https://tvernews.ru/news/65326

Нарушений антимонопольного законодательства в росте цен на бензин в Тверской области УФАС не выявило

sharik, 21 Ноября 2011, 11:41
, 6

Принимая во внимание экономическую и социальную значимость цен на нефтепродукты, Тверское УФАС России в рамках выполнения поручений ФАС России, а также по собственной инициативе с привлечением органов местного самоуправления осуществляет постоянный мониторинг состояния оптового и розничного рынков реализации автомобильного топлива (бензина, дизельного топлива) в регионе на предмет обоснованности установления цен и выявления в действиях операторов рынков признаков нарушений статей 10 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 3135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно имеющейся информации, оптовый рынок (в том числе мелкооптовый), а также розничные локальные рынки автомобильного топлива в Тверской области по всем его маркам характеризуются высоким уровнем концентрации, присутствуют операторы, входящие в структуры крупнейших российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) - ЗАО «Ю-Тверь» (Роснефть), ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» (Лукойл), а также ООО СО «Тверьнефтепродукт» (Сургутнефтегаз).

В силу сложившейся структуры оптового и розничного рынков установление цен на нефтепродукты в Тверской области имеет определенные особенности: отсутствие нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), многократная перепродажа товара от НПЗ до конечных потребителей – местных оптовых операторов и АЗС (по данным Тверского УФАС России в цепочке поставки товара в регион насчитывается до 5-8 звеньев-перепродаж, что не запрещено законодательством) приводят в конечном итоге к удорожанию товара. Автомобильное топливо поставляется, главным образом, из Москвы, Смоленска, Углича Ярославской области.

Начиная с мая 2011г. по настоящее время в Тверской области наблюдается рост оптовых и розничных цен на автомобильное топливо, при этом рост оптовых цен опережает рост розничных. Так, с мая 2011г. по ноябрь 2011г. средняя стоимость автомобильного топлива в Тверской области выросла соответственно:

- на бензин АИ-92 – в оптовом звене на 9,9%, в розничном - на 9,8%;

- на бензин АИ-95 – в оптовом звене на 17,4%, в розничном - на 10,1%;
 
- на  дизельное топливо – в оптовом звене на 22,9%, в розничном – на 18,3%.

Сравнительный анализ уровня цен на автомобильное топливо, сложившийся в Тверской области и соседних областях (Ярославской, Смоленской, Псковской), сопоставимых по структуре рынка, показал, что устанавливаемые на их территориях оптовые и розничные цены находятся приблизительно на одинаковом уровне, что косвенным образом свидетельствует об отсутствии нерыночных причин завышения цен на нефтепродукты в Тверской области, которые могут быть признаны необоснованными с точки зрения антимонопольного законодательства.

Анализ ценообразования розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое в Тверской области, проведенный Тверским УФАС России, показал, что конечная цена реализации 1 литра нефтепродукта в розницу складывается из себестоимости 1 тн остатков продукции на 1 число месяца, затрат на ее реализацию в розницу в перерасчете на 1 литр продукции, торговой надбавки и налога на добавленную стоимость (далее НДС). Удельный вес затрат в структуре себестоимости реализации 1 тонны нефтепродуктов в розницу в указанный период составлял от 11 до 14% в зависимости от вида нефтепродукта и хозяйствующего субъекта, его реализующего.  Удельный вес размера торговой надбавки на реализацию 1 литра нефтепродукта в структуре конечной цены колебался от 1,3% до 7%, что значительно ниже удельного веса НДС, составляющего в структуре конечной цены в среднем 15%.

Согласно результатам проверки обоснованности роста розничных цен на автомобильное топливо в Тверской области, основной причиной, повлиявшей на их изменение, является рост закупочных цен – отпускных цен предприятий-перепродавцов, находящихся за пределами Тверской области; розничные цены участниками рынка устанавливались на разном уровне, изменялись разными темпами и в разные периоды времени, в связи с чем основания для квалификации их действий как согласованные в соответствии со статьями 8 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствовали.

Проверка правомерности установления розничных цен на автомобильное топливо хозяйствующими субъектами, доминирующими на рынке, в том числе входящими в группы лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний, нарушений антимонопольного законодательства не выявила.

Для справки:

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции. В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, ФАС России, начиная с 2008 года, рассмотрены дела о нарушениях крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями антимонопольного законодательства.

«Первая волна» дел.

В 2008 году ФАС России признала, что в 4 квартале 2007 года и 1 полугодии 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ») нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установили монопольно высокие цены, создали дискриминационные условия для покупателей на оптовых рынках нефтепродуктов в Российской Федерации; установили необоснованные различные цены на нефтепродукты.

Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах.  Лишь 25.05.2010    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», а также постановления о наложении штрафа в размере 1,1 млрд. рублей.

«Вторая волна» дел.

В 2009 году Федеральная антимонопольная служба установила, что в начале 2009 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС России квалифицировала указанные действия как очередные нарушения Закона о защите конкуренции.

Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах. По результатам судебных разбирательств ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» были заключены мировые соглашения с ФАС России.
В настоящее время нефтяные компании оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации. Суммарный объем штрафов составляет (с учетом заключенных мировых соглашений) 15 232 557,46 тыс. рублей.

Всего за 2008-2009 годы центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными управлениями рассмотрели более 260 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов, наложено штрафов на сумму свыше 26 миллиардов рублей.

«Третья волна» дел.

В 2011 году ФАС России были возбуждены дела в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний - ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» в связи с установлением монопольно высокой цены на дизельное топливо и на авиакеросин в период 4 квартала 2010 и начала 2011 года, ОАО «Лукойл» в связи с установлением и поддержанием монопольно высоких цен на дизельное топливо. Рассмотрение дела в отношении ОАО «Лукойл» в части обоснованности оптовых цен на авиационный керосин продолжено.
 
В конце 2010 и начале 2011 года территориальными органами ФАС России возбуждено 76 дел по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов, в 29 случаях установлено нарушение антимонопольного законодательства.

В целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации ФАС России разработала проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», предполагающие использовать базовые индексы рыночных цен, дополнительно сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает 35 процентов.

Установлено также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании - владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Кроме того, проектом закона установлена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах. На текущий момент законопроекты находятся в стадии согласования.

В части формирования резерва нефтепродуктов и проведения товарных интервенций, в целях стабилизации экономики, ФАС России во исполнение поручений Правительства совместно с Минэнерго России ведет работу по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания резерва нефтепродуктов, оператором которого определен ОАО «Роснефтегаз», и проведения товарных интервенций в пиковые периоды потребления в целях недопущения дефицита.

В части изменения налогового законодательства ФАС России вышла с инициативой о перераспределении фискальной нагрузки на нефтяные компании в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов. Данное предложение направленно на стимулирование производства более качественного автомобильного топлива и снижение влияния роста мировых цен на ценовую ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня.

Дифференциация ставок акцизов имеет своей целью экономическое стимулирование тех компаний, которые, реализуя масштабные проекты модернизации и развития нефтепереработки, обеспечивают выпуск высококачественного топлива, и наоборот, делает менее эффективной работу компаний, эксплуатирующих физически и морально устаревшие мощности по нефтепереработке.


Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (6)


  • 12:36 21 Ноября 2011
    1 0
    Основная проблема состоит в том, что нефтяные компании эксплуатируют оборудование отавшееся ещё с советских времён и напрочь отказываются модернизировать своё производство. Зачем вкладывать деньги, если и так цены не контролируются государством (в отличие от цен на газ и электроэнергию) и можно все свои издержки (старение оборудования, несовершенство технологического процесса ( у нас процент переработки примерно 25%, в западных странах до 75%) перенести на плечи потребителей.\n\n

  • 12:49 21 Ноября 2011
    2 2
    \"Автомобильное топливо поставляется, главным образом, из Москвы, Смоленска, Углича Ярославской области.\" - а с Углича откуда? В Ярославле есть НПЗ, в Угличе никогда не было, насколько мне известно. Или очередная бумажная прослойка, которая несколько % отслюнявливает в карман?\n\n

  • 13:04 21 Ноября 2011
    0 0
    А в Египте бензин окоро 9руб на наши, я уж молчу про Венесуэлу.\n\n

  • 13:15 21 Ноября 2011
    3 0
    \"... в цепочке поставки товара в регион насчитывается до 5-8 звеньев-перепродаж...\". Раньше это называлось СПЕКУЛЯЦИЯ.\n\nУ нас государство непонятное, не 5-8 звеньев надо, а 58, чтобы задушить народ...\n\n

  • 14:03 21 Ноября 2011
    3 2
    По мне, так пусть будет 5-8 монополистов на всю РФ, но без цепочек посредников. И бензин будет качественней, и цена по логике должна стать меньше\n\n

  • 20:01 21 Ноября 2011
    2 0
    Наши антомонопольщики - беспомощные дармоеды. У них всегда все нормально, если это нарушает права граждан. Антимонопольную службу нужно просто распустить за ненадобностью\n\n

вверх