Дети больные аутизмом проходят реабилитацию в Тверском ботаническом саду, но денег не хватает

TIA, 23 Марта 2012, 13:36
, 1
<strong>Автор: ТИА</strong><p></p>

По данным ГУЗ Областного клинического психоневрологического диспансера (ГУЗ ОКПНД) в 2005 году на территории Тверской области было зарегистрировано 50 детей с аутизмом, в 2011 – уже 164, из них 110 проживают в Твери, 54 – в области. Общее увеличение детей с синдромом раннего детского аутизма за 5 лет составляет 3,3 раза.

Осознав глобальность актуальных для семей с аутичными детьми проблем, в 2010 году Благотворительный фонд «Добрый мир» начал вести работу в направлении разработки и реализации уникального в своем роде проекта реабилитации здоровья при помощи арт-педагогических методик посредством музыки, рисования, театра в садовых условиях.

При поддержке Научно-образовательного центра ТвГУ «Арт-педагогика» Ботанического сада ТвГУ, а также ГУЗ «Областной психоневрологический диспансер» Благотворительный фонд «Добрый мир» подал заявку на участие в конкурсе на получение гранта от Департамента социальной защиты населения Тверской области. И став одним из победителей конкурса, получил финансовую поддержку из областного бюджета на реализацию уникального проекта «В гостях у сада»: Садовая терапия: системная реабилитация и социальная адаптация группы детей с отклонением в развитии средствами сенсорной терапии на базе Ботанического сада ТвГУ». В дальнейшем проект был также признан инновационным и выиграл региональный этап III-го Всероссийского Фестиваля социальных программ «Содействие», проводимый Общественной палатой РФ, и был выдвинут на федеральный конкурс.

Уникальный для Тверского региона опыт продолжает интересовать, поэтому будет представлять нашу область на Всероссийской выставке-форуме социально значимых проектов, которая состоится 18 апреля в Москве.
Изначально Проект содержал понятие «садовая терапия», однако со временем стало понятно, что занятия, которые проводятся профессиональными педагогами и психологами, правильнее называть «арт-педагогическим сопровождением в ландшафтных условиях», которое предполагает общение детей между собой, родителями и педагогом-психологом в процессе знакомства с окружающей средой.

Сегодня, спустя семь месяцев работы с детьми (Проект начал свою работу 29 августа прошлого года), сложно делать какие-либо выводы, однако уже видны положительные результаты.

Первые дни оказались довольно сложные, т.к. у многих детей наблюдался низкий уровень коммуникативных навыков. В непринужденной обстановке занятия проходили в игровой форме и в форме творческих мастерских. Дети, искали клад в саду вместе с ведущим, создавали красивые поделки из осенних даров природы. Особое внимание было уделено посадке луковиц тюльпанов, нарциссов, ирисов и гиацинтов. Осознание значимости своего труда доставило как детям, так и родителям положительные эмоции, а также дало возможность накопить трудовые навыки. Дети чувствовали ответственность за жизнь растений и их будущую красоту, поэтому старались не повредить посадочный материал и действовали очень аккуратно.

Сейчас на улице прохладно, поэтому занятия проходят в помещении, и чтобы не терять контакт с природой, продолжается работа с природными материалами. На занятиях дети украшали горшки, в которые посадили семена зеленого салата и бархатцев, изготавливали поделки к новому году для своих близких из природных щедрот ботанического сада.

После занятий дети и их родители вместе с педагогом пьют чай в теплой дружественной обстановке, подводят итоги встречи. Каждый участник может рассказать, что больше всего ему запомнилось, внести свои предложения, т.к. в любой даже самой подготовленной программе есть место для фантазии и желаний детей.
Стоит отметить, что дети посещают занятия вместе с родителями, которые с радостью включаются в процесс, ведь подобное взаимодействие не только помогает детям приобретать необходимые жизненные навыки, но и решает ряд проблем, присутствующих в каждой семье, воспитывающей особого ребенка. Для многих семей занятия в Ботаническом саду – единственный способ получить специализированную помощь и поддержку в раскрытии потенциала их особого ребенка, поэтому каждую встречу хочется делать как можно более плодотворной.

По словам заведующей детским отделением ОКПНД Марины Селяниной специалисты учреждения довольны положительной динамикой лечения – после достаточно непродолжительного посещения занятий у детей улучшились коммуникативные навыки.

Родители в свою очередь отмечают, что дети теперь более усидчивые, совместные изготовления поделок и другие системные занятия позволяют раскрыть созидательный потенциал и получить первоначальные профессиональные навыки.

В настоящее время в рамках проекта Фонда занятия посещают только дети с аутистическими расстройствами, однако планируется и участие детей с ДЦП, так как для них этот метод также является эффективным способом реабилитации и развития. При этом в данном проекте участвуют дети из замещающих семей (без отклонений в физическом развитии). Это позволяет воспитать у них толерантность и желание помочь особым детям, помимо решения основных задач программы.

Однако полученного финансирования из регионального бюджета недостаточно для полноценной реабилитации и осуществления всех программных планов. Полученных 130 000 рублей хватило лишь на приобретение всего необходимого на стадии старта Проекта и минимальную оплату специалистов. Для дальнейшего полноценного осуществления проекта необходимы дополнительные средства и помощь добрых людей, без которой полноценно завершить курс реабилитации будет весьма затруднительно.
Благотворительный фонд «Добрый мир»

Комментарии (1)


  • 13:38 23 Марта 2012
    2 0
    здорово, отличная идея для помощи детишкам


Оставить комментарий