Тверь - город маршруток, и как с этим жить. В ТИА прошел круглый стол по вопросам развития пассажирского транспорта
Чтобы решить проблему пробок в Твери, городу нужна концепция развития транспорта, приоритет в перевозки пассажиров должен отдаваться транспорту большой вместимости, в первую очередь трамваю и троллейбусу, причем общественный транспорт должен ходить по выделенной полосе, считают читатели ТИА. 11 сентября в ТИА за Круглым столом наши читатели и городская власть обсудили проблему развития транспорта в городе Твери.
Напомним, поводом для проведения Круглого стола стал пост читателя monteKlever на сайте ТИА «У города нет денег на новые трамваи? Не беда, модернизируйте старые!». В блоге читатель подробно изучил мировой опыт реанимации трамваев. За Круглым столом проблему взяли шире: реанимация всего общественного городского транспорта.
В заседании Круглого стола приняли участие:
- Игорь Федоров - директор МУП "ГЭТ"
- Сергей Делаков - председатель комитета по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи Тверской городской Думы
- Алексей Спиридонов - начальник ГИБДД по городу Твери
- Борис Аракелов - руководитель Департамента благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Твери
- Михаил Богданов - член Общественной палаты Твери
С закрытием Восточного моста проблема оголилась как никогда, город стоит в пробке. Год от года проблема становится все более масштабной.
Читатели ТИА Tverchel, NPC, Александр Егоров (probki.net) проделали огромную работу по изучению этой проблему и итоги исследование изложили в объемной презентации. Более подробно свое видение вопроса вместе с презентацией читатели обещали оформить в статью и опубликовать на ТИА позднее. Сейчас редакция ТИА изложит основные постулаты доклада.
По результатам исследования, проведенного группой читателей ТИА, 90% всей пассажиров перевозит транспорт малой вместимости – маршрутки.
- Мы проводили исследование на Тверском проспекте в Твери. За 1 час мимо нас проехало 215 маршрутных транспортных средств, из них 197 маршруток. У маршруток иногда интервал движения составляет 18 секунд, а у автобусов доходит до получаса. О какой рентабельности муниципального общественного транспорта может идти речь, никто не будет ждать автобус полчаса, - заметил читатель ТИА Tverchel. - Городские трамваи за полчаса по Тверскому проспекту перевезли 90 человек. Можно сказать, что никого не перевезли. Съезд с моста в сторону остановки «Детский мир», до остановки трамвай проезжает за 3 светофорных цикла, это очень медленно. Пассажиры не будут терять столько времени.
Это лишь некоторые выдержки выступления Tverchel. Вывод анализа: Тверь – город маршруток. Ситуация плачевная, читатели ТИА подготовили и свое видение решения проблемы:
1.Нужна концепция развития транспорта – программный документ, а не точечное решение проблемы.
2. Нужно оптимизировать движение маршруток. Маршруток в Твери слишком много.
3. Каркас общественного транспорта должен составить транспорт большой вместимости: в первую очередь трамваи, а также троллейбусы и автобусы. Именно такой транспорт способен разгрузить город.
4. Необходим иной подход в финансировании: не латание дыр, а качественные перемены.
5. Трамвай должен ходить по выделенной полосе, по отремонтированным путям, только так он будет востребован пассажирами.
6. Обеспечение населения общественным транспортом – обязанность городской власти, про которую эта власть нередко забывает. Субсидирование долгов не решит проблему.
7. Не нужно создавать маршруты, которые соединяют разные концы города. Нужны билеты на проезд в течение часа: 2-3 пересадки – это не так много и сложно, а билет на 1 час решит проблему дороговизны проезда.
8. Интервал движения транспорта большой вместимости должен быть кардинально сокращен (сейчас 15 -30 минут, сокращен в идеале до 3 минут).
В денежном эквиваленте, решение проблемы выливается в миллиарды рублей. Только для реанимации хозяйства МУП «ГЭТ» нужно около 3 млрд.рублей. 1 км ремонта трамвайных путей обойдется от 50 до 90 млн.рублей.
По словам представителя упомянутой выше городской власти, руководителя Департамента благоустройства и дорожного хозяйства Бориса Аракелова, в городе работа ведется ровно настолько, насколько позволяет бюджет.
- Спецтехника для муниципальных предприятий МУП «ГЭТ» и МУП «ПАТП» закупается: из городского бюджета выделяются деньги на специализированную технику, например, для расчистки путей от снега, эвакуации трамваев. По программе «Доступная среда» в 2013 году было куплено 18 автобусов и 6 троллейбусов – деньги выделялись из городского, регионального и федерального бюджетов. На 2014 год запланирован ремонт перекрестка проспекта Победы и Волоколамки, ремонт будет проводится бетоном. Никто не спорит, что нужно переходит на транспорт большой вместимости, но кардинальные перемены нужны соответствующие деньги. Мы, в рамках возможностей, движемся в этом направлении. До 18 сентября будет проведен конкурс и выбрана организация, которая проведет обследование уличной дорожной сети. На основе этого обследования можно будет готовить ту самую программу – концепцию развития городского транспорта.
Председатель комитета по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи Тверской городской Думы Сергей Делаков поддержал позицию читателей ТИА, но не согласился с чиновником городской Администрации:
- В городском бюджете никогда не будет денег, бюджета никогда не будет хватать на все желания. Сейчас решение проблемы у нас следующее: мы решаем точно проблему, покупаем трамвай и запускаем его в клоаку – в городе с транспортом нынче хаос. Нужно общее решение вопроса. Согласен, без концепции не обойтись. Финансирование решения не должно быть только городским. Исходя из концепции, будет уже дальше постепенно решать вопрос, где брать деньги. Это может быть и государственно-частное партнерство, нужно привлекать региональные и федеральные деньги, активнее участвовать в программах.
Директор МУП «ГЭТ» Игорь Федоров не согласился с мнением депутата Сергея Делакова:
- Решать постепенно эту проблему нельзя. Если мы считаем, что трамваи городу нужны, то нужно подходить к этой проблеме основательно. Еще 1,5-2 года и мы не сможем эксплуатировать трамваи, пути развалились, нужен срочный ремонт. Для развития трамвайного движения, однозначно, не обойтись без выделенной полосы. Мы сегодня готовы сократить интервал движения, но придем к тому, что в центре города в пробке будет стоять не 5, а 25 трамваев. Считаю, что каркас общественного транспорта Твери должны составлять трамваи и троллейбусы, маршрутки лишь дополнять на определенных участках.
У МУП «ГЭТ» также уже проведена работа по изучению рынка электротранспорта.
- Есть конкретные, выгодные предложения от чешских и белорусских заводов: здесь и кредит по 4% годовых и лизинг. Вариантов море, нужно обсуждать, выбирать подходящие для города.
Сергей Делаков заметил, что в Думе нет ни одного предложения от предприятия по развитию электротранспорта.
- Вы назначены руководителем – работайте, обратился депутат к Игорю Юрьевичу. Депутаты не специалисты по трамваям, нам нужны документы от вас: что вы по максимуму хотите, где это можно взять, сколько будет стоить и что в итоге получит город. Мы это будем изучать, рассматривать и помогать Вам воплотить все в жизнь. Однозначно, нужно разработать концепцию развития транспорта. Чтобы мы если ремонтировали 1 км чего-то, то это не было выкидышем города, а чтобы мы понимали, какой километр мы будем ремонтировать дальше.
Александр Егоров (probki.net) выступил на круглом столе с предложением, как сократить пробки в городе:
- Одна из главных причин пробок - чрезмерное количество автомобилей. Согласно советским нормам, пассажиропоток - 180 машин на 1000 человек. Сейчас на 1000 человек приходится 295 машин, и их число будет расти
Для решения проблем пробок необходимо подойти комплексно: сделать более привлекательным общественный транспорт,чем личный.
Как один из вариантов, выделение полосы для общественного транспорта. Причем, просто выделение полосы мало поможет, ее нужно как-то огородить от автомобилистов. Еще Александр в своем докладе предлагал котролировать нарушения с помощью средств видеофиксации
В качестве эксперимента читатели ТИА предлагают сделать выделеным 5-ый маршрут трамвая. Сейчас в день этот маршрут перевозит 1 200 пассажиров.
По расчетам, после создания выделенных полос и проведения дополнительных мероприятий, пассажиропоток увеличится до 5000 человек в час.
Сергей Делаков, по окончанию круглого стола, предложил МУП "ГЭТ" и админстрации Твери представить в Думу конкретную программу развития общественного транспорта города. В свою очередь Дума рассмотрит ее и посчитает, сколько денег нужно.
- Возможно, городской бюджет такие траты не потянет, но нужно просчитать все варианты. Если ничего не делать, то ничего и не изменится.