В Тверь прибыли уникальные фрески XVII века
В Тверской государственный объединенный музей привезли четыре уникальные фрески XVII века после реставрации. Они были демонтированы еще в конце 1939 – начале 1940 гг. со стен Троицкого Макарьева монастыря в Калязине.
Настенные росписи находились на реставрации в Российском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова в Москве, откуда были перевезены в Тверь экипажем Управления специальной связи по Тверской области с соблюдением всех требований для сохранения культурных ценностей в пути следования.
"При транспортировке у каждой фрески была индивидуальная упаковка, в том числе использовался ударопрочный и герметичный кофр. Важно было поддерживать в салоне транспортного средства определенную температуру и влажность воздуха, поэтому для выполнения всех условий перевозки был подобран специальный транспорт", – комментирует Игорь Берельковский, начальник Управления специальной связи по Тверской области.
Как рассказала главный хранитель музейных предметов Тверского государственного объединенного музея Елена Мойкина, в филиале учреждения культуры – Калязинском краеведческом музее им. И.Ф. Никольского – хранятся 10 уникальных фресок из 150 фрагментов монументальной живописи, спасенных сотрудниками музея архитектуры им. А.В. Щусева. Наиболее хорошо сохранившаяся фреска "Апокалипсис. Страшный суд" находится в действующей экспозиции.
"Сотрудники Спецсвязи доставили в Тверь четыре отреставрированные фрески: "Девушка со свечами", "Песьеглавое чудовище с дубиной", "Макарий Калязинский" и "Ангел". С октября 2023 года они находились в Москве. Мы надеемся, что еще четыре в следующем году также отреставрируют выпускники Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. Последняя фреска достаточно большого размера, её необходимо тщательно укрепить перед транспортировкой в Москву", – рассказала Елена Мойкина, главный хранитель музейных предметов Тверского государственного объединенного музея.
Архитектурный ансамбль Троицкого Макарьева монастыря в Калязине в тридцатых годах ХХ века попадал в зону затопления в связи с решением о строительстве гидростанции в Угличе. Фрески были спасены сотрудниками музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Работы по демонтажу проходили в очень сложных условиях. Имелся ограниченный набор подручных средств, сильные зимние морозы доходили до -52 градусов, а световой день был коротким. Несмотря на это, фрески были сняты с наименьшими разрушениями благодаря новому методу демонтажа фрагментов росписи "на мороз" Павла Ивановича Юкина, который возглавлял бригаду реставраторов. Этот способ позволил снять старинные фрески с меньшими разрушениями.