https://tvernews.ru/news/84987

530 произведений из фондов Тверского Императорского дворца и картинной галереи отреставрированы. Коллекция готова к перевозке

TIA, 06 Апреля 2012, 12:33
, 2
<strong>Автор: ТИА</strong><p></p>

В связи с подготовкой к реставрации Тверского Императорского дворца и подготовкой Тверской областной картинной галереи к переезду во временное помещение реализована обширная программа консервации фондов. Она включила в себя противоаварийное укрепление произведений живописи, скульптуры, мебели, декоративно-прикладного искусства.

В 2011 году был проведен профилактический осмотр фондов, с привлечением специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.И. Грабаря, выявлены произведения, требующие укрепления перед транспортировкой. В настоящее время работы по подготовке коллекции к переезду завершены; производится упаковка коллекции.

Собрание галереи, насчитывающее более 37 тыс. экспонатов, сложное по составу фондов, включает произведения, выполненные в различных материалах и техниках: масляную и темперную живопись, графику, коллекции мебели, фарфора, фаянса, каменную, деревянную и гипсовую скульптуру и многое другое. За десятки лет комплектования в составе большинства фондов появилось немало предметов в аварийном состоянии. К ним относятся ранние поступления живописи из национализированных имений, как, например, Волосово, дворцовый мебельный гарнитур по рисункам К.И. Росси. Среди более поздних приобретений также было много произведений с тяжелыми повреждениями, прежде всего икон и древнерусской полихромной скульптуры, гипсов, картин художников ХХ века, написанных с нарушениями технологии и потому подверженных хроническим «болезням».

Другую группу вещей, состояние которых все чаще в последние годы вызывало тревогу хранителей, составили произведения (преимущественно керамики), реставрированные в 60е-70е годы ХХ века. За прошедшее время произошло старение и деструкция реставрационных материалов, нарушилась прочность склейки, так что при малейшем напряжении предмет мог развалиться на осколки. Этой части фонда декоративно-прикладного искусства требовалась повторная реставрация. При стационарном хранении состояние аварийных предметов не ухудшалось, но упаковка и транспортировка сказались бы на них губительно. Необходимость проведения широкомасштабных консервационных работ для подготовки коллекции к переезду была очевидна.

Консервационные работы в фонде масляной живописи предстояло выполнить реставраторам галереи. С аварийным укреплением большей части икон также можно было справиться своими силами, однако для работы с самыми сложными памятниками необходима была помощь более опытных специалистов. Для подготовки поврежденных произведений мебели, керамики, гипсовой и деревянной скульптуры галерее также требовалось участие посторонних специалистов, так как своих реставраторов в этих областях в мастерской галереи нет.

Для решения проблемы сотрудники службы хранения обратились к реставраторам ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, которые на протяжении многих лет не раз выполняли уникальные работы по спасению наиболее значимых памятников тверского собрания. Специалисты ВХНРЦ на месте провели тщательные осмотры, описания и фотофиксацию аварийных вещей, после чего были утверждены реставрационные задания и составлены сметы предстоящих работ. Общая стоимость проекта составила более 7 млн. руб. Несмотря на внушительные затраты, аргументы в пользу необходимости осуществления проекта были неоспоримы: перевезти без потерь поврежденные экспонаты можно было только после проведения спасательных мероприятий. Нужные средства в полном объеме были выделены из областного бюджета. Подготовка фонда масляной живописи и значительной части икон своими силами позволила сэкономить для бюджета немалые средства.

На протяжении 2011 г. реставраторы галереи Светлана Кузенкова, Мария Сахно, Светлана Чернова сделали полный профосмотр фонда, выявив все проблемные экспонаты. В центре внимания оказались прежде всего ранние поступления в собрание – коллекция из имения кн. Куракиных Волосово, в том числе большемерные императорские портреты, переданные в галерею в 1937 г. с тяжелыми повреждениями,- прорывами, деформациями холста, утратами живописи, кракелюром, грозящим осыпями. Подобная сохранность наблюдалась также у многочисленных портретов купцов, крестьян, священников, старых копий с произведений западноевропейских мастеров и других картин.

Реставраторы должны были сделать профилактическую заклейку, а в некоторых случаях укрепление участков живописи с угрозой осыпей, разгладить и зафиксировать деформированные края прорывов. Нередко приходилось менять состаренные профзаклейки прежних консерваций, при этом нельзя было не вспомнить добрым словом первых реставраторов ТОКГ – А. Хомицкого, В.Ф. Гершфельд и А.И. Садикову, которые в свое время так много сделали для спасения этих вещей.

Немало пришлось поработать и с картинами ХХ века, среди которых оказались, например, холсты Ткачевых и многих калининских художников. Для этой группы произведений характерно расслоение пастозной живописи, возникающее снова и снова по всей живописной поверхности. В таких случаях выполнялось местное укрепление полимерными клеевыми составами или профилактическая заклейка с помощью осетрового клея.

По предварительным расчетам объем консервации фонда масляной живописи должен был составить около 250 ед. хранения. Работы выполнялись на протяжении всего 2011г. Фактически за это время была проведена обработка 275 картин.

Общее состояние коллекции древнерусского искусства представлялось наиболее сложным. Многие иконы, привезенные экспедициями, переданные за ненадобностью из старых храмов или полученные в дар, страдали от всех возможных разрушений, связанных с их естественным старением и небрежным обращением: травмы деревянной конструкции произведений, вздутия и разрывы паволоки, утраты и шелушения красочного слоя. Но и прошедшие реставрацию иконы напоминали о своих хронических проблемах, разрушения возобновились, реставрационные материалы отслужили свой срок.

Работать с фондом предстояло молодому реставратору темперной живописи Екатерине Егоровой. В ходе профосмотра состав аварийных икон был разделен по степени тяжести повреждений. За 2011 г. в рамках своего опыта она подготовила более 100 произведений: укрепила аварийный красочный слой и левкас и наложила профзаклейку. Консервацию самых сложных икон должны были выполнить реставраторы ВХНРЦ.

Дальнейшая работа продолжалась совместно с коллегами из ВХНРЦ. Первой выездной бригадой, которую приняла галерея, был отдел реставрации мебели и деревянной скульптуры, во главе с заведующим, реставратором высшей категории Романом Студенниковым. Главной их задачей было аварийное укрепление мебельного гарнитура по рисункам К.И. Росси, уникального памятника, имеющего первостепенное значение для собрания галереи, как по высочайшему художественному уровню, так и потому, что он являлся частью убранства Тверского императорского дворца. Рассказывает Екатерина Егорова:

- Предметы мебели по материалам и технологиям близки к произведениям станковой темперной живописи. Мне представилась возможность работать вместе с реставраторами высокого профессионального уровня. На наших экспонатах я освоила ряд важнейших процессов: укрепление левкаса, покрытого белой темперной краской, при помощи синтетического клея; шелушений позолоты на полименте по методике, разработанной специально для этих вещей; наложение профзаклеек. Наши коллеги отзывчиво делились опытом, так что я смогу в чрезвычайных обстоятельствах переезда или новых климатических условиях временного фондохранилища, в случае необходимости, провести дополнительное укрепление. Бригадой было проведено комплексное укрепление ветхих участков древесины, отставшего от основы левкаса и шелушений позолоты на стульях, креслах и торшерах россиевского гарнитура, всего 35 предметов.

Мастерам отдела реставрации керамики под руководством зав. отделом, реставратора высшей категории Юлии Устиновой пришлось иметь дело с фарфоровыми и фаянсовыми вазами и декоративными скульптурами 18 – 20 вв. Многие из них были реставрированы более 50 лет назад, сохранили следы старых склеек. Состаренный клей деструктировался, при упаковке такая ваза могла развалиться в руках. С помощью компрессов реставраторы размягчали, расшивали склейки, удаляли остатки старых реставрационных материалов, заново склеивали фрагменты, выполняли мастиковку швов, а в отдельных случаях и тонировку утрат. На ряде предметов пропиткой полимерными составами были укреплены «дышащие» трещины. За время работы в галерее реставраторы укрепили 44 произведения, а некоторым вернули экспозиционный вид.


Тогда же над аварийными гипсами Б.Д. Королева, С.Т. Коненкова, А.А. Стемпковского, А.М. Сперанского работали специалисты отдела реставрации каменной скульптуры во главе с зав. отделом, реставратором II категории Дмитрием Котовым. Гипс – гигроскопичный материал, он неустойчив к повышенной влажности, непрочен, хрупок. Скульптуры, о которых идет речь, поступили в собрание галереи с трещинами, отколотыми фрагментами и следами неуклюжих домузейных чинок: так, кто-то пытался склеить части скульптуры А.В. Марца «Бегущий табун» пластилином, а «Сидящую обнаженную» Б.Д. Королева скрепил грубой железной скобой, вызвавшей нарушение в каркасе фигуры.

Реставраторы удалили следы неумелого вмешательства, очистили поверхность, выполнили структурное укрепление растворами клеев, склеили фрагменты, замастиковали утраты гипса. В таком виде 14 скульптур полностью готовы к сохранной транспортировке, а для приведения их в экспозиционный вид осталось лишь затонировать утраты.

Помимо укрепления аварийных гипсов была выполнена консервация мозаичного панно А.А. Дейнеки «Красногвардеец». В работе принимал участие зав.отделом нетрадиционных технологий, реставратор высшей квалификации Владимир Симонов.

Подводя итоги сделанному, хочется сказать: разработка и реализация проекта консервации аварийных произведений из фондов собрания стала одним из наиболее значимых событий в жизни Тверской картинной галереи в 2011 г. Настоящая программа была самым масштабным реставрационным проектом за последние 50 лет, как по объему (впервые консервационные работы проводились одновременно в пяти фондах галереи) и высочайшему профессиональному уровню участников, так и по результатам – благодаря проделанной работе 530 произведений тверского собрания обрели новую жизнь.

Комментарии (2)


  • 18:55 06 Апреля 2012
    1 0
    Куда переезжает Картинная галерея? В помещение бывшей трикотажной фабрики, ныне гордо именуемое офисный центр "Донской", где нет элементарных условий даже для хранения экспонатов, не говоря уже о проведении каких-то выставок из фондов галереи. При этом готовится договор субаренды. И это для госучреждения! Тверь скоро может лишиться Картинной галереи, одного из лучших региональных собраний художественных коллекций! И, к сожалению, почти абсолютная тишина!!!


    • 20:49 12 Апреля 2012
      0 0
      1. "Где нет элементарных условий..." - специально выделены средства областного бюджета на проведение работ по приспособление помещений "Донского" под хранение фондов. Проект разработан в соответствии с требованиями ФГУП "Охрана" и Минкультуры для хранения музейных предметов. Если не владеете информацией - не разводите панику. Будет отдельное помещение для проведения выставок, порядка 400 кв.м.