29 Марта 24, 13:38
Новости, Транспорт
26 Августа 2011, 17:39

28 августа тверскому трамваю исполнится 110 лет!

Тверь стала девятым российским городом, в котором появился электрический транспорт. Произошло это в 1901 году, когда бельгийское акционерное общество электрического освещения оборудовало подстанцию на берегу Тьмаки. Договор с иностранным обществом был заключен через посредничество Санкт-Петербурга. О строительстве “городской железной дороги” стало известно в 1898 г. Городская управа заключила договор с уполномоченным иностранным предпринимателем С.А.Вернатовичем, которому предоставлялось право “за свой счет и риск” устроить эту самую городскую железную дорогу. Риск оказался оправданным. 28 (15) августа 1901 г. четырнадцать новеньких вагонов предстали перед взорами горожан, “выбежав” из недр депо, именовавшегося тогда трамвайным сараем.

Первая городская трамвайная линия имела протяженность 7,3 километра. Однопутка была проложена от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Железнодорожного вокзала.

Первый тверской трамвай, совершавший “челночные” рейсы, управлялся с двух площадок. Водитель, доведя вагон до конечного пункта маршрута, переходил на противоположный конец вагона, и трамвай двигался в обратный путь. Трамвай был сквозным: пассажиры входили и выходили в двери, устроенные с двух сторон. Плата за проезд была весьма высока по тому времени: от трех до десяти копеек в зависимости от количества остановок. Вместе с тем уже в следующем, 1902 году, тверской трамвай перевез более миллиона пассажиров.

До революции трамвайный парк увеличился еще на семь вагонов. В 1918 г. тверское трамвайное хозяйство было национализировано, а в ноябре 1920 г. уже ставшие привычными взгляду тверичанина трамваи сняли с маршрутов. В апреле 1922 г. после ремонта трамваев и некоторой модернизации вагонов трамвайное движение в городе возобновилось. В 1929 г. в Твери появился отечественный подвижной состав, тогда же началась реконструкция путей с переходом на широкую колею.

В первой пятилетке активно прокладывали рельсы в левобережной части города, и незадолго до войны все районы оказались связаны трамвайным сообщением.

В октябре 1941 г. немецкая авиация это сообщение нарушила. В результате вражеских налетов была разорвана контактная сеть на правобережной дамбе Тверецкого моста, что почти на сутки прервало движение здесь трамваев. Кроме того, захватчики разрушили трамвайное полотно на Советской площади. Трамваи встали во всем городе. Когда оккупанты окончательно заняли город, было принято решение прекратить эксплуатацию трамвайных вагонов и организовать эвакуацию персонала. На фронт ушли около четырехсот работников трамвайного депо.

После войны трамвайный парк прирастал новыми вагонами, прокладывались новые пути. В 1956 г. добираться на работу и домой по “городской железной дороге” получили возможность работники “Искожа”, а на исходе 1964 г. трамвайные пути пролегли по улице Спартака. В 1960-х жители областного центра познакомились с новыми трамваями из Челябинской области: КТМ-1, КТМ-2, КТМ-5, КТМ-686. Поставлять свои трамвайные вагоны в Калинин начали чехословацкие партнеры. 20 июня 1967 г. по городу впервые проехались новые трамвайные вагоны из Праги – “Татра–3М”. Впоследствии из Чехословакии город получал трамваи “Татра–3М”. Более десяти лет назад поставки вагонов из некогда дружественной социалистической республики прекратились по экономическим причинам. По материалам www.tverlib.ru.

В настоящее время, несмотря на тяжёлое финансовое положение МУП "ГЭТ", несмотря на закрытие маршрутов, в Твери продолжают дребезжать 38 трамвайчиков по 5 маршрутам на радость пенсионерам. В честь праздника никаких торжественных мероприятий не предусмотрено. Только на 10 трамваях появились праздничные стикеры.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх