошла оптимизация производства. Автобусный парк изначально строился и рассчитан на 200 единиц техники, троллейбусный – на 120 единиц, трамвайный – на 100 вагонов.
А по расписанию в рабочие дни на маршруты должны выходить 66 автобусов, 48 троллейбусов, то есть 114 единиц.
Таким образом, троллейбусный парк на набережной Лазури вполне обеспечивает потребность в содержании и ремонте всего на сегодня имеющегося подвижного состава тверского общественного муниципального транспорта.
Содержание каждого парка весьма затратно, а с нашими объёмами транспорта – супер убыточно: нужно финансировать большой штат обслуживающего персонала (ремонтные базы, охрана, медкомиссия, контрольные механики, слесарные службы, кассиры и т.п.). Поэтому ПАТП объединило ремонтную базу для автобусов и для троллейбусов, она находится в троллейбусном парке на набережной, где цеха и оборудование получше, расположение для работников удобнее (всё-таки почти центр города), бригады слесарей теперь универсальные. А парк на Бежецком шоссе используется для ночной стоянки транспорта.
Депо на Соминке осталось. Там в своё время для ремонта Татр сделали добротную покрасочную камеру с вытяжками и цех для кузовного ремонта, есть очень хорошая станочная база, где работают токари, фрезеровщики, сварщики. Поэтому в трамвайном парке теперь капитально ремонтируют кузова автобусов и троллейбусов тоже, а также бригады работают по типу ремзаводов и выполняют заказы других предприятий и организаций.
Водители трамваев находятся в простое. Им предложено переучиться за счёт предприятия на водителей троллейбусов, но пока согласились 3 человека. Кто-то работает кондуктором или контролёром, кто-то сидит дома. Слесарей из трамвайного депо также временно перевели на работу в автобусный и троллейбусный парки.
- Мы постарались никого не сокращать и не увольнять.
Другое дело – рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. По нашим путям ездить реально опасно. Инструментальное обследование путей 5-го маршрута выявило следующее: на трёх участках, где раньше проводился ремонт, нужны небольшие регламентные работы (Тверской проспект, пл. Капошвара, Новый мост, участок обособленных путей в Заволжье). А вот по остальным участкам есть серьёзные проблемы, что в конечном итоге привело бы к сходам вагонов с рельс, ДТП и другим происшествиям.
- Взять, к примеру, участок на проспекте Чайковского, где идёт пересечение с ул. Ерофеева, там пути не обособленные, а закатаны в асфальт. Но рельсы настолько "прыгнули", что левое колесо телеги находилось на левом рельсе, а правое колесо телеги оказалось внутри, то есть по факту рельсы разошлись на расстояние, равное ширине колеса. Поэтому, несмотря на то, что тверской трамвай нравится жителям и имеет свою историю, что это экологически чистый вид транспорта, мы приняли решение о временном закрытии движения в целях безопасности.
Ну, ладно, движение закрыли, а что же всё-таки будет с тверским трамваем?
Выходов два: произвести так называемый подъёмочный ремонт или капитальный. Первый в разы дешевле, позволит обновить около 30% путей (шпалы, отдельные участки рельс, балластовое основание и др.), но и время эксплуатации минимальное – несколько лет, а если точнее – года три условно и то без гарантий.
Капитальный ремонт путей надо проводить не реже, чем раз в 15 лет. Тверь пропустила минимум два срока. Но на капремонт нужны колоссальные деньги: только один оставшийся наш маршрут по обычной технологии (со шпалами) обойдётся в 700 миллионов рублей, а модернизация по бесшпальной современной технологии – в 1.2 миллиарда рублей минимум. Но после капремонта срок эксплуатации вырастает также в разы: от 15 до 25 лет. Перспективы заманчивые, но где взять такие деньги?
На подъемочный ремонт по предварительной оценке потребуется порядка 140 млн рублей. Решение о выделении средств из регионального и муниципального бюджета в рамках программы по ремонту дорог уже принято. ПАТП подготовило смету по производству работ, как только завершится её экспертиза, будут объявлены торги по выбору подрядчика, который уже и начнёт ремонтировать трамвайные пути. Так что у тверичан есть реальный шанс всё же увидеть трамвайчики в городе в этом году.