В тверском Успенском храме уничтожают уникальные фрески XVIII века
В одном из старейших храмов Твери – Успенском соборе Отроч монастыря - ведутся ремонтные работы, при этом уничтожается стенная живопись XVIII века. Штукатурку с фресками счищают до кирпича, на кирпичи закрепляют сетку и заново штукатурят стены.
Успенский храм был возвращен Тверской епархии в середине 1990-х. В своё время были уничтожены незаметные для посторонних росписи алтаря, где погибла барочная лепнина середины XVIII в. и великолепная композиция «Христос на престоле». Несколько лет шли раскопки под полом собора, где в 1980 - 1990-х годах были вскрыты остатки храма XIII века. Было решено построить в подвале ещё один придел, для этого уничтожали фундаменты столбов 1290-х годов. Однако планы по строительству предела не состоялись. Зато в этом году ветхие росписи, помнящие святителей Тихона Задонского, Филарета (Дроздова), Серафима (Чичагова), Фаддея (Успенского), а также многих настоятелей, например, знаменитого духовного писателя XX века, впоследствии митрополита Вениамина (Федченкова), были уничтожены. Хотя Успенский собор – памятник федерального значения.
Наталья Анатольевна Майорова, искусствовед, старший научный сотрудник Тверской областной картинной галереи:
«Успенский собор – один из самых ценных памятников истории и культуры Твери. Он построен в 1722 году. После закрытия монастыря в 1920-х годах разорен и передан под советские государственные учреждения. В 1979 году собор был передан областной картинной галерее под выставочный зал. А ранее в нем в крайне стесненных условия располагался Государственный архив Калининской области. Интерьер был разделен на два этажа. Балки вонзались прямо в живописные панно. Поэтому уже тогда было мнение, что живопись погибла.
Но наш директор, к сожалению, уже ушедшая из жизни Валерия Федоровна Гершфельд, всегда верила в этот памятник. Она предварительно определила живопись как произведение тверских мастеров 2-й половины XVIII века. Ей удалось, написав множество писем, добиться того, чтобы живопись была поставлена на охрану. К сожалению, рабочие, ставившие реставрационные леса, безжалостно испортили часть композиций, выдирая балки из стен. Но большая часть их уцелела. Пробные расчистки, проведенные мастерской «Союзреставрация» (под руководством реставратора Валерия Филатова), подтвердили, что живопись живая, несмотря на ее нынешний полностью потемневший вид. Удалось узнать, что во второй половине XVIII века в храме работали Семен и Николай Крыжовы, Матвей Мамкин, Иван Монин, иконостас золотил Василий Глазухин, а стенные росписи делал тверской художник Матвей Емельянович Челповской. Сначала он был крепостной помещика секунд-майора Александра Феодоровича Шишкова, а потом, 1790 -1800 годах, выкупился и числился уже купцом. Он подписал «в соборной церкви всю внутренность».
Заволжской районной прокуратурой города Твери в ближайшее время будет осуществлена проверка действий прихода в отношении памятника.