https://tvernews.ru/news/227288

Тверские дайверы – поколениям будущего, или 76 лет под водой и 1 день в музее

TIA, 27 Ноября 2017, 13:38
, 1
<p></p>

В минувшие выходные, в преддверии 76-й годовщины освобождения Калинина, в Музее Калининского фронта в Эммаусе прошло замечательное событие-встреча: тверской дайвинг клуб пригласил всех, кто имеет отношение к истории советского транспортного самолёта ПС-84, который долгое время был известен как «Дуглас», потерпевшего авиакатастрофу над озером Сиг летом 1941 года. Дайверы рассказали о своём проекте – съёмках фильма «Реквием Дугласу», о погружениях на затонувший самолёт, а также передали в фонд музея снятые с двигателя таблички.     

Среди участников встречи также были представители поисковых отрядов, которые обнаружили самолёт в 2004 году и первыми погрузились на глубину к затонувшему транспортнику; историки, лётчики, ветераны ВОВ и боевых действий в «горячих точках», кадеты, представители общественной организации «Тверские витязи» и многие другие. Коллектив музея провёл для всех гостей экскурсию, познакомил с экспозицией и историей освобождения Калинина. 

Председатель Тверского дайвинг клуба Вадим Шестаченко рассказал о проекте – создании документального историко-публицистического фильма о самолёте ПС-84. Рабочее название – «Реквием Дугласу». В фильме будут использованы подводные съёмки и кадры военной хроники. Как пояснил Вадим, идея родилась где-то год назад, хотя тверские дайверы уже в течение многих лет погружаются на дно озера Сиг в Осташковском районе.

- Я помню, как-то во время очередного погружения, когда я поднимался из глубины к проруби, пришла такая мысль: «Я это видел. А как же другие?». Так вот мы и задумались о создании фильма, - рассказал дайвер Руслан Олейников.

На фоне кадров подводных съёмок руководитель ВПЦ «Подвиг», главный поисковик тверской области Сергей Титков поведал историю обнаружения самолёта: как сначала пришлось работать с архивом Минобороны, как в течение 2-х лет искали ПС-84, как впервые погрузились, какие нашли боеприпасы, о том, как произошло само крушение, о судьбе экипажа и трёх погибших воентехниках.

- Долгое время считалось, что в озере Сиг затонул транспортный самолёт американского производства «Дуглас». Однако имеющиеся рапорты членов экипажа указывают, что это был ПС-84 – советский пассажирский самолёт, который был выпущен на заводе № 84 имени В. П. Чкалова в Химках по американской лицензии. С 1942 года в Ташкенте, куда был эвакуирован завод, уже начали выпускать военную версию самолёта – Ли-2. Так вот, осташковский самолёт – ещё более уникальный, чем Дуглас. Всего ПС-84 было выпущено около 60 машин.  Можно с уверенностью сказать, что в озере Сиг сохранился единственный ПС-84 в стране. Данных о других таких же машинах у нас нет. А Дугласы до сих пор летают, - рассказал Сергей Титков.

Подробнее об истории самолётов Дуглас – ПС-84 – Ли-2 рассказал Заслуженный военный лётчик России, бывший командир 12-й Мгинской военно-транспортной авиационной дивизии Генрих Левкович. Он также с точки зрения эксперта описал момент крушения самолёта, каким образом он затонул и как удалось 17 членам экипажа и пассажирам выбраться из погибающей машины. 

- Удивительно, но в архивах сохранились рапорты членов экипажа ПС-84. В 1941 году потери в авиации у нас были колоссальные, поэтому проводить столь тщательное расследование крушения одного самолёта просто не было возможности. Поэтому я прихожу к заключению, что перед экипажем была поставлена какая-то важная задача или самолёт перевозил ценный груз. 

Тверские дайверы во время очередного погружения демонтировали таблички с информацией о параметрах работы двигателей, необходимых для технического персонала, занимавшихся обслуживанием самолёта. Эти артефакты передали под аплодисменты директору музея Людмиле Володиной. Теперь они займут своё место в экспозиции. 

Со словами благодарности к поисковикам и дайверам обратился Игорь Кабанов, председатель общественной организации «Тверские Витязи»:

- Каждый военный артефакт несёт в себе свою суровую историю. И люди, которые ищут и добывают такие артефакты, делают большое дело. В первую очередь, для потомков и подрастающего поколения. Ведь побывать в экспедиции, принять участие в поисковой вахте – это, на мой взгляд, важнее, чем просто почитать учебник истории. 

Подробнее о ставшем уже легендой затонувшем в осташковском озере самолёте ПС-84 вы можете прочитать в проекте ТИА «Мир вашему дому»: тайна озера Сиг раскрыта».   

 

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (1)


  • 10:59 28 Ноября 2017
    0 0
    Были все, кроме тех, кто действительно искал этот самолет по архивам и совершал первые погружения. А местным дайверам недурно было бы рассказать про организацию платных погружений на самолет - Типа экскурсии. Изначально была идея поднять самолет и реконструировать, но на фига? Когда проще за деньгу подводные экскурсии и пиар акции.

вверх