29 Марта 24, 17:16
Блоги, Общество
24 Января 2018, 08:53

Всякое лыко в строку...

По ходу просмотра документального фильма студенческой студии ТвГУ «Страницы забытой истории. Путь к возрождению» об истории и современном состоянии исконных ремёсел Верхневолжья насчитал шесть видов таковых, однако, при всём уважении к режиссёрско-операторско-монтажному креативу команды «LumeYear», выявил некомплект в перечне оных.

В статье 3 Федерального закона РФ от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" используются следующие основные понятия: 1. Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. 2. Место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

В любом учебнике экономической географии вы найдёте сведения, что Тверская область обладает огромным запасом древесины ивовых пород: ива русская, белая, серебристая, прутовидная, козья, пурпурная, конопляная, трёхтычинковая, остролистная, лавролистная, и даже шер-сти-сто-по-бе-го-вая! Произрастают также некоторые разновидности камыша и рогоза. Ну и пресловутое лыко, которым "мы не шиты" и которое в строку (или в стрОку).

Конечно, не все перечисленные породы деревьев и кустарников одинаково "полезны". Что-то пригодно для грубого плетения, что-то для подготовки каркасов будущих изделий, а что-то для мелкого изящного плетения произведений декоративно-прикладного искусства. Изготовление плетёных изделий на Руси – одно из древнейших ремёсел. Народные умельцы создавали различные высокохудожественные предметы, ярко отражающие национальные черты, пользуясь простыми материалами и несложными способами их обработки.

В дореволюционной России была создана и достаточно плодотворно работала комиссия по кустарной промышленности, в нормативно-технических документах которой довольно подробно освещена история возникновения лозоплетения, проанализировано текущее положение дел, а также определены роль и место государственных органов управления в устойчивом функционировании отрасли. Не заглох промысел и в советское время – в системе министерства местной промышленности РСФСР на производстве плетёных изделий специализировались свыше 50 предприятий. Ежегодно ассортимент изделий пополнялся 15-20 новыми видами. Это и наборы мебели, кресла-качалки, журнальные столики, подставки для цветов, вазы для фруктов, хлебницы, конфетницы, корзины для грибов/ягод, сувениры, и даже дамские сумочки! Почему же такой, казалось бы, перспективный промысел не получает в настоящее время должного развития? Может быть, спроса нет или нерентабельно?

Впрочем, если вы загуглите в браузере соответствующий запрос, то получите пруд пруди ссылок на предмет организации "своего дела" в данном направлении. Повышенным спросом пользуются изделия, выполненные на высоком художественном уровне, имеющие не только утилитарно-практическое назначение, но и удовлетворяющие духовные потребности человека, воспитывающие и формирующие утончённый эстетический вкус. Вынесем сейчас за скобки финансово-кредитно-налоговые ограничения и проанализируем проблему на простейшем примере по принципу аналогии. Допустим, вы решили заняться вязанием, но вместо того, чтобы взять в руки спицы или крючок и незамедлительно приступить к творческой работе, вам предложат выполнить полный технологический цикл производства пряжи, включающий стрижку барашка, теребление и прочёсывание шерсти, прядение нитей из шерстяной кудели с последующей их окраской в надлежащую гамму цветов. Сто пудов, что при такой постановке дела вы безнадёжно махнёте рукой и переключите свой интерес на другое направление.

Так и в нашем случае: слабое звено всех оптимистичных бизнес-планов заключается в том, что на смельчака-энтузиаста замыкается вся технологическая цепочка – от заготовки сырья до выпуска готовой продукции и доведения её до потребителя через собственную транспортную и сбытовую сеть. А что, если освободить "творца" от трудоёмкой и не очень увлекательной составляющей производственного процесса?! Основные принципы разделения и кооперации труда не обошли стороной и народные художественные промыслы в эпоху их наивысшего расцвета. Одна большая группа "игроков рынка" специализировалась на заготовке/выращивании сырья, другая - оформилась в самостоятельные подразделения, занимавшиеся разработкой и производством соответствующей "номенклатуры изделий". Причём если организация производства плетёных изделий не требует значительных материальных и финансовых вложений, то заготовка, сортировка и первичная обработка сырья – это отдельная "песня", требующая профессиональных знаний, умений и навыков, производственных площадей, специальных инструментов и приспособлений.

Уже на этом ответственном этапе закладывается качество и долговечность будущих изделий – с неправильно подготовленной лозой будет трудно работать, а изделия из неё могут деформироваться. И если на последующем этапе свои силы может попробовать любой желающий, например, в рамках мастер-класса, то освоить премудрости первоначального будет не каждому новичку "по зубам", да и не по карману. Конечно, «наверху» виднее, но не хотелось бы, чтобы этот и другие народные художественные промыслы ограничивались форматом историко-этнографических реконструкций в пределах музеев-заповедников, а обрели бы "второе дыхание" и стали востребованными на рынках труда, товаров и услуг...

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх