29 Марта 24, 09:53
Новости, Общество
14 Апреля 2011, 13:21

В ТИА прошла интернет-конференция "Модернизация школьного образования"

В ТИА прошла Интернет-конференция директора школы № 12, депутата Тверской городской Думы, члена фракции «Единая Россия» Татьяны Валентиновны Слесаревой. Тема пресс-конференции "Модернизация школьного образования":

Что ждать от реформы образования? Будут ли уже в следующем учебном году изменения в системе образования? К чему готовится родителям? Будет ли образования платным?

Gorozanka:

- Скажите, пожалуйста, мои знакомые говорят, что сейчас в некоторых школах появился ежемесячный платеж за обязательные платные занятия. Так ли это и законно ли это?

Татьяна Валентиновна Слесарева:

- Мы должны помнить, что граждане РФ имею право на бесплатное общее образование и на бесплатное получение дополнительного образования в рамках образовательных программ. Это право никто не отменял. С другой стороны, у образовательных учреждений есть право на получение внебюджетных средств, при условии предоставлении платных образовательных услуг. Данный вид услуг прописан в уставах образовательных учреждений. Но нужно помнить, что платные образовательные услуги не подменяют образовательную программу, которую мы все должны выполнить

За что школа может брать деньги? Это могут быть вторые языки, подготовка к олимпиадам, конкурсам, всевозможные эстетические циклы. Право детей и родителей - использовать такую возможность, но заставить детей получать платные услуги мы не имеем право.

У нас, например, в 12 школе нет платных дополнительных услуг, все факультативы, кружки и секции бесплатны и более 80% учащихся пользуются этой услугой. В школе бесплатно факультативно преподают латинский и китайский языки.

Karamelka:

Скажите, чего ждать в Твери в сфере образования, какие нововведения нас (родителей и учеников) огорошат, и правда ли, что теперь придется выбирать: хочу я изучать литературу, русский язык или математику?... А вот прыгать через скакалку и бегать кроссы - это станет обязаловкой?

ОТВЕТ:

С 1 сентября 2011 года начинается реализация образовательных стандартов 2-го поколения начальной школы – это продолжение модернизации образования. Основной смысл стандартов второго поколения – создание условий повышения качества образования и, естественно, достижение новых результатов. Стандарты второго поколения сейчас работают на развитие ребенка. Чем они отличаются от прежних? Тем, что к новым стандартам предъявляются три требования:

- к результатам образования;

- к структуре образовательных программ;

- к условиям внедрения образовательных программ.

Новые образовательные стандарты сейчас широко обсуждаются, они пока не приняты и будут приняты только в 2016 году. Русский язык, литература и математика будут в обязательных предметах, но будет понятие углубленного изучения предмета. А вот то, что будет вводиться дополнительно, - три урока физкультуры, и это сейчас широко обсуждают. Правда, мы должны понимать, что инфраструктура школ тоже должна меняться. Если у нас с вами только один спортивный зал, то о каких трех дополнительных уроках может идти речь? К решению этих проблем должны подключиться и муниципальные образования.
И еще... не стоит переживать: сегодня стандарты 2-го поколения касаются только первых классов, все остальные учатся по прежним учебным планам.

devo4ka-pripevo4ka:

Интересно знать, а будут ли со следующего учебного года введены какие-нибудь новые предметы, факультативы в школах?

ОТВЕТ:

Новые предметы введены не будут, так как мы работаем по старым образовательным программам, а вот факультативы и другие курсы по просьбе родителей могут ввести в рамках учебного плана. Например, у нас ежегодно проводятся элективы для 4-х классов (элективные курсы - в образовании - избираемые в обязательном порядке курсы, предлагаемые соответствующим факультетом и кафедрой) для того, чтобы самоопределились по выбору профилей в пятый класс. Элективы мы проводим по модулям, чтобы ребенок определился, что он дальше будет изучать углубленно, что ему интереснее: физика, математика или естествознание. Этот проект помогает ребятам плавно перейти с одной ступени образования на другую.

E1lka
http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/2758
Скажите, пожалуйста, Вы полностью поддерживаете модернизацию школьного образования?

ОТВЕТ:

- С 2006 года началась реализация национального приоритетного проекта «Образование», именно с этого момента мы с вами стали свидетелями мощных положительных изменений в системе образования. Цель проекта - выработать механизмы и способы повышения качества российского образования, вторая цель - создание условий для инновационного развития нашей страны.

Какие направления у проекта:

- Поддержка классных руководителей. Все классные руководители стали получать президентскую 1 000 рублей за классное руководство

- Грантовая поддержка образовательных учреждений и вузов, тех, кто реализует инновационные программы

- Грантовая поддержка лучших учителей России

- Грантовая поддержка талантливой молодежи

- Информатизация образовательных учреждений

- В сельских школах проект «Сельский школьный автобус»

Этот весь комплекс и объединяет приоритетный проект «Образование». С 2007 года новое масштабное направление КПМО (комплексный проект модернизации образования).

Новые системы оплаты труда – для повышения зарплаты учителей.

Кроме того, теперь в школах введено подушевое финансирование, для того чтобы эффективно экономить и использовать бюджетные средства. Естественно, речь идет еще об условиях образовательного процесса. Все регионы также создавали систему оценки качества образования. Мы хотим максимально приблизиться к лучшим образцам стандарта образования в мире, поэтому я за эту модернизацию образования.

Что еще изменилось за это время, школах созданы информационные центры. Оборудование мы получили, участвуя в программе модернизация на 2, 5 миллиона рублей. В школе изменилось абсолютно все. В каждом учебном кабинете у нас есть компьютер, есть интерактивные доски. Это все благодаря модернизации системы образования. Это реальные дела и реальный прогресс.

Liza :

Уважаемая Татьяна Валентиновна. А проходят ли будущие первоклассники какое-нибудь собеседование или отбор в вашей гимназии? Что ребёнок, поступающий в первый класс, должен уметь и знать, какими навыками обладать? Законны ли вообще какие-либо испытания и отбор учеников? Можно ли попасть к вам в школу, будучи прописанными в другом районе города?

ОТВЕТ:

Заявляю официально – отбор в первые классы по закону запрещён. Никто не имеет права проводить отбор первоклассников, да мы этого и не делаем. Мы проводим собеседование с психологами. Это не тестирование, мы не проверяем, как быстро ребёнок умеет считать, читать или тем более писать. Собеседование необходимо, прежде всего, самим родителям, чтобы наши специалисты дали своё заключение – готов ребёнок морально к школе или нет и что необходимо предпринять во втором случае, то есть психологи дают рекомендации - на что необходимо сделать упор в подготовке ребёнка к обучению в первом классе.

Те дети, которые у нас учились в течение года в группе «Дошкольник», собеседование уже прошли, с остальными детьми мы мероприятия проведём до конца апреля. Причём мы в этом году по просьбе родителей отказались от индивидуальных собеседований, когда психолог беседует с ребёнком в присутствии мамы или папы. Теперь собеседования будут групповыми, а родители могут их посетить по желанию.

Что ребёнок, поступающий в первый класс, должен уметь и знать? Во-первых, ребёнок должен уметь себя обслуживать, речь идёт об элементарных вещах: одеться и раздеться, переобуться, соблюдать правила личной гигиены, знать контактную информацию своих родителей и дома и т.п. Ребёнок должен уметь составлять рассказ по картинкам; считать до 10 и обратно; должен обладать элементарными знаниями об окружающем мире (знать названия деревьев, животных, растений, времена года и т.п.); должна быть хорошо развита моторика рук (умение лепить, рисовать); иметь элементарные математические представления, например, уметь сравнивать величины – высокий и низкий, тяжёлый и лёгкий и т.п. Никто не требует от детей счёта до 100, сложения и вычитания, умения писать и читать. Учителя начальных классов, кстати, имеют много претензий к детским садам, родителям и всевозможным развивающим центрам, где детей обучают писать прописными буквами, но делают это непрофессионально. В итоге, ребёнок приходит в школу с неправильно поставленной рукой, а переучивать его намного сложнее. Та же проблема и с чтением – если ребёнок складывает слоги, это хорошо, а далее учитель научит его читать. Но если ребёнок неправильно складывает слоги, то у него начнутся проблемы с грамотным письмом.  

Я хочу сказать следующее – не стоит из ребёнка делать ходячую энциклопедию и пичкать его бессистемными знаниями, лучше дать ему необходимые заботу, ласку и внимание, общение, тепло. Лучше сказку ему на ночь рассказать, чем позволять уткнуться в компьютер. Скоро лето, проводите больше времени со своими детьми, гуляйте с ними, разговаривайте, занимайтесь.

В нашей школе учатся дети из других микрорайонов, но мы можем их принять только в случае, если есть свободные места, то есть если наполняемость класса менее 25 человек. Сейчас в нашей гимназии уже 6 первых классов.

Vitalius:
С праздником - Днем космонавтики!
Скажите, пожалуйста, нельзя ли вернуть в школы астрономию?

ОТВЕТ:

- Астрономию мы никогда и не бросали, она всегда остается у нас в школе. Единственное, этот предмет у нас интегрирован в другие предметы: «Окружающий мир», «Физику», изучаем астрономию и на факультативах. Есть, например, предложение, объединить алгебру и геометрию в одном предмете - «Математика». Может, это будет и нормально.

Glinskaya:

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста:

1.Из практики, какой процент учащихся к 9 классу определился с будущей профессией?

2.Профиль детей выбирать, в основном, будут родители. Какие в последствия этого факта вы предвидите?

3.А деньги каждый год будут выделять (если выделят)? Это будет происходить как с деньгами на кап.ремонт жилого фонда?

4.Разве «модернизация» затрагивает и ЕГЭ, вопросы в котором сами по себе, а школьная программа сама по себе?

5.С профилизацией школ что делать при переезде, например, в другой район, если у родителей нет машины? А в другой город?

6.Конкурс в ряде школ, как в вузах, ночные очереди для записи (а это уже происходило в этом году) и прочее соответствуют ли по Вашему мнению «цивилизованному обществу»? Как уйти от этого кошмара родителям первоклассников?

7.Мы уходим от единой системы образования. Ваши прогнозы о состоянии образования в стране через 20 лет? О качестве преподавательских услуг?

ОТВЕТ:


Выпускники 9-х классов и их родители сейчас больше обеспокоены не выбором профессии, а выбором образовательного учреждения, выбором того – оставаться ли им в школе дальше или получать образование в колледже, например. У нас есть дети, которые после 9 класса уходят в 16-ю школу, где есть профили по лесному хозяйству, ГИБДД, таможенному делу. У нас в городе очень популярен колледж им. Коняева, особенно банковское дело. У нас многие мальчики сегодня выбирают профессию повара. Но надо учитывать, что сейчас он хочет стать поваров, а завтра уже банкиром.

От профориентации наши российские школы никогда не отказываются.  Особенно мы этим очень плотно занимаемся в 9 классе, потому что часто сами родители находятся в растерянности и не знают, куда пристроить ребёнка. Конечно, в большинстве своём выбор будущей профессии делают папы и мамы. Впрочем, профиль обучения можно  и поменять, это прописано у нас в уставе. В связи с тем, что в любом профильном классе даётся базовое образование, то сменить профиль реально, но придётся много работать, поскольку нужно будет изучать дополнительные предметы, нагонять уровень. Так что лучше, конечно, определиться заранее. 

Многие родители начинают рассуждать так: лучше уж ребёнок проучиться ещё пару лет, лишь бы не менять школу. Это неверно. Ведь эти два года ученик может просто потерять и провести впустую. Поэтому мы проводим серьёзную работу с родителями на собраниях, советуем определиться как можно раньше. Конечно, это большой стресс – смена учебного заведения. Это и новый коллектив, и новые педагоги, и новые требования. Но это же нас ждёт во взрослой жизни. Этот опыт пригодится каждому, нужно уметь приспосабливаться.

Что касается финансирования…В последние годы мы не испытываем финансового дефицита в фонде оплата труда и материально-технической базы, проблемы остаются только с капитальным ремонтом.  Деньги на образование выделяются, они в полном объёме осваиваются, здесь проблем нет.

Меня очень напрягает вопрос о якобы несоответствии вопросов ЕГЭ и школьной программы. Это неправда. Все вопросы, которые есть в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, они все в рамках образовательной программы. Да, определённые нюансы были на начальном этапе, когда единый госэкзамен ещё только вводился в школах. Каждый год в эти вопросы вносятся изменения и дополнения, поэтому если ребёнок добросовестно обучается в школе и справляется с базовой образовательной программой, то и с ЕГЭ он тоже справится. По крайней мере, чтобы получить аттестат зрелости, достаточно сдать минимум, а он прост.

Третья ступень обучения в России вся перешла на профили. Если вдруг вы переехали в другой город или из города в деревню, где в школе только один общеобразовательный класс, то для того, чтобы успешно закончить школу этого вполне достаточно, базовые знания вы получите. А если вам нужно поступать в какой-либо вуз, то занимайтесь самообразованием. Здесь я не вижу никакой проблемы.

По поводу ночных очередей родителей будущих первоклассников… Да, такое явление имеет место быть. Впервые ночные бдения были и возле нашей гимназии. Как уйти от этого кошмара родителям? Очень просто – ребёнку необходимо поступать в школу по месту жительства, то есть ту, которая находится в их микрорайоне. Тогда никаких очередей не будет. У нас нет 1 сентября непринятых первоклашек на улицах,  все ребята сядут за парты. И ещё одна ремарка, в начальной школе нужно выбирать на учебное заведение, а учителя! Большая разница!
Прогнозы мои об образовании через 20 лет таковы. Я уже не буду работать в школе. Я могу помечтать. Я считаю, что от формы очного образования мы перейдём к дистанционному обучению и экстернату. Нет, полностью очники не исчезнут, основные предметы они будут изучать в школе. Но остальные, не профильные предметы, скорее всего, будут сдавать экстерном. Одарённые дети вообще могут полностью перейти на дистанционное обучение. Я считаю, что от бумажных учебников мы перейдём на электронные. Через 20 лет наши ученики будут сидеть за партами, где будут интерактивные экраны. 

Качество преподавательских услуг зависит от профессионализма учителя, от его желания повышать свой уровень, от новых образовательных программ и новых учебников.

Chitatelnica:
 
Здравствуйте. Программу начальной школы растянули на 4 года, в итоге, у ребят постоянно какие-то то каникулы, то перерывы в занятиях, то долгие праздники, то ещё что-нибудь, а главное, что они по долгу учат какую-нибудь элементарную тему, интерес и стимул к занятиям теряется напрочь.

ОТВЕТ:

Продолжительность учебного года у первоклашек – 33 недели, продолжительность учебного года у 2-4 классов – 34 недели, поскольку в первом классе есть недельные каникулы в феврале. У детей пятидневная неделя. Надо понимать одну простую вещь, во-первых, 4-х годичную программу начальной школы разрабатывали не последние люди, педагоги, врачи и психологи, во-вторых, в первом классе ребёнок, прежде всего, адаптируется, учится правильно себя вести, работать в коллективе, привыкать к режиму, к новому социальному статусу, грызть гранит науки начинают уже позже.

SQR-Pi:

Как проводить модернизацию страны без полноценных кабинетов физики, химии?

ОТВЕТ:

При реализации приоритетного национального проекта «Образование» у нас значительно улучшилась материально-техническая база школы. Мы смогли переоборудовать кабинеты физики, химии, биологии, географии. Если же образовательное учреждение не имеет таких возможностей, то надо тесно сотрудничать с вузами Твери. Например, одна из наших учениц в этом году писала научно-исследовательскую работу для научно-практической конференции «Шаг в будущее». Все опыты она проводила на базе тверской сельхозакадемии, в их лаборатории. Ученики физико-математического профиля, когда у нас ещё не было такого оборудования и материалов, все свои практические работы проводили на базе ТвГУ. Все вузы идут нам навстречу, мы заключаем с ними договоры. Под лежачий камень вода не течёт. Всё зависит от инициативы руководителя.   

summer69 :

Добрый день 1) Планируете ли вы (шк.№12) в рамках модернизации образования обмен опытом между школами (г.Твери, области и в т.ч. зарубежными), ввести, например, дистанционное обучение или проведение выездных семинаров, лекций и т.п.…ведь не все школы имеют высококлассных специалистов по ряду причин, а как известно в вашей школе, теперь уже гимназии, очень много учителей с различными наградами, званиями и т.п. 2) Как вы планируете решать проблему «кадрового голода»? ведь она не за горами…

ОТВЕТ:

Наша школа сегодня является региональной площадкой по повышению квалификации учителей предметников и руководителей образовательных учреждений. Поэтому мы каждую неделю на базе нашей гимназии проводим семинары, совещания для педагогических коллективов области и города. Милости просим! Вот вчера, например, у нас были преподаватели математики. Мы являемся ещё и площадкой для апробации стандартов 2 поколения начальной школы, и наша учительница прошла очень серьёзную подготовку в Москве, о сейчас она является тьютором для других учителей начальных классов. 

У нас в школе нет кадрового голода. Около 10 %  у нас работает молодых специалистов, которые получают 50%-ную надбавку к заработной плате (30% - это надбавка тверской думы для молодых специалистов, работающих первые три года, + 20% даёт наше образовательное учреждение). Студенты ТвГУ на базе нашей гимназии походят практику, и у них даже есть конкуренция, к нам хотят идти работать. Да, мы поддерживаем начинающих учителей и морально, и материально. Если говорить про Тверь в целом, то кадровый голод есть: не хватает учителей физики, физкультуры, английского языка, учителей начальных классов. Чтобы учителя приходили работать в школу, необходима соответствующая государственная и региональная политика.     
 


Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх