ФАС ответила, почему подорожал газ, а антимонопольщики ничего не могут сделать
На сайте ТИА была опубликована народная новость о подорожании газа больше чем на 30 %. Автор задавала вопросы, во-первых, почему газ подорожал, во-вторых, почему это никто не контролирует. Тверское УФАС рассмотрело обращение о росте розничных цен на сжиженные углеводородные газы, реализуемые на автогазозаправочных станциях. И подробно объяснило, почему и в каких случаях ФАС может повлиять на ситуацию. Мы публикуем полный текст ответа.
Проведенный ФАС России анализ ценовой ситуации на сжиженный газ говорит о том, что основной причиной роста розничных цен на газ, включая пропан-бутан, является рост оптовых закупочных цен, связанный с ростом котировок на внешних рынках. При этом рост цен наблюдается не только в Тверской области, но и в других регионах.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на сжиженный газ, каждый из продавцов определяет величину розничной цены, исходя из собственных затрат и необходимой прибыли, с учетом спроса и предложения, уровня налогообложения, а также региональных факторов и особенностей: сезонности спроса, особенности транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку СУГ в регион и пр.
Полномочия антимонопольного органа распространяются на случаи:
- если имеет место установление монопольно высокой цены хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение;
- если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен;
- если имеют место согласованные действия хозяйствующих субъектов - конкурентов, совокупная доля которых на товарном рынке превышает двадцать процентов и при этом каждого из которых на товарном рынке превышает восемь процентов, которые приводят к установлению или поддержанию цен.
Положения Закона о защите конкуренции позволяют сделать вывод о том, что не является монопольно высокой цена, если она сформирована в силу, прежде всего, экономических причин.
Сам по себе факт повышения цены на товары, работы, услуги, если условия производства и реализации таких товаров работ, услуг изменились и их изменение соизмеримо изменению цены таких товаров, работ, услуг, не образуют нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с вышеуказанным Положением Тверское УФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства на территории Тверской области, и, соответственно, за хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории области; при этом на территории Тверской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую реализацию газом.
При таких обстоятельствах Тверское УФАС России фактически вправе осуществлять контроль за хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную либо мелкооптовую реализацию голубым топливом. Контроль за осуществлением хозяйствующими субъектами, расположенными в других субъектах Российской Федерации, и, в частности, осуществляющими оптовую реализацию СУГ, в полномочия Тверского УФАС России не входит.
Имеющаяся в распоряжении Тверского УФАС России информация не свидетельствует о наличии антиконкурентных соглашений или согласованных действий между продавцами газа на территории Тверской области.
В соответствии с распоряжением ФАС России территориальные органы ФАС России проводят еженедельный мониторинг розничных цен, данные по которому направляются в ФАС России.
В настоящее время Тверское УФАС России не установило признаки нарушения Закона о защите конкуренции в действиях розничных операторов газа.