https://tvernews.ru/news/68239

На третий Спас "старостихи" отправлялись в лес за орехами и собирали меру для всех женщин

sharik, 29 Августа 2011, 12:30
, 4
<p></p>

Сегодня, 29 августа, Православная Церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Kонстантинополь, а в народе этот день принято называть «третий Спас», или «ореховый», «хлебный», «холщовый» Спас.

Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденному в IV в. Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского г. Эдессы Авгарь страдал проказой; желая избавиться от поразившей его неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти и исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными.

Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство. Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.


Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне"; "Спас Нерукотворный". Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.

Ореховым Спасом этот день называли, потому что к этому празднику поспевали орехи. Прежде чем всем идти на сбор, в лес отправлялась «старостиха» для пробного сбора урожая. То, сколько она насобирала в этот день орехов, считалось нормой для всех женщин, шедших на сбор. Для сбора назначался определенный день, в который все женщины отправлялись в лес, расстилали ковры и покрывала, а потом расходились по лесу в поисках орехов. Их женщины складывали в фартуки, а потом ссыпали на покрывала. Сбор урожая орехов мог продлиться не один день. Существовало народное поверье, по которому считалось, что урожай орехов может предсказать будущий урожай ржи в полях.

Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

В народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда. Говорили: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки едят; Третий Спас - на зеленых горах холсты продают".

В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", т.е. сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.

На Третий Спас происходил последний отлет ласточек и журавлей: "Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает"; "Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (4)


  • 12:35 29 Августа 2011
    2 7
    Какая ерунда.Праздник перенесения чего то куда то.\n\n

    • 15:42 29 Августа 2011
      2 2
      Сами Вы ерунда! Это наш, православный праздник!\n\n

  • 13:10 29 Августа 2011
    4 2
    Спас на холсте. Икона Нерукотворного Образа одна из самых распространенных. В том числе \"Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса\" в Тутаеве, написанный в XV веке, кажется колоссальным явлением не только размерами, но и по значению. Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.\n\n

  • 15:43 29 Августа 2011
    2 2
    Всех с праздником!!!\n\n

вверх