Новая схема ОДД на площади Капошвара
В последний день весны управление муниципального заказа администрации города Твери разместило на сайте госзакупок информацию об аукционе по площади Капошвара. Новости об этом проскакивали неоднократно, вот например первоапрельская на ТИА. Полное название аукциона звучит так: Введение новой схемы организации дорожного движения на пл. Капошвара в городе Твери. В прилагающейся документации приводится техническое задание и смета на работы. Если не хотите связываться с сайтом госзакупок или он сейчас не работает, то вот здесь ТИА выложила картинки из приложений. Приложением к ТЗ идёт схема организации движения и пофазники светофоров.
( http://maps.yandex.ru/-/CVVCzQPH )
Честно скажу, что некоторые моменты на схеме мне не понравились. Давайте её обсудим и по результатам направим письмо в администрацию и ГИБДД с дельными предложениями.
1) Первая автобусная остановка далековата
Первое что бросается в глаза - это то, что автобусная остановка в сторону центра размещена не у магазина "Книги", а у цветочного магазина "Элит-букет". Чем дальше остановка расположена от перекрёстка, тем неудобнее будет этот транспортный узел. Вместо остановки у магазина "Книги" расположена парковка, причём под углом! Вы только представьте как приятно будет ОТ подъезжать к остановке, в любой момент ожидая, что кто-то из припаркованных автомобилей сейчас начнёт сдавать назад. Интересно, существует ли тому здравое объяснение или как говорится это просто автомобилизм головного мозга?
Предлагаем: автобусную остановку в сторону центра разместить в кармане сразу за пешеходным переходом.
Также необходимо установить павильон ожидания, который защитит пассажиров от неблагоприятной погоды.
2) Вторая автобусная остановка коротковата
Согласно приложению 1.5 к ТЗ карман автобусной остановки из центра будет иметь длину 21,8 метра.
Много это или мало? Представьте наш новый 15 метровый низкопольник МАЗ-107. Для него одного кармана вполне достаточно, с горем пополам он сможет заехать и максимально близко прижаться к посадочной площадке. А теперь вспомним, что автобус этот не один, в час-пик его "сопровождает" 2-3 маршрутки. При этом стоит отдавать себе отчёт, что прежней остановки напротив Эдисона (или что там сейчас) не будет. Вообщем хочешь-ни хочешь, а карман с остановочной площадкой расширять придётся. И рельсы поворотные тоже снимать придётся, сколько можно уже..
Предложение: демонтировать рельсы на съезде в бывший трамвайный парк № 1 и расширить посадочную площадку не менее чем до 30 метров. Также установить с торца дома павильон ожидания.
3) Разметка на остановках
Для обозначения остановки существуют знаки 5.16 и 5.17, а также жёлтая зигзаг-образная разметка. Вообще в нашем городе власти откровенно говоря не умеют работать с разметкой жёлтого цвета. Либо не понимают её необходимость, либо не считают нужным на неё тратиться. А зря. Всей жёлтой разметке отводится довольно важная роль. Что же касается зигзаг-разметки на остановках, то она определяет длину остановочной площадки (и кстати никакими знаками не дублируется). Общеизвестно, что парковка запрещена в 15 метрах от остановки в обе стороны, машина нарушителя эвакуируется и он наказывается штрафом в 1000 рублей.
А вот как определять границы остановки - это большой вопрос, т.к. знак 5.16 ставится только с одной стороны остановки. Тут-то на помощь и придёт зигзаг-разметка 1.17.
Что касается трамвайных остановок, то для них разметка также отсутствует. Здесь необходимо отметить, что во многих городах (Москве, Перми, Питере, Екатеринбурге) разметка на трамвайных остановках наносится с обоих сторон дороги или только со стороны рельс. К тому же наша ситуация ещё сложнее. Нужно запретить остановку шинного транспорта до перекрёстка, оставив остановку только для трамваев.
Вообщем предлагаем: нанести разметку 1.17 длиной не менее 25 метров (к примеру, для одновременной остановки одного автобуса МАЗ-107 и одного маршрутного такси ПАЗ-3205) на каждую из двух автобусных остановок. Нанести разметку 1.17 длиной не менее 15 метров (длина одного вагона) на обе трамвайные остановки со стороны рельс. Нанести жёлтую сплошную разметку 1.4 вдоль вдоль правой полосы у трамвайных остановок для более чёткого обозначения запрета стоянки и остановки.
4) Беспорядочные развороты
Весомая доля пробок на пл. Капошвара образуется из-за беспорядочных разворотов. Напомню, что с Дарвина и от Победы запрещён прямой проезд через перекрёсток, поэтому довольно много желающих произвести разворот через рельсы на пр-те Чайковского. С обоих сторон перекрёстка висят знаки, информирующие о месте для разворота через 80-90 метров. Разворачивающиеся напрочь их не замечают. А ведь развороты были перенесены дальше от площади не просто так. На самом деле знак разворота совместно с информационной табличкой не запрещает произвести разворот сразу за пешеходным переходом. Чтобы упорядочить развороты, необходимо нанести сплошную разметку между крайней левой полосой и трамвайными путями. Сейчас на схеме нет вообще никакой разметки вдоль трамвайных путей, что просто ужасно, так как не учитываются габариты трамвайного вагона. Подробнее на этом останавливался в посте о выделенке в Перми. Разметку стоит наносить на безопасном расстоянии от крайнего рельса, равном 0,5-0,6 метра. Для чего придётся сократить ширину левой полосы движения до 3,0 метров. И это абсолютно нормально. Подробнее о ширине полос говорили здесь.
Однако стоит признать, что только лишь разметка работать не будет. Штраф составляет всего лишь 300 рублей, и с учётом супер-низкой вероятности его получить, никто не боится пересекать сплошные.
Достаточно физически ограничить возможность разворота на протяжении этих 80 метров. В Твери я видел уже несколько вариантов, годных для этого дела:
Выбирай, как говорится, не хочу. Предпочтительнее, конечно, последний вариант со скручиваемыми столбиками.
Предлагаем: Для всех четырёх участков дороги на Чайковского сделать следующее:
- сократить ширину левых полос до 3,0 метров;
- нанести сплошную разметку на расстоянии 0,5 м от трамвайных путей, отделяющую от них крайнюю левую полосу;
- установить физическое ограждение в виде столбиков либо между рельсами, либо сбоку от трамвайных путей (рядом с нанесённой разметкой) согласно иллюстрации:
И кстати куда делся знак, информирующий о развороте через 90 метров в сторону центра? Добавьте пожалуйста знак на схему.
5) Посадочные площадки у рельс для трамвайных остановок
Одна из главных проблем перекрёстка, которую не решает предложенная схема, это выход пешеходов на проезжую часть для посадки в трамвай. Это довольно серьёзная проблема как для автолюбителей, так для пешеходов и трамвая. Как ни странно проблема уже сотню лет имеет решение. Но поскольку город до сих пор управляется людьми "советской закалки", то это решение не используется у нас в городе ни на одной остановке и неизвестно, наберётся ли кто из руководства смелости воплотить его в жизнь в ближайшем будущем. Если выполнить данный пункт, то пункты 3 и 4 частично теряют свою актуальность.
Предлагаем: Для двух трамвайных остановок перенести посадочные площадки к рельсам.
* рисунки приведены с учётом обособления трампутей (пилотный проект по 5му трамваю).
Сразу оговорюсь, что вариант 1 в несколько раз лучше. И пусть вас не пугает всего две полосы движения. Во-первых, с переносом автобусной остановки за перекрёсток правая полоса однозначно не будет забита многочисленными маршрутками. Во-вторых, при двух полосах ни у кого даже желания не возникнет припарковать свой автомобиль в этом узком месте. В-третьих, пешеходы на трамвай будут переходить только по переходу и на светофор, следовательно не будут останавливать весь поток автомобилей при посадке и высадке. В-четвёртых, не забываем про предложение из пункта 4 про физическое ограничение разворота на протяжении 80-90 метров. В случае в созданием выделенки для трамвая и столбики не понадобяться.
Если сейчас все разворачиваются как попало, параллельно до 5 машин, перекрывая обычно все полосы движения. То при установке столбиков разворот будет производиться друг за другом в крайнюю левую полосу, которая находится сзади трамвайной посадочной площадки. Выглядеть это будет примерно так:
6) Светофорные фазы
Немного расчётов. Ширина пешеходных переходов около 27 метров каждого. Расчётная скорость пешехода берётся обычно 1,3 м/с. То есть нужно как минимум 20,8 секунд на переход. Ещё необходимо добавить 5 секунд для наших стариков и людей с ограниченными возможностями (сайт ЦОДД в Москве, см. последний вопрос-ответ). Итого переход преодолевается ~99% людей за 26 секунд. Что же нам говорит пофазник:
Третий пешеходный цикл имеет всего 10 секунд на переход почти восьмиполосной улицы. Либо здесь закралась какая-то ошибка, либо я чего-то недопонимаю. Если в таблице ошибка и четвёртая фаза (когда всем горит красный 22 секунды) на самом деле тоже пешеходная, то время перехода составит 32 секунды. Это явно слишком много, в результате чего будут образовываться пробки.
Предлагаем: Избавиться в таблице от четвёртой фазы и пересмотреть длины всех фаз с учётом того, что пешеходам необходимо 26 секунд на переход дороги.
7) Выезд с пр-та Победы - только налево
Предлагаем: продлить на обведённом участке сплошную разметку 1.1, чтобы исключить возможность небезопасного выезда сразу в третий ряд либо проезд прямо на ул. Спартака.
Что думаете по каждому пункту? Какие у вас появились предложения по представленной схеме пл. Капошвара?