В Тверской Катыни почтили память жертв политических репрессий
Тверская Катынь... Это место недалеко от Твери, за поселком Медное. Здесь красиво, много деревьев, здесь тихо и спокойно. Это место памяти — одно на два государства, которых объединила общая боль и утрата. Сегодня здесь все ожило. Приехали люди, зажглись свечи, играют оркестры. И это неслучайно, потому что 2 сентября отмечается
Тверскую Катынь называют ещё «социальной катастрофой», здесь похоронены тысячи расстрелянных репрессированных граждан СССР и Польши, которые стали жертвами сталинского режима. Тверитянка Юлия Ивановна Шуранова приезжает сюда дважды в год — в мае и в сентябре. Она сама уже немолодая, но очень хорошо помнит, как в 1939 году в их дом пришли люди, без суда и следствия забрали отца, с тех пор ни жена, ни трое детей его не видели. Они знали одно — главу семейства расстреляли. Главного бухгалтера конторы «Стройремонт» обвинили в шпионаже и в связи с Германией, и повесили ярлык «враг народа».
— Я не знаю до сих пор, где похоронен мой папа. Но когда я прихожу сюда, на мемориал «Медное», у меня рождается такое ощущение, что как будто я общаюсь с отцом. Приношу цветы и возлагаю их на братскую могилу. Для меня это даже не мемориал, это кладбище, где, возможно, лежит и мой папа.
Вместе с Юлией Ивановной из Твери приезжает и Августа Андреевна Ефимочкина. Их объединило общее горе — потеря отца, и еще обе женщины состоят в клубе «Достоинство». Это клуб, где собираются люди, родственники, друзья погибших и репрессированных.
Августа Андреевна Ефимочкина:
— Моего отца репрессировали в 1938 году и расстреляли спустя три дня. У него остались семья, моя мама, нас трое детей и его слепая мать. Было тяжело выжить, но мы сумели. Сюда приезжаю поминать папу.
Кроме советских граждан, на мемориале «Медное» похоронено больше шести тысяч польских офицеров — это узники Осташковского лагеря, расстрелянных в апреле 1940 года в подвалах здания НКВД Калининской области.
Как сообщает Википедия, во второй половине XX века на месте захоронений жертв НКВД был построен дачный посёлок КГБ. А в начале
У Тадеуша Каклина здесь похоронен родной старший брат — Юзеф Каклин. Его имя выгравировано на «Стене плача» на польской части мемориала. Юзефу в
По случаю того, что 2 сентября в этом году объединило в себе две даты, на МК «Медное» прошли два митинга. Сначала на русской части мемориала, затем польской. Тверской регион представил заместитель губернатора области Юрий Цеберганов:
— Сегодня — 10 лет с того дня, как был открыт комплекс, и здесь сейчас собрались те, кому небезразличны истоки истории. Массовый расстрел польских военных и мирных жителей нашей страны — это общая горечь, о которой мы должны помнить. Нам надо помнить и о том, что толерантность обеспечит безопасность, мир и защитит от ошибок. Вечная память погибшим.
Томаш Туровский, посол Республики Польша в РФ:
— Мы долгое время боролись за правду на этом месте. Я говорю о поляках и о русских, о военных и о штатских, которых постигла страшная участь. В песне Булата Окуджавы есть строчки: «И, значит, нам нужна одна победа, одна на всех — мы за ценой не постоим», эти строчки очень подходят и к сегодняшнему мероприятию. Ведь строительство этого мемориала — это победа правды над забвением.
В память о чудовищной трагедии прошлых лет на мемориале были зажжены десятки свечей, возложены сотни цветов и сказаны тысячи слов. Проведены были церковные панихиды и мессы.