19 Апреля 24, 15:08

"О героях былых времён": еще один трогательный рассказ Татьяны Рябовой о тех, кто ковал Победу в годы Великой Отечественной войны

Добрый день, дорогие читающие, а главное пишущие здесь! Когда ТИА возобновила цикл рассказов о героях войны, я была первой, кто откликнулся на их призыв. И думала, что моему примеру последуют многие. Но увы. Нас оказалось только двое. Неужели у вас всех, нет близкого или не очень родственника, принимавшего участие в этой страшной войне? Неужели вам нечего рассказать об этих замечательных людях? Или просто лень?

В нашей семье тринадцать человек воевало, четверо с войны не вернулось. И каждый год, в День Победы, мы поименно вспоминаем их всех. Здесь, в Твери, в Ярославле, в Алма-Ате, в Брянске, везде, где живут потомки этих чудесных людей. Неужели в ваших семьях иначе?

Тогда я расскажу вам немного о тех, кого мы будем поминать через несколько дней. О бабушке, дедушке и брате бабушки я уже писала. Еще один брат бабушки, Сергей Константинович Чехович.

В боях за Берлин, заменив выбывшего командира, повел бойцов в атаку. Получил ранение ноги. Началась гангрена, ногу ампутировали. А Сергей был геологом. Но и с одной ногой, на костылях, он умудрялся ходить в горы, занимался геологоразведкой. Потом преподавал, но и тогда часто выезжал со студентами в горы. О том, каким он был педагогом, говорит уже то, что один из учеников дяди Сережи, назвал его именем открытый минерал – Чеховичит.

Младший брат бабушки – Михаил Чехович.

Он был авиационным техником. Он просто готовил самолеты к вылетам, собирал из груды изрешеченного пулями металла машины, которые вновь поднимались в небо! Но без его работы тоже не было бы победы!

Еще один брат бабушки, Алексей Константинович Чехович. Пропал без вести в 1942 под Таганрогом. Место его захоронения до сих пор не известно.

Муравьева (Чехович) Вера Васильевна. Веринька, как называла ее наша бабушка. В 1941 г. окончила среднюю школу и поступила в МАИ. Студентов призывали выполнять гражданский долг: уезжать с институтом и продолжать учебу. Но Вера не поехала. Она считала, что ее долг остаться в Москве и защищать город. Вера пыталась записаться в коммунистическую дивизию Ленинградского района Москвы, но не получилось. Девушек, не имеющих военной специальности, не брали. Москва в это время стала похожей на военный лагерь. На подступах к Москве, на ее окраинах создавались противотанковые рвы. На улицах делались завалы, противотанковые заграждения с противотанковыми надолбами, мешками с песком. Организовывались рабочие отряды, отряды самообороны. Районные отделения общества Красного Креста создавали санитарные дружины. Санитарные дружины должны были оказывать помощь населению, пострадавшему при бомбежках, также помогать в приеме раненых, поступающих с фронта, в разгрузке санитарных поездов-«летучек» и в транспортировке раненых в госпиталя.

Вот в такой сан. дружине Вера пробыла с октября 1941 по февраль 1942 гг. В конце февраля, когда враг был отогнан от Москвы, их распустили. В феврале 1942 г. возобновилась учеба в МАИ, и Вера продолжила там учебу до апреля 1942 г. 4 апреля 1942 г. в группе девушек-добровольцев из 20 человек Вера Чехович была направлена комсомольской организацией МАИ в армию. Их направили в ПВО Московского округа, где девушки должны были заменить солдат-мужчин. После непродолжительного обучения их распределили по подразделениям фронта. Веру направили прибористом на зенитную батарею в 251 ЗАП, где она и прослужила до апреля 1944 г.

Двоюродный брат бабушки – Чехович Николай Иванович. В 16 лет он приписал себе два года и добился призыва в армию. В боях под Москвой был контужен и после госпиталя направлен на учебу в Омское пехотное училище. Под Ленинград попал уже после прорыва блокады, в звании лейтенанта. Занимался подрывными работами, разминированиями. Все это время Коля писал замечательные, полные любви и нежности письма маме и любимой девушке. 25 января 1944 он был тяжело ранен осколком мины и через три дня скончался в госпитале. Из последнего письма Николая невесте Шуре: « Дорогая Шура! Сейчас, когда я пишу это письмо, ночь. Последняя ночь. На рассвете идем в бой. Может быть, переставляя флажки на карте Ленинградского фронта, ты не раз вспомнишь, что и я вложил свою долю в общее дело победы. Вернусь ли я живым? По правде говоря, меня этот вопрос мало занимает. Гораздо больше думаешь о том, чтобы невредимым добраться до врагов… На это письмо не пиши ответа. Возможно, писать уже будет некому. При благоприятном исходе дела я тут же напишу тебе еще. Если же не будет от меня писем, значит… Значит, их больше никогда не будет». В 1945 году Издательством «Молодая Гвардия» была выпущена небольшая брошюрка, под названием «Дневник офицера. Письма лейтенанта Николая Чеховича к матери и невесте».

Брат моего дедушки Шашунов Александр Матвеевич. Был белобилетником по зрению. Он без очков почти ничего не видел. С первых дней войны, Александр обивал пороги военкомата, с просьбой призвать его в армию, но раз за разом получал отказ. И, в конце концов, добился своего. Его взяли в тыловые части. До фронта Александр так и не доехал. Эшелон, в котором он ехал на фронт, разбомбили под Новгородом. В семье не сохранилось ни одной его фотографии.

Еще один брат дедушки Николай Матвеевич Шашунов.

Он воевал всего год. Вторым номером пулеметного расчета. Получил двенадцать тяжелейших ранений. Из госпиталя его выписали домой, умирать. Но родители выходили сына, поставили на ноги.

Дедушка моего мужа – Стрельцов Иван Леонтьевич.

Был штабным работником в одной из летных частей. До самой смерти он вспоминал, как летчик, раненый, в подбитом самолете дотянул до аэродрома, сел, но вытащить его из горящего самолета так и не смогли – заклинило фонарь, пока искали чем его разбить, пока разбивали, летчик сгорел...

Старший брат моего отца Василий Павлович Терентьев. В первый дни войны, он, 16-летний выпускникФЗУ пришел работать на завод радиоэлектроники им. Козицкого, эвакуированный из Ленинграда в Омск. К 18 годам Василий стал мастером цеха. И очень рвался на фронт. Но по личному распоряжению директора завода у него была бронь – у парнишки оказались «золотые» руки. И военком каждый раз отправлял его домой. Но однажды, когда сам военком ушел на фронт, а его сменщик еще не разобрался, Василий сумел получить повестку на фронт. Директор завода буквально вытащил его из вагона теплушки и с руганью отправил обратно на завод. Со словами, что воевать найдется кому, а вот танки для фронта делать кто-то должен!

В этом году мы, впервые, будем праздновать День Победы без бабушки. В прошлом году, в июне она умерла. Но традиции останутся неизменными. Утром поедем на кладбище, к бабушке и дедушке. Потом соберемся всей семьей за праздничным столом, помянем всех наших героев и пойдем к Обелиску. И пройдем по улицам города в рядах Бессмертного полка. С праздником, дорогие товарищи! Главное, чтобы не было войны!

Галерея
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх