19 Апреля 24, 12:47
Новости, День освобождения
05 Декабря 2016, 09:58

ТИА вновь запускает проект "День освобождения"

Приближается 75-я годовщина освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков. 17 октября 1941 года наш город полностью перешёл под контроль оккупантов, два месяца в Калинине хозяйничали немцы. Ночью 16 декабря войска Красной армии  начали штурм города, и после кровопролитных многочасовых боёв  полностью освободили Калинин от оккупантов. Немцы бежали.

Что мы знаем и помним о советских солдатах, которые смогли отстоять наш город? Тех, кто защищал, тех, кто освобождал оккупированный Калинин и тех, кто навечно остался в его земле? Часто от этих героев не осталось даже фотографии – лишь сухие записи в архивах: родился, пропал без вести, погиб. С каждым годом свидетелей и участников тех событий становится всё меньше, и сохранить воспоминания о них, запомнить имена героев и их подвиги – это наша обязанность.

ТИА и Тверское Городское Общественное Движение (ТГОД) «Народный Парк» вновь запускают проект «День освобождения». Мы будем рассказывать о героях-освободителях, которые боролись за оккупированный Калинин и выгнали немца. Возможно, кому-то проект поможет узнать о своих дедах и прадедах, сражавшихся за Победу, как это было в 2013 году, когда нашли друг друга родственники по меньшей мере двоих героев.

Сегодня мы публикуем очерк о танке Т-34 с бортовым номером № 4, подготовленный ТГОД «Народный Парк»:

Тверичанам хорошо известен подвиг экипажа «тридцатьчетвёртки» с бортовым номером «3» старшего сержанта 21-й танковой бригады Степана Горобца, который рано утром 17 октября 1941 года начал наступление на Калинин с задачей освободить город от занявших его войск врага. Степану Христофоровичу с экипажем удалось победить врага и выжить в этот день.

Этот очерк и фото о судьбе другого экипажа – танка Т-34 с бортовым номером «4».

Вступив в жестокий бой в районе деревни Трояново под Калининым, через некоторое время, экипаж осознал, что орудие танка вышло из строя – пробито вражеским снарядом. Командир принял решение: не сбавляя скорости продолжать бой, бронёй и гусеницами уничтожать фашистов.

Дойдя до окраины города, танк попал под огонь самоходного орудия врага Штуг-3 (самоходное орудие 1-й танковой дивизии Вермахта, вес 24 тонны, вооружение  - 75-миллиметровая пушка, экипаж 4 человека).

Сколько времени было у командира, у экипажа танка, чтобы принять решение, неизвестно. Скорее всего, очень мало – несколько мгновений.

Увеличив скорость, Т-34 в лоб протаранил самоходку. Чудовищной силы удар вывел из строя обе машины и ранил оба экипажа.

На фото очень хорошо видно, какой силы был удар — разбитая главная передача, оторванный каток у Штуга, слетевшая гусеница у нашего танка. По счастливой случайности машины не загорелись, снаряды не сдетонировали.

Это был первый бой бригады, первый бой экипажа, первый бой командира танка. 17 октября, когда враг уже прошел половину страны и практически подошёл к столице.

Была ли возможность у экипажа танка избежать этого, выйти из боя, убежать, спрятаться, затаиться? Возможности были. Но могли бы это сделать танкисты? Вероятно, не могли и  даже мысли такой не допускали.

Когда нестерпимо трудно, смертельно, невозможно – танкисты не подняли руки, а выбрали обратное — бить врага! Какой силой духа и мужеством нужно обладать, чтобы идти в лоб орудию, которое наверняка убьёт?

Почему немцы сделали это фото? Что они, танков Т-34 не видели? За четыре месяца боёв на нашей земле, они их видели и фотографировали предостаточно. Думается, они просто  не могли поверить, что вместо того, чтобы остановиться и спокойно сдаться — экипаж выбрал другое. Экипаж выбрал умереть в бою, но умереть с честью.

Дальнейшая судьба экипажа неизвестна. По одним документам Центрального архива Минобороны РФ командир экипажа танка с № 4, младший лейтенант Луценко Дмитрий Григорьевич 1921-1922 г.р.(Киевская обл., Черкасский р-н, с. Русская Поляна) пропал без вести в октябре 1941 г., по другим документам Луценко умер от ран в марте 1942 года, участвуя в боях в составе 35-й танковой бригады.

В любом случае экипаж танка попал в плен, и установление судеб бойцов будет продолжаться.

Фото из архива 1-й танковой дивизии вермахта, г. Фарнберг, Германия.

 

Галерея
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх