22 Ноября 24, 16:07
Новости, Общество
12 Августа 2024, 09:12

О "Живой истории Верхневолжья", туристах и коллективной памяти: интервью с гидом

"Не было бы России без Твери", - с таких слов начал беседу с корреспондентом ТИА директор интерактивного музея "Живая история Верхневолжья", экскурсовод и реконструктор с многолетним стажем Артём Бандурист. На своих экскурсиях он в образе тверского купца и путешественника Афанасия Никитина рассказывает гостям города о том, как Тверь повлияла на историю России, а иногда и всего мира. Подробнее об этом, а также о том, откуда в Тверь приезжают туристы и что их привлекает, о городских легендах, исторической реконструкции и о том, что такое ценностно-ориентированная коммеморация и зачем её воспитывать, вы узнаете в нашем материале.

Чем Тверь привлекает туристов?

"Два основных аспекта, которые интересуют туристов при приезде в Тверь, – что это вообще за городок между Петербургом и Москвой, а второй – в контексте отношений с Москвой. Обычно это бывает так: "Мы едем в маленький провинциальный городок и узнаем, что у него удивительная история". Некоторые едут, наоборот, потому что услышали о том, что Тверь претендовала стать столицей. Едут посмотреть, что это вообще такое и почему она столицей не стала", - рассказывает Артём.

Он отметил, что больше всего туристов приезжают в Тверь из Москвы. На втором месте – Санкт-Петербург, реже – из других регионов.

"В этом сезоне был вал таких регионов, которых у меня за многие годы ни разу не было. Были ряжане, сибиряки, архангельцы и мурманчане. Причём самое интересное, что зимой был вал южан – Астрахань, Симферополь. Они приезжали на новогодние праздники в самые лютые морозы, когда до -32° температура опускалась. И они абсолютно спокойно проводили время экскурсии", - говорит экскурсовод.

Почему Тверь не хотела стать столицей?

Гости города интересуются историей Твери и среди них редко, но попадаются такие, кто действительно готовился к поездке, что-то изучал и потом задаёт соответствующие вопросы. Например, принято считать, что Тверь претендовала на титул столицы Руси, однако у Артёма Бандуриста на этот счёт есть своё мнение:

"Тверь за всё своё время не претендовала никогда на титул столицы. Это всё более поздние придумки историков и краеведов. Если бы тверские князья хотели сохранить за собой главенство и сделать Тверь столицей, то они присоединяли бы новые земли. Тверское княжество никогда за время своего удельного существования не присоединила ни одной новой территории. Свои земли сохраняли, возвращали то, что было отъято ранее, но новые территории не присоединяли. Вот Москва и Литва этим занимались постоянно, а Тверь была всего лишь игрушкой".

Городские легенды

Однако в большинстве своём туристы приезжают слабо подготовленные, отмечает Артём, иногда со слухами и ненаучными представлениями о Твери.

"Естественно, Тверь больше знают по песням Михаила Круга и холдингу "Афанасий". Поэтому у нас есть даже присказка: "Афанасий не только пиво, Михаил не только Круг"", - говорит он. Доходит даже до того, что люди думают, будто Михаил Тверской – одно из прозвищ Михаила Круга.

Одна из городских легенд связана с часовней, которая находится на острове Памяти и освящена в память небесного покровителя Верхневолжья князя Михаила Тверского.

"По легенде, как раз-таки другой Михаил много денег жертвовал на её постройку, поэтому её назвали в честь Михаила Тверского не просто так", - говорит Артём Бандурист.

Ещё одна легенда связана с памятником Афанасия Никитина. Если внимательно присмотреться, то положение руки, в которой купец держит грамоту, неестественное для того, чтобы держать лёгкий бумажный свиток.

"Локоть у скульптуры полусогнут. Рука держит что-то, что нужно удерживать. Если посмотреть на саму кисть, то, когда держат свиток, палец должен быть согнут, а у памятника палец прямой. Здесь гусли были. Поэтому я и говорю, что, скорее всего, это Садко, который держал гусли", - отметил Артём.

Он объясняет эту теорию тем, что в 1955 году индийский посол собрался приехать в Калинин настолько неожиданно, что Н.С. Хрущёв распорядился экстренно поставить памятник местного путешественника, проложившего торговый путь в Индию. Изначально памятник предназначался для Великого Новгорода и в нём был изображён новгородский былинный герой и гусляр Садко. Однако вместо гуслей скульптуре в руку вложили грамоту, и получился купец Афанасий, хотя и не совсем достоверный, как отметил наш собеседник.

"В костюме Никитина видны ошибки в плане одежды исторической личности 15 века. Информации, может, сохранилось не так много, но самое первое – верхняя одежда. Это шуба с прорезными рукавами и большим отложным воротником-козырем, который появляется на Руси только в 17 веке. Второй момент – кафтаны, подпоясываемые кушаком. Они уже появляются с 15 века. Уже получается смешение веков. Плюс — вот эта блямба на груди. Что это, фибула? Так кафтаны не застёгивали фибулами. Застёжка для плаща? Так у него нет плаща. Пуговица? К чему, вообще не понятно. Даже нашивки на одежде выглядят не совсем достоверно. Потому что в то время одежду украшали либо тесьмой, либо чем-то тканым, либо шнурами. То, что там изображено, оно ни на что из этого не похоже. Как бы меня ни пытались стыдить, я считаю, что это Садко", - заключил Артём Бандурист.

Что такое коммеморация и для чего нужна историческая реконструкция?

Во время памятных дат принято возлагать цветы к памятникам тех личностей, с которыми связан этот день в истории. Но часто ли вы делаете это осознанно? Знаете, что именно произошло в этот день и кем был этот человек? Зачастую люди просто привыкают к тому, что в этот день принято нести цветы к памятнику. Вот здесь и возникает необходимость объяснить и просветить публику. С этих размышлений начался наш с Артёмом разговор о коллективной памяти и концепции ценностно-ориентированной коммеморации.

"Я себе поставил цель, чтобы у нас была ценностно-ориентированная коммеморация. Это некая коллективная ритуалистика, скажем так, связанная с общей памятью, с общими знаниями и воспоминаниями. Сейчас важно сделать так, чтобы как можно больше людей обрело одинаковые знания без перегибов в одну или другую сторону. Допустим, если то или иное событие было, о нём должны знать. Кроме того, должны знать, как правильно его интерпретировать", - говорит он.

Артём привёл в пример 5 декабря – день памяти Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Именно в этот день в 1318 году первый Великий князь Всея Руси принял мученическою смерть в Орде и отдал свою жизнь, чтобы спасти Тверь от нашествия неприятеля.

"Мы всегда помним и знаем про его подвиг, но именно этот день связан с его героической гибелью, и поэтому проводится много мемориальных мероприятий. Об этом нужно рассказывать, потому что даже наши земляки, от мала до велика, с трудом представляют, а что же это был за человек - Михаил Тверской. И пусть Тверь не получила звание города-героя, но для нас важнее другое – что контрнаступление по всему Калининскому фронту началось именно 5 декабря. Может быть, это случайность, но это произошло именно в день памяти небесного защитника тверской земли, который отдал за Тверь свою жизнь. Это и есть ценностно-ориентированная коммеморация, когда 9 мая все как один несут цветы к обелиску Победы. Но делать это нужно осознанно, чтобы люди понимали, зачем и почему мы это делаем", - объяснил он.

Воспитывать ценностно-ориентированную коммеморацию призвана в том числе и историческая реконструкция. Это часть деятельности интерактивного музея "Живая история Верхневолжья", директором которого является Артём Бандурист. Он рассказал о задачах этой организации, а также о том, что планируется добавить в её деятельность.

"Основная задача "Живой истории Верхневолжья" – развитие исторического туризма в Тверской области с проведением интерактивных мероприятий. Под программу "Защитники Отечества 1240-1945" у нас и подстроена почти вся наша деятельность: воспитательная, патриотическая, туристическая. Мы показываем людям, как выглядели воины, защитники Отечества обозначенного периода.

Но название у нас "Живая история Верхневолжья", а это ведь не только война, но ещё и мир, и пир, и добрые люди. Поэтому в планах у нас показать гражданскую сторону жизни - ремёсла, костюмы, быт, утварь. Большинство людей сейчас стали лучше представлять, как выглядели воины. А вот кого они защищали, и как выглядели эти люди, чем они занимались? Любая военная реконструкция яркая, красивая, она быстра захватывает, но так же быстро и отпускает. Гражданско-бытовая реконструкция не такая яркая и интересная, но в то же время, если её распробовать, она может затянуть. В будущем мы планируем сделать в экспозициях музея не только военную реконструкцию, но и гражданскую", - поделился в заключение Артём.

 

В материале использованы фотографии из группы ВКонтакте "Живая история Верхневолжья".

Галерея
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх