В Тверской области с начала года в ДТП с участием мототехники погибли 10 человек
С начала года на дорогах региона произошло 112 аварий с участием мототехники. В таких ДТП погибли 10 человек, ещё 122 получили травмы. В эту статистику вошли также 14 ДТП с участием подростков за рулём мотоциклов. В результате этих аварий один ребёнок погиб и 13 получили ранения. К слову, за тот же период прошлого года цифры по статистике аварийности с участием мототранспорта в регионе были таковы: 95 ДТП, 5 погибших и 102 пострадавших. Показатели растут.
Подробнее о состоянии аварийности с участием мототранспорта в регионе и расследовании уголовных дел по ДТП с участием мотоциклистов 8 августа рассказали в Управлении Госавтоинспекции Тверской области. Спикерами на пресс-конференции выступили заместитель начальника отдела управления Госавтоинспекции УМВД России по Тверской области, подполковник полиции Павел Власов и начальник специализированного следственного отдела СУ УМВД России по Тверской области, подполковник юстиции Эдгар Нусратов.
Кто чаще попадает в ДТП на мотоциклах
"Существует расхожее мнение, что если мотоциклист попал в ДТП, то это произошло по его вине. Это совсем так. Да, по вине мотоциклистов происходит все-таки большая часть, это 60% всех ДТП с их участием, но тем не менее 40% ДТП произошли по вине второго участника движения", - отметил Павел Власов.
Также Павел Анатольевич добавил, что в этой категории ДТП участников дорожного движения разделить на три условные группы. Первая – люди в сознательном возрасте, которые садятся за руль мотоцикла. Они имеют водительское удостоверение, имеют какой-то жизненный опыт. Однако, как правило, эта категория, которая крайне редко попадает в ДТП. Вторая – это тоже люди зрелого возраста, но при этом они водительского удостоверения не имеют и навыки у них тоже начальные, поэтому они попадают в ДТП из-за отсутствия опыта. И третья категория участников, которая вызывает наибольшее беспокойство, это несовершеннолетние, которые управляют мототехникой. Причем зачастую в ДТП с несовершеннолетними усматривается вина самих подростков. И при этом практически в 100% случаев подростки садятся за руль мотоциклов без водительского удостоверения и без соответствующих навыков.
Почему родители не боятся разрешать детям ездить на мототранспорте?
Важно отметить, что практически все факты использования несовершеннолетними мототехники становятся возможными при молчаливом согласии родителей и родственников.
"В основном управление мотоциклами несовершеннолетними проходит за городом, и родители наивно полагают, что там меньше интенсивность движения, меньше вероятность попасть в ДТП. И поэтому они надеются, что с детьми ничего не произойдет. К сожалению, это не так. Вторая отговорка родителей из моего опыта: лучше пусть ребёнок едет на мотоцикле, чем в компьютере или в соцсетях сидит", - прокомментировал Павел Власов.
"В ходе расследования уголовных дел мы сталкиваемся с тем, что родители, несмотря на то, что это взрослые люди не осознают, что транспортное средство – это, по сути, оружие. Для него необходимо получить соответствующие удостоверения, пройти обучение. Транспортное средство выступает как орудие преступления. Мне хотелось бы у многих родителей спросить, готовы ли вы своему ребенку передать в руки ружье? Расследуя уголовные дела с участием несовершеннолетних, где погибают дети, мы выясняем, что родители даже не осознавали всю опасность. Они относились к транспортному средству как к какой-то игрушке", - добавил Эдгар Нусратов.
В случае, если вы сами стали свидетелями того, что подростки ездят на мотоциклах, и неравнодушны к тому, что может произойти с ними вследствие этого, вдаваться в нравоучительные беседы не стоит. Как отметили спикеры, самый оптимальный вариант – это звонить по номеру 102 и сообщить о том, что происходит на дорогах. Кроме того, у всех глав сельских поселений есть прямые телефоны начальников Госавтоинспекции, поэтому имеет смысл всё же позвонить. Таким образом можно спасти здоровье, а может быть, и жизнь отдельного ребёнка.
Уголовная ответственность
По всем фактам ДТП, в результате которых наступила смерть человека, возбуждают уголовные дела и проводят предварительное расследование.
Сейчас в производстве Специализированного следственного отдела СУ УМВД России по Тверской области находится семь уголовных дел по фактам ДТП с участием мотоциклистов. Следователи отдела расследуют дорожно-транспортные преступления, которые произошли не только в Твери, но и в Тверской области. Так, два из семи уголовных дел расследуют по фактам гибели мотоциклистов в ДТП в Зубцовском и Кимрском районах.
За семь месяцев 2024 года в суды Тверской области направили пять уголовных дел, расследованных по фактам ДТП с участием мотоциклистов, три из них уже рассмотрены судами. При этом в двух из пяти дел обвинения предъявили мотоциклистам, а в остальных случаях к ответственности привлекли водителей автомобилей, допустивших нарушения ПДД, в результате которых пострадал мотоциклист.
Как рассказал Эдгар Нусратов, часто в случае, если виновник ДТП оказал пострадавшим медицинскую помощь, не скрылся с места преступления, при себе у него есть водительское удостоверение, он трезвый и в этом ДТП никто не погиб, бывает так, что суды прекращают уголовное дело за примирением сторон.
"На мой взгляд, это хороший пример того, что все можно разрешить, какая бы сложная ни была ситуация. Конечно, когда гибнут люди, о примирении сторон речи не идет", - добавил он.
В ходе расследования эксперты определяют скорость движения мотоцикла, отсматривают видеозаписи, опрашивают оцевидцев, проводят другие экспертизы.
Что грозит подросткам за смертельное ДТП с участием мототехники?
"Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ, по которой мы возбуждаем дела, наступает с 16 лет. Нужно понимать, что 17-летний подросток, управляющий транспортным средством, в силу российского законодательства не может иметь водительское удовлетворение. В таком случае он будет отвечать по статье с квалифицирующим признаком. То есть он будет считаться как лицо, управляющее транспортным средством, допустившее нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть или причинение тяжкого вреда здоровью, при этом не имеющее права управления транспортным средством. Это отягчающее вину обстоятельство. Если же дорожно-транспортное преступление совершается подростком до 16 лет, то уголовной ответственности он не подлежит, в этом случае рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности его родителей", - пояснил Эдгар Нусратов.
Вспомним страшное ДТП, которое произошло ночью 17 июля в Лесном округе. 16-летний водитель мотоцикла "Урал" с коляской не справился с управлением, съехал в кювет и врезался в дерево. В коляске он вез двух своих друзей 15 и 16 лет, один из которых погиб на месте. Юный водитель и второй его пассажир получили травмы. При этом уточнялось, что погибший ехал без мотошлема.
Насколько экипировка защищает мотоциклистов?
Даже шлем не всегда защищает водителей или пассажиров мотоцикла. Эдгар Нусратов привел печальный пример из своей практики:
"Около пяти лет назад у нас в производстве находилось уголовное дело по факту ДТП. Это достаточно редкий случай, когда произошло падение груза. Это не столкновение транспортных средств, не опрокидывание, а именно падение груза. Ситуация разворачивалась следующим образом. Мусоровоз перевозил строительный мусор. Кузов не был укрыт сеткой, и в процессе движения обломки кирпича выпали на дорогу. По сути, на скорости они разлетелись, как шрапнель. Они посекли несколько транспортных средств, и один из остроконечных осколков такой пробил визор в шлеме у пассажирки мотоцикла. Мотоциклист двигался навстречу движению этому мусоровозу, и один из осколков насквозь пробил визор и черепную коробку у молодой девушки. Она была пассажиром на мотоцикле, и у нее голова просто была с левой стороны, со стороны встречного направления. То есть, если бы она обняла водителя и склонилась бы на правую сторону, ничего бы не произошло. В водителя вообще не попал ни один осколок, а вот девушка погибла на месте".
При этом всем участникам дорожного движения необходимо помнить, что водители в автомобиле защищены элементами салона и кузова, а водитель мотоцикла беззащитен по отношению к окружающей его дорожной обстановке. В лучшем случае, на нём надет шлем и соответствующая экипировка, и лишний взгляд в боковое зеркало заднего вида при перестроении, возможно, сохранит кому-то здоровье и даже спасёт чью-то жизнь.