26 Апреля 24, 06:36
Новости, Общество
08 Апреля 2011, 13:18

Заметную долю в финансовых нарушениях занимают случаи нецелевого и неэффективного использования денежных средств

Cпециалисты Контрольно-ревизионного управления департамента финансов Тверской области и Контрольно-счетной палаты ЗС в течение 2010 года проводили финансовые проверки исполнения бюджета в муниципалитетах. В рамках 87 ревизий и проверок было выявлено нарушений на сумму более 2 миллиардов рублей из почти 14 миллиардов обследованных, то есть 14,9 %. Причем этот показатель по сравнению с 2009 годом возрос почти в 2 раза – тревожный сигнал. Заметную долю в нарушениях занимают случаи нецелевого и неэффективного использования денежных средств.

Примером того, как деньги тратились не по назначению, могут стать Кимры, Спировский, Кувшиновский и Лихославльский районы, где более 4 миллионов рублей были направлены не на образовательные процессы, как им было положено, а на околообразовательные: выплату зарплаты поварам, подсобным рабочим, оплату за медосмотры работников и ремонт электрооборудования.

Процедура госзакупок – тема неоднозначная. Трудно найти руководителя бюджетного учреждения, который не вздыхал бы тягостно при ее упоминании. И процесс это долгий, и понятие качества из него выскочило, ориентир лишь на цену. Но закон никто не отменял, а значит - и его выполнение. Однако некоторые муниципальные контракты заключались без соблюдения процедуры закупок, либо аукцион проводился, но оплата производилась не по факту поставки товара, как требуется, а путем 100-процентной предоплаты. Были и случаи закупки просроченного товара, и несоблюдение сроков заключения контрактов.

Как неэффективное использование бюджетных средств можно назвать  закупку книги-фотоальбома «Анна Кашинская» в количестве более 2 тысяч экземпляров на сумму около полутора миллионов. Прекрасные подарки, однако в течение года не использованные. Подобная судьба неиспользованности постигла и спортивный зал, который за 8 с половиной миллионов рублей купила администрация Вышнего Волочка, а зачем – предварительно не подумала.
 
К финансовым нарушениям относится и снисходительность администрации Ржева, которая не начислила пени за затягивание работ на строительстве Стелы «Город воинской славы», в результате чего в бюджет недопоступило около 3 миллионов рублей. А Вышний Волочек и Торжок не смогли собрать всю арендную плату, в результате минус 2 и 4 миллиона соответственно. Кувшиновский район и Кимры не спешили вернуть в областной бюджет неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов: 877 тысяч и  84 тысячи рублей соответственно.

Как положительное можно отметить, что в течение последних лет отмечается уменьшение количества нарушений бюджетного законодательства при формировании и принятии бюджета. Однако в целом нарушений много, они разные и суммы разные.

Анатолий Бердюгин, начальник КРУ, отмечает, что в результате проверок управления устранено нарушений более чем на 200 миллионов рублей, предотвращена потеря более 4 миллионов. По материалам контрольных мероприятий возбуждено 4 уголовных дела, внесено 4 представления органами прокуратуры, 16 человек привлечено к материальной ответственности.

Однако, – обостряет тему заместитель губернатора Алексей Каспржак, курирующий областные финансы, – к сожалению, в настоящее время процент устранения выявляемых контрольными органами финансовых нарушений в использовании бюджетных средств остается низким. И на это есть объективные причины. Прежде всего – законодательные. Так, например, анализ действующего законодательства и изучение судебной практики позволяет сделать вывод о том, что на уровне субъекта установить меры принуждения за нарушение невозможно – это в ведении Федерации. А позиция Минфина в этих вопросах очень лояльная: неэффективное использование бюджетных средств проходит безнаказанно (хотя сумма нарушений велика). Непонятно, как поступать с организациями,  получающими субсидии из бюджетов на оказание государственных (муниципальных) услуг и не выполнившими их, причем не только по качеству, но и по количеству. Более того, в определенных объемах даже остаток субсидии им не нужно возвращать в бюджет.

Я считаю, во-первых, необходимо проинвентаризировать действующие нормативные акты Тверской области по данному направлению на предмет соответствия федеральному законодательству и возможности применения мер принуждения при нарушении бюджетного законодательства, – вносит предложения Алексей Каспржак. – Во-вторых, считаю  возможным при выделении средств областного бюджета муниципальным образованиям заключать с их главами соглашения об их ответственности в случае нецелевого, неправомерного или неэффективного использования. В-третьих, полностью поддерживаю предложение Людмилы Желтовой, руководителя КСП ЗС, о создании межведомственного координационного Совета по вопросам государственного и муниципального финансового контроля в области. Эффект от координации  наших действий должен быть хорошим.

Хороший эффект ожидается и от реализации первой долгосрочной целевой программы департамента финансов «Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы». В ней, конечно, нашлось место и для развития внешнего финансового контроля, и не только.


Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх