В России готовят законопроект, касающийся владельцев старых авто

В июле Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) предложила повысить транспортный налог для машин старше 15 лет и обязать владельцев таких авто проходить техосмотр дважды в год. Средний возраст автопарка в стране уже достиг 16 лет, и эта инициатива направлена на его обновление.
Старый автопарк
По данным РОАД, в России зарегистрировано около 55 миллионов автомобилей, из которых почти 40 миллионов старше 10 лет. Средний возраст машины составляет 16 лет, что делает российский автопарк одним из самых старых в Европе. Старые автомобили чаще ломаются, потребляют больше топлива и больше вредят экологии из-за устаревших двигателей. Они также хуже соответствуют современным стандартам безопасности.
Эксперты РОАД считают, что отсутствие нормативов по сроку службы автомобилей замедляет обновление автопарка. Для сравнения, в Японии машины старше 10 лет облагаются повышенными налогами, а в некоторых европейских странах действуют программы утилизации, которые стимулируют покупку новых авто. В России подобных мер пока мало, и новый законопроект призван изменить ситуацию через экономические стимулы.
Транспортный налог
Законопроект предполагает повышение транспортного налога для автомобилей старше 15 лет. В РОАД обещают, что увеличение будет умеренным, чтобы не сильно ударить по кошельку граждан. Сейчас налог зависит от мощности двигателя и региона. Например, за машину мощностью 100 лошадиных сил в Москве платят 12 рублей за лошадиную силу — это 1200 рублей в год. Если ставку удвоят, владельцу придётся отдать 2400 рублей.
Техосмотр станет чаще и дороже
РОАД также предлагает проводить техосмотр для автомобилей старше 15 лет дважды в год. Сейчас личный транспорт до 10 лет проходит техосмотр раз в два года, старше — ежегодно. Для такси и автобусов действует более строгий график: раз в год для машин младше 5 лет и раз в полгода для более старых.
С 2025 года стоимость техосмотра выросла на 7,5% и варьируется по регионам. В среднем за осмотр легкового автомобиля платят 1000–1500 рублей. Если техосмотр станут проводить дважды в год, владельцам старых машин придётся тратить 2000–3000 рублей на эту процедуру. При выявлении неисправностей придётся платить за ремонт, чтобы получить диагностическую карту. В РОАД считают, что это повысит безопасность на дорогах, поскольку старые автомобили часто попадают в аварии из-за технических проблем.
Поддержка автопрома?
РОАД стремится повысить спрос на новые автомобили. Ассоциация считает, что для обновления автопарка необходимо продавать около 3 миллионов машин ежегодно в течение 10 лет. Однако в 2024 году продажи составили лишь 1,4 миллиона, что значительно ниже цели. Производители, включая "АвтоВАЗ" и китайских конкурентов, поддерживают эту инициативу, надеясь увеличить свою долю на рынке.