30 сентября - День рождения Рунета. Исследователи создали портрет посетителей новостных сайтов
30 октября в России отмечается День интернета, хоть эта дата пока ещё и не признана официальной. Празднование дня "всемирной паутины" было инициировано в 1998 году фирмой IT Infoart Stars, которая разослала фирмам и организациям предложение назначить 30 сентября Днем интернета и провести перепись "населения Рунета" - на тот момент насчитали 1 млн. пользователей.
В том же году Всемирный день интернета был санкционирован Папой Иоанном Павлом II. Святой покровитель интернета пока еще не утвержден официально, хотя с 2000 года временную протекцию сети оказывает Исидор Севильский, испанский епископ, живший в 560-636 годах. Его считают первым энциклопедистом, который оказал значительное влияние на историю средних веков.
К середине 2008 года число пользователей интернета составило около 1,4 млрд человек по всему миру - это около четверти земного населения. Аудиторию более 50 млн человек он достиг всего за 5 лет (для сравнения: радио для этого понадобилось 38 лет, телевидению - 13). В России же сейчас насчитывается около 33 млн пользователей.
Если проследить за динамикой аудитории Рунета, то можно увидеть, что сначала это были программисты и люди, профессионально связанные с компьютерными технологиями. Но затем появились новые категории пользователей - от младших школьников до домохозяек и пожилых людей.
Сейчас двум третям пользователей Рунета 20-35 лет, они имеют высшее образование. Число женщин-"сетянок" приближается к 40%. При этом на одну девочку в среднем приходится полтора мальчика, на одну женщину - трое мужчин, а на одну бабушку - пять дедушек. Эти люди пользуются огромными возможностями интернета не только для получения необходимой информации, но и для общения, самореализации, обучения, работы.
Чаще всего пользователи используют сеть для поиска информации - 30%, 27% "юзеров" скачивают разнообразные файлы. 20% используют интернет для общения с помощью специальных программ, а 13% проводят время в чатах и общаются на форумах. Остальные используют "паутину" для сетевых игр, ведут блоги и проводят банковские операции.
Активные интернетчики чаще всего посещают поисковые системы (90%), читают новости (62%) и письма (59%). При этом 90% пользователей поисковыми системами заходят в сеть как минимум раз день. Две трети из них - это мужчины, а треть - соответственно, женщины.
Портрет посетителей новостных сайтов во многом схож с характерными чертами заядлого пользователя поисковиками. Это опять две трети мужчин и треть женщины. 80% читателей новостных сайтов - это интернетчики в возрасте от 18 до 34 лет. Примечательно, что среди поклонников новостных сайтов совсем нет подростков 14-17 лет. Почти 70% интернетчиков, посещающих новостные сайты - это квалифицированные специалисты или предприниматели, больше половины которых имеют высшее образование.
Интернет стал настоящей бедой современных компаний, превратившись в "убийцу офисного времени". Согласно многочисленным опросам, проведенным в сети, более половины офисных работников проводят часть своего рабочего времени в интернете. Причем 40% признаются, что выходят в сеть без какой-либо конкретной цели. Они используют рабочее время для изучения товаров в интернет-магазинах, чтения анекдотов, заказа билетов, просмотра порносайтов и даже для поиска новой работы.
Одна из особенностей общения в интернете - наличие собственного сленга. Так, достаточно широкое распространение в сети получило использование акронимов - своеобразных символьных сокращений целых фраз и предложений: IMHO (англ. in my humble opinion - "по моему скромному мнению"), pls (англ. please - пожалуйста) и др.
Зачастую в данных сокращениях, наряду с буквами, используются и другие символы, согласно фонетическому соответствию: 2 – to или too, 8 - ate, 4 - for или "ч" в русском варианте. При таком способе записи wait ("подожди") пишется как W8, thanks ("спасибо") - 10Х и т.д.
В силу того, что интернет был привнесен из англоязычных стран, российские пользователи были вынуждены пользоваться иностранными терминами. Но со временем для быстроты и удобства их "перевели" в русскую транскрипцию, сократили и, в некоторых случаях, придали форму русских слов. В результате появились глаголы типа "юзать" (от "use" - "использовать", "пользоваться") или "кликать" (от "click" - "щелкать"), искаженные слова, например, "дрова" вместо "драйвер". Многие слова просто сокращаются: "модер" вместо "модератор", "сисадмин" вместо "системный администратор", "проги" вместо "программы". Имеют место и курьезные новообразования: "аська" заменяет ICQ, "моник" - монитор, а "клава" становится синонимом клавиатуры.
Очень распространен в сети язык подонков, или язык падонков - его "подхватили" многие, даже не имеющие отношения к этому движению. И потому все больше становится в сети людей, понимающие, что значит "выпить йаду" (например, " Аффтар выпей йаду" в противоположность "Аффтар жжот нипадецки"), "зачот", "фтему" и т. д.
Между тем, среди различных специфических особенностей общения посредством интернета психологи выделяют стремление человека к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, играют роли, нетипичные для них в обычной жизни.
Так, в 1990-х годах в Юзнете зародился интересный психологический и социальный феномен троллинга. Тролли - люди, которые размещает грубые или провокационные сообщения в интернете, например, в дискуссионных форумах, мешает обсуждению или оскорбляет его участников - это более чем обычные сетевые спорщики, они намеренно испытывают терпение окружающих. Их задача - спровоцировать собеседников. Именно для этого они посещают форумы, чаты, блоги и т. д.
По материалам РИА Новости.