31 Октября 24, 06:33
Новости, Интервью
01 Июля 2024, 11:09

Шанс на жизнь: зооволонтёр Ирина Кузнецова рассказала о работе "кошачьего патруля"

В этом году Инициативная группа по защите животных Твери отмечает 15-летие. В честь юбилея в городе 6 июля пройдёт тематический Фестиваль про животных и людей. За годы работы Инициативка пристроила более 11 000 бездомных животных, вылечила более 2600 подопечных. Зооволонтёры - люди бескорыстные, потрясающей доброты, с каким-то сверхчувством долга и ответственности. В любое время года и суток они спешат на помощь бездомным котятам и щенкам, собакам и кошкам. В их рядах – Ирина Кузнецова, днём полицейский, вечером и ночью – кошачья мама. 

Ирина должна была стать бухгалтером, но пошла служить в полицию и стала зооволонтёром, преданным другом и соратником Инициативной группы по защите животных. Ловить, подбирать, лечить, выхаживать, кормить, пристраивать…глагольный ряд можно продолжать, а всё это умещается в одном слове – "спасать". Так уж вышло, что Ирина – настоящий спасатель, участник отряда кошачьего и собачьего патруля, если хотите. А ещё она борец, потому что очень часто борется всеми силами за жизнь своих подопечных, с людскими равнодушием, жестокостью и невежеством.

Так уж вышло, что после окончания Тверского кооперативного техникума по специальности "бухгалтер" Ирина поняла, что мир цифр для неё – тоска зелёная. После рождения дочери пошла работать в Госавтоинспекцию. Сейчас Ирина – старший инспектор по исполнению административного законодательства. А всё остальное время от службы – вечера, ночи и выходные – это для подопечных Инициативки, бездомных и брошенных кошек и собак. Ну, собак, скорее, по остаточному принципу – в качестве помощи другим кураторам. А сама Ирина – воплощение слов, приписываемых Жюлю Верну: "Кошки приходят в ваш дом, чтобы научить вас любви, они уходят, чтобы научить вас утрате".   

Активным и полноценным зооволонтёрством Ирина начала заниматься лет шесть назад, а раньше оказывала помощь Инициативке от случая к случаю – кого довезти, кому лекарств купить, кого покормить на улице и т.д. Как водится, история началась с крохотного бездомного уличного котёнка, обречённого на гибель.  

- Увидела пост в ВК про котёнка на улице Ржевской, как сейчас помню. Жалко стало так, что аж сердце защемило. Забрала домой, она крохотная была, меньше ладони. Выкармливала её из пипетки, первые недели ночи не спала: каждые три часа вставала, несла в лоток, затем кормила. Спала она комочком у меня на груди. В общем так это рыжее чудо стало Алисой. А когда мне сообщили, что для неё уже нашли "добрые ручки", поняла, что отдать этого выстраданного котёнка не смогу. 

Временная передержка переросла в постоянное место жительство. Так бывает довольно часто у зооволонтёров: либо, животное никто не забирает, и оно остаётся в доме на правах любимца, либо же спасатели сами так успевают прикипеть сердцем к бездомышу-найдёнышу, что вопрос о его дальнейшей судьбе решается однозначно. Вот и Алиса выросла в шикарную пушистую кошку, которая, впрочем, избрала себе хозяином…нет, не Ирину, и никого другого в доме из двуногих. Её лучшим другом и авторитетом стал пёс Макси породы дратхаар – здоровенный, но очень добрый. Сейчас он уже в преклонном возрасте, ему 11. Алиса до сих пор питает к нему нежные чувства и иногда вылизывает его огромный розовый нос. 

 

Ещё в семье есть головастая британская кошка Масяня, особа крайне независимая, а также кандидат на прописку – кот Мурзик. Он уже полтора года на передержке, стал своим и, скорее всего, останется навсегда здесь жить. Как говорит Ирина, взрослых животных пристраивать намного сложнее, чем котят. Это малышей разбирают, как жареные пирожки. А ещё очень быстро находят хозяев животным-инвалидам – трёхлапым, одноглазым, слепым, глухим и т.д. Таких собак и кошек людям жалко вдвойне, тройне… и хочется окружить заботой настрадавшегося бедолагу. 

Помимо "личных осознанных", у Ирины дома всегда есть кто-нибудь на передержке. Так, в момент визита журналиста ТИА были два котёнка: одна кошечка Кей Ко и вторая чёрно-белая, пока безымянная, потому что в тяжёлом состоянии, прогнозов нет, но Ирина не сдаётся, лечит, ставит капельницы, даёт лекарства. Это подвальный найдёныш из посёлка Заволжский. 

Несмотря на любовь к животным и острую жалость, всё-таки Ирина установила сама для себя определённый лимит по числу животных в квартире – это плюс пять к своим личным. Больше – уже будет явный перебор, жить станет некомфортно. Члены семьи, конечно, относятся с пониманием к волонтёрству Ирины и даже, можно сказать, пошли по её стопам (у мамы уже три кошки живут, у дочери Вики – одна), но всё равно иногда ворчат, и всему есть предел. 

 

- Я не хочу превращать квартиру в кошачий дом. К тому же мои подопечные на передержке в клетках не сидят, только по началу, когда на карантине и пока к лотку приучатся. Они свободно бегают по дому. Ну, и конечно, точат когти, лазают по стенам, шерсти от них немало … Так что лимит по животным обязательно нужен.  

Сейчас у Ирины сложилась настоящая команда единомышленников – они кураторы и зооволонтёры из Инициативной группы по защите животных. Девчата помогают друг другу, совместно выезжают на отлов животных, ездят по ветврачам и клиникам, закупают корма и лекарства, проводят программу по стерилизации бездомных животных, выкладывают посты в соцсетях, берут подопечных на передержку, находят новых хозяев и т.п. 

- У нас образовалась команда, куда вошли Инна Иванова, Света Мигачёва, Оля Балашова, Оля Павлова, Олеся Жарук. А последние года два я сама стала куратором. Это особенный статус: это значит, что я беру на себя ответственность за животное. Да, Инициативная группа может помочь и финансами, и лекарствами, но куратор – это тот, кто забирает животное, лечит, выхаживает. Зачастую на помощь подопечным я трачу свои собственные средства. А потом, в идеале, мне нужно пристроить здоровое животное, найти новый дом. 

Своих котят и кошек Ирина не отдаст первому встречному. Всегда сначала знакомится и беседует с потенциальными хозяевами, чтобы понять, готовы ли люди взять на себя ответственность. Обязательно задаются вопросы по поводу стерилизации и вакцинации, кормления (дешёвые сухие корма из супермаркета следует исключить). Тверские зооволонтёры пристраивают своих подопечных с обязательным условием - без самовыгула. А также ненавязчиво отслеживают дальнейшую судьбу уже домашних собак и кошек. Впрочем, новые хозяева сами зачастую присылают фотоприветы от питомцев.    

Несчастные бездомные кошки и котята сами находят Ирину – и не только выходят из подвалов или кустов, не только их выбрасывают в коробках на помойки и приносят соседи, но иногда встречаются в весьма неожиданных местах. Например, кот Абрикос, историю которого ТИА освещало в прошлом году. Сбитого машиной котика Ирина боковым зрением заметила на трассе М-10, когда ехала на работу. Грязно-рыжий комок в ужасе вжался в бетонное ограждение. Проехать мимо Ирина не смогла – остановилась, лавируя между потоков машин и фур, сходила и забрала кота, повезла в город (в багажнике всегда есть переноска и котоловка). Далее было лечение, восстановление и счастливый конец – Абрикос стал красивым здоровым домашним любимцем. А ведь всё могло бы закончится для кота печально, если бы не Ирина. Плюс ещё одна кошачья жизнь в копилке Инициативки.

- Самый сложный случай в моей практике, который закончился хорошо, - это лечение котёнка по кличке Фенька, которая заразилась чумкой или панлейкопенией (вирус можно принести домой на ногах). Это было невероятно тяжело: нужно было делать капельницы в стационаре; я утром перед работой везу её в клинику капаться, через час забираю, затем она в машине лежит до обеда, в обед отвожу домой, вечером после работы снова едем в клинику. В три месяца она весила 720 грамм, а должна была 2 кг. Это правда было очень тяжело и физически, и эмоционально. Лечение продолжалось три недели, но Фенька выздоровела. Теперь живёт в новом доме.

Фенька

По словам Ирины, самое тяжёлое для неё – это терять своих подопечных, спаси удаётся в силу разных причин не всех. Очень тяжело выхаживать больных животных, потому что переживаешь за них, как за детей. И в такие моменты реально хочется всё бросить и отказаться от зооволонтёрства. Но проходит время, а потом наступает момент счастья – когда подопечный выздоравливает.  И всё начинается с начала. Как говорит Ирина, "я просто кайфую от этой работы". 

- Мы периодически сталкиваемся с негативной реакцией людей на нашу работу. Часто слышим такое мнение, что занимаемся ерундой, лучше бы детям помогали. В таких случаях я отвечаю – возьмите сами и помогите! Каждый сам вправе решать, кому он будет помогать, на что ему тратить свои силы и финансы. Часто люди жалеют животных, подбирают, но заниматься ими не хотят, перекладывают ответственность на кураторов Инициативки. В таких случаях мы говорим – ну попробуйте стать сами кураторами котёнка ли щенка, Инициативка поможет – и советом, и финансами, и лечением, и анализами. Но возьмите животное на передержку, попробуйте, дайте собаке или кошке хоть какой-то шанс на спасение.  

Для иллюстраций использованы фото из личного архива Ирины Кузнецовой. 

Подпишись на наш ДЗЕН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх