Встречают по одёжке: Пушкинская эпоха через балы и наряды
В 2024 году в России отмечают 225-летие со дня рождения "солнца русской поэзии" Александра Сергеевича Пушкина. Его жизнь была тесно связана с Тверской губернией. Он часто бывал здесь, здесь писал, влюблялся, дружил и вдохновлялся. Редакция ТИА в этом году запускает проект, посвящённый Александру Сергеевичу, чтобы вместе с вами попробовать погрузиться в пушкинскую эпоху.
В 18-19 веках огромную роль в жизни российского дворянства стали играть балы. Это было место, где люди знакомились и влюблялись, решали рабочие и личные задачи, получали протекцию или лишались карьеры. Также во многом быт и нравы русской аристократии определялись такими внешними атрибутами, как одежда и аксессуары. И всему этому придавалось огромное значение.
Пушкин не просто так описал Евгения Онегина:
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Окунуться в пушкинское время нам поможет исследователь моды, реконструктор костюма и тверской эксперт по балам 18-19 веков Нина Григорьевна Павлова.
Крассический наряд дамы пушкинской эпохи. Фото из личного архива Нины Павловой.
Нина Павлова с детства интересовалась историей и модой. Шить начала в 6 лет. Это было платье из маминой юбки для куклы. Белый воротничок к фиолетовому платью она тогда пришила чёрной ниткой через край, но мама, работавшая в библиотеке, её всё равно похвалила, и Нина Григорьевна до сих пор считает это прекрасным педагогическим ходом, который поддержал интерес ребёнка к самостоятельному творчеству. Увлечение модой не сразу переросло в профессию, поначалу Нина Григорьевна получила образование и работала инженером-технологом химического производства. А затем, когда появилась такая возможность, получила дополнительное образование, училась бальным танцам, и уже полностью посвятила себя реконструкции исторического костюма и бальной теме, постоянно занимаясь творчеством и совершенствуя своё мастерство.
Сейчас Нина Павлова, пожалуй, - один из самых продвинутых экспертов по этим темам в Твери.
Балы
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота…
Начнём погружение в пушкинскую эпоху с балов. Сам поэт очень любил балы, был их завсегдатаем и использовал эту тему в своих произведениях. Но обо всём по порядку.
Балы появились на Руси во времена Петра I. Тогда они назывались "ассамблеи". Правила поведения на балу были прописаны в руководстве о правилах хорошего тона, которое называлось "Юности честное зерцало". Например, там говорилось, что беседовать между собой нужно на иностранном языке, кости за столом в обществе обгрызать нельзя, а надо пользоваться ножом и вилкой, а перед балом надо мыться и приходить "без бархата под ногтями". Общество было совсем другое, поясняет Нина Павлова, поэтому приходилось это всё объяснять. Но к 1800 году уклад изменился, бал стал важнейшей частью жизни российской аристократии, и правила поведения там установились и значительно усложнились.
- Раньше же не было гаджетов и соцсетей. Для дворянской молодёжи бал был местом, где люди могли знакомиться, встречаться, общаться, находить себе партию для создания семьи, можно было получить протекцию по службе. Но и ошибка, допущенная на балу, могла стоить карьеры на службе или неудачи в сватовстве. Это было то место, где могли приниматься и важные решения. На балу был свой регламентированный этикет, который надо было неукоснительно соблюдать, - поясняет эксперт.
Правила предписывали много всего, начиная с того, когда девушка впервые может выйти в общество, кто её сопровождал на бал, как она должна себя вести, с кем танцевать и сколько раз. Например, в поэме "Евгений Онегин" два главных героя стрелялись на дуэли именно из-за поведения одного из них на балу. Приглашать одну и ту же даму можно было не более 1-2 раз, чтобы не создать неловкую ситуацию.
Онегин, заведомо зная, что Ольга помолвлена с Ленским, приглашал её на танец снова и снова, намеренно компрометируя из-за желания отомстить другу. Сначала на вальс, потом на мазурку, жал руку и шептал пошлый мадригал, и следом пригласил на котильон. А это было и вовсе немыслимо по тем временам.
- Все балы начинались, как правило, с полонеза - это торжественное шествие всех участников, ознакомительный танец, танец по ранжиру. Дальше следовали уже боле весёлые танцы, например вальс, хотя он очень тяжело приживался на бальном паркете. И вальс длился очень долго. Пара могла присесть отдохнуть, оттанцевав тур, и потом вернуться на паркет уже с другим партнером. В середине бала, как правило, была мазурка. Все кавалеры старались заранее пригласить даму на мазурку, потому что это сложный танец, и танцевать его с той дамой, к которой ты не испытываешь симпатию, – сложно. Там проявление чувств, там не сфальшивишь. Чтобы не запутаться, дама записывала приглашения на танец в бальную книжечку. Мазурка – танец характерный, со своей стилистикой, с театрализованными элементами. После мазурки, обычно следовал ужин, и кавалер имел право вести на ужин ту даму, с которой он танцевал мазурку, имея легитимное право ухаживать за ней во время трапезы.
Онегин провоцировал Ленского и добился своего. Вспыльчивый Ленский вызвал Онегина на дуэль. Пушкин как страстный любитель балов прекрасно знал все эти правила и использовал их в сюжете.
Искусству танцевать и держать себя на балах учили сызмальства. В Москве проходили детские балы, на которые вместе с отпрысками ходили родители, бабушки и дедушки. Знаменитые детские балы в Зале благородного собрания проводил учитель танцев Пётр Андреевич Йогель, приехавший в Россию из Франции. Пушкин впервые увидел свою будущую жену, Наталью Гончарову, в 1826 году именно на детском балу у Йогеля. Поэт потом писал: "Я заметил красоту Натальи Николаевны, когда красоты её ещё никто не замечал". Александр Сергеевич тогда посватался, но в первый раз ему отказали. Поженились они спустя два года.
Разница в возрасте между поэтом и его женой составила 13 лет. И это была стандартная ситуация. Девушек родители стремились выдать замуж как можно скорее, желательно, в первый год после первого выхода в свет. А вот молодые люди до женитьбы могли гулять долго, пока не остепенятся, не получат желаемые должность и доход. Главная героиня "Евгения Онегина" Татьяна вышла замуж за именитого генерала, который был намного старше её. Для того, чтобы она нашла себе эту партию, её и вывезли на столичные балы. Это была совершенно обычная история. Браки между ровесниками, да ещё и по любви, бывали необычайной редкостью и счастьем. Обычно, мужчина сватался, приходя и договариваясь с родителями невесты. А уж её мнение имело вовсе не решающее значение. Родители торопились выдавать замуж дочерей, потому что их содержание влетало в копеечку, а если их несколько, так и вовсе было разорительно для семьи.
Золотые девочки
Девочки из дворянских семей получали образование, которое готовило их к светской жизни и управлению домом. Они изучали языки, включая родной, литературу, танцы, музицировали, учились домоводству, - программа обучения была насыщенной. С 16 лет барышни выходили в свет и начинали появляться на балах, чтобы составить выгодную партию. На каждый бал шилось новое платье. Для незамужней девушки оно должно было быть в светлых тонах, не сложного кроя и покороче, чем у дамы. И никаких украшений. Нередко к платью из той же ткани, например атласной, шились балетки, на каждый бал по нескольку пар, потому что эти туфельки очень быстро стаптывались в танцах, а балы длились по многу часов. И маменьки носили с собой в сумочке запасные балетки для дочерей. За барышнями пристально следили их старшие родственники, чтобы они не были скомпрометированы. Общение с мужчинами строго регламентировалось. Но после замужества девушка становилась предметом заботы супруга и при этом становилась как бы его витриной благосостояния.
Замужние женщины одевались более роскошно, надевали драгоценности в меру достатка семьи и собственного вкуса. Содержать жену было дорого. Каждый бал – новый наряд. В течение дня женщина переодевалась множество раз. Утреннее платье для чая, свободное домашнее и простое, затем - простое и практичное платье для домашних дел, платье для визитов, для прогулок, для театра, для бала… Повседневные платья были более скромными, закрытыми и пошитыми из более дешёвых тканей. То ли дело вечерние, театральные, бальные. Пушкину пришлось изрядно потратиться на Наталью Николаевну, чтобы она блистала на балах. И она действительно блистала.
- Замужняя дама более свободно могла общаться и флиртовать с другими мужчинами, это дозволялось в пределах этикета. Мужья тоже были более свободны, потанцевав со своей женой пару танцев, могли идти играть в карты. Так завязывались романы и адюльтеры. Анна Каренина с Вронским познакомилась именно на балу.
Мода никогда не стояла на месте.
Платье в стиле "ампир". Фото Б.А. Михайлова.
- Когда Пушкин был юн, царила эпоха "ампир" примерно с 1796 по 1820г. А в период взрослого Пушкина, с 1820 по 1840 годы - это стиль "бидермейер", начало романтизма, когда моду диктует Австрия, Германия, а Франция сдаёт свои позиции. Закончилась эпоха наполеоновских войн, ситуация в стране поменялась, и часть французской моды оказалась не в фаворе. Даже французский язык отходит на второй план, стали больше говорить и изучать русский. Потом Николай I даже законодательно внедрил русский костюм для придворных дам (в 1834 году). Платья в виде сарафана носили статс-дамы, камер-фрейлины. На больших придворных балах, торжественных приёмах они должны были появляться в придворном платье. Были описания, какими платья должны быть в зависимости от ранга. Это были потрясающие по роскоши платья со шлейфами и золотыми серебряным шитьём.
Платье в стиле "бидермайер". Фото из личного архива Нины Павловой.
Бальные платья стиля "бидермейер" были немного короче, чем платья предыдущего стиля "ампир". И взорам мужчин немного приоткрылись дамские щиколотки. И эта часть женского тела стала настоящим фетишем. Не даром Пушкин посвятил женским ножкам много строк в поэме "Евгений Онегин".
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Одеться в платье даме помогали горничные. Одежда была многослойной. Сначала надевалось нижнее бельё: камиза, панталоны и белые чулки, камисоль. Затем затягивался корсет и надевались нижние юбки. Объём достигался за счёт нескольких нижних юбок или/и с помощью юбки с вшитым джутовым шнуром. И только потом - само платье, в зависимости от сезона и предназначения. Плюс такое платье подразумевало прямую осанку.
- Дама того времени всегда выглядела прибранной, полностью упакованной костюм. Этикет и правила подразумевали: ты всегда на виду, должна держать спину, у тебя должен быть тихий голос, красивая артикуляция и жестикуляция, ты как на подиуме, как на витрине. Даме нужно было быть благопристойной, учтивой, культурной, воспитанной. Иначе, о ней сложится дурное мнение в свете. Дома дамы в основном занимались рукоделием, писали письма, рисовали картины, музицировали, воспитывали детей, вели дом. При надобности выхода в свет передвигались либо пешие, либо в экипажах.
Карманов в те времена ещё не придумали. Поэтому необходимые мелочи женщины носили в сумочках, подходящих к случаю и наряду.
Как правило, там лежали: носовой платочек, помада и зеркальце, нюхательная соль, духи. Использовались и приспособления, которые называются шатлен. Это аксессуар вроде зажима с цепочками, который крепился на пояс. На каждой цепочке подвешивалась какая-то необходимая вещь: ключи от шкатулки, шкафа или кабинета, ножницы, точилка для иголок, печати для писем, и т. п.
А еще прически, перчатки, головные уборы, аксессуары - это отдельная тема.
- У мужчин всё было гораздо проще. Хотя и среди них были денди, аристократы, которые тщательно следили за модой, она для них была очень важна. Было время, когда мужчины тоже носили корсеты, чтобы выглядеть подтянутыми, как струнка, и воротник, который так и назывался "фатермордер" (отцеубийца) - высокий, с острыми накрахмаленными концами, плотно замотанный длинным галстуком так, что опустить голову из гордо-приподнятого положения было невозможно.
Требования к внешнему виду мужчины были намного мягче. Бальный костюм - фрак, жилет и панталоны - можно было носить один и тот же до тех пор, пока он не износится или перестанет сидеть по фигуре. Чтобы бальный наряд превратился в повседневный, фрак заменяли на сюртук. Как он выглядел, можно составить представление по памятнику Пушкину на набережной Михаила Ярославовича в Твери. Двубортный или однобортный, с воротником и застежками до талии, полы сюртука ниже свободно развивались. Плюс цилиндр. В какой-то момент вошли в моду трости. В более холодное время года первой половины 19 века мужчины носили плащ-крылатку, каррик, редингот.
Хотя Евгений Онегин, например, был франт и одевался более изобретательно. Но всё же для мужчины это было куда менее затратно, чем составить гардероб женщины. Для семьи сыновья были более выгодными, их можно было устроить на службу или отдать в офицеры, тогда они начинали получать жалование и жить самостоятельно.
Где посмотреть моду прошлых веков в Твери
В музее "Дверь в Тверь" экспонируются дамские платья из личной коллекции реконструктора костюма Нины Григорьевны Павловой. Это стилизованные платья, выполненные по оригинальным выкройкам, платья соответствуют исторической моде и дают представление гостям музея, как одевались дамы 18 и 19 веков.
В проекте Ботаническом сада "Новый взгляд на старый сад" платья демонстрирует сама Нина Павлова вместе с директором Сада Юрием Наумцевым. Это проект исторической реконструкции, где Нина Григорьевна предстаёт в образе Дамы Сада – Адели Ивановны Бобровой, а Юрий Викторович – Ильи Ивановича Боброва - купца 1-ой гильдии. Известная купеческая семья - создатели Ботанического сада в Твери в 1875 году. На странице Ботанического сада в ВК можно увидеть фотографии с героями, среди них и дети, которые одеты в костюмы, изготовленные Ниной Григорьевной, и получить представление о жизни сада конца XIX века. Или же с работами реконструктора можно познакомиться на её странице в ВК.