https://tvernews.ru/news/99716

На площади Конституции в Твери появится мемориальная стела

01 Августа 2008, 11:25
, 0

К 110-летию Тверского вагоностроительного завода приурочено открытие мемориальной стелы на площади Конституции в Твери. Она будет представлять собой скульптурную композицию, смысловым центром которой станет подлинный фрагмент турбореактивного вагона, созданного в 1970 году.

К 110-летию Тверского вагоностроительного завода приурочено открытие мемориальной стелы на площади Конституции в Твери. Она будет представлять собой скульптурную композицию, смысловым центром которой станет подлинный фрагмент турбореактивного вагона, созданного в 1970 году.
«Возле бетонной платформы стоит на рельсах незнакомое сооружение. Вроде бы ракета на рельсах. Длинное ее тело покрыто блестящей эмалью; овальное стеклянное лобовое окно. Над верхней частью выступают два реактивных двигателя. Кажется, что ракета готова устремиться в заоблачные дали. И в самом деле, через несколько минут ракета покинет платформу, но помчится не в небо, а по рельсам. Эта ракета – первый в нашей стране реактивный железнодорожный вагон…»
В 70-е годы возникла идея – использовать ракетные двигатели самолетов «ЯК» на вагонах. Московский технический проект поступил на Тверской вагоностроительный завод. Проект был сложный, отсутствовали чертежи, и при переоборудовании кузова головного вагона практически все делалось вручную. На крыше вагона установили два реактивных двигателя, а салон был «начинен» измерительной аппаратурой, «оклеен» электрическими датчиками, которые предназначались для регистрации поведения различных узлов вагона в движении.
Заводские «ходовые испытания», состоявшиеся 20 октября 1970 года, подтвердили, что вагон в целом работоспособен и готов к выходу на магистральные железнодорожные пути. В то время стране остро понадобился скоростной локомотив для испытания отдельных узлов тележек скоростных поездов «Русская тройка» и «Рижский экспресс ЭР-200». Разработанные в то время скоростные тележки, в том числе и для «реактивного вагона», вызывали недоверие и споры в научно-исследовательских кругах. Однако было доказано, что тверской «реактивный вагон» на специальных тележках может набирать скорость до 360 км/час. В результате модернизации вагона самоходная железнодорожная лаборатория получила историческое наименование СВЛ, что означало: скоростная вагон-лаборатория.
Скоростные супериспытания проводились на перегоне Баловное – Березовка. СВЛ легко выдержал скорость порядка 250 км/час. В один из заездов он развил невиданную у нас скорость – 267 км/час, которая до сих пор является рекордной для России. Нужно отметить, что одновременно с испытанием тележек исследовалось и влияние больших скоростей на организм человека, в частности, на его вестибулярный аппарат (на испытаниях присутствовал и врач).
К сожалению, в 80 - 90-е годы вагон-лаборатория оказался невостребованным. Практическое использование этого проекта оказалось невозможным из-за непреодолимых проблем. Первая и основная – железные дороги, включая локомотивное, вагонное и путевое хозяйство МПС, к такому уровню прогресса были не готовы. Не готовы и сейчас, спустя более 30 лет. Вторая, частичная, - это шум от реактивных двигателей.
Открытие мемориальной стелы в честь 110-летия ТВЗ - дань уважения труду вагоностроителей многих поколений.
По материалам сайта afanasy.biz

Комментарии (0)