22 Ноября 24, 17:17
Новости, Интервью
30 Мая 2024, 10:04

"Огненный лис" - самый честный фильм о природе и диких животных на Камчатке

История про то, как снимали фильм "Огненный лис"

Это фильм, который должен посмотреть каждый. За 11 дней проката в российских кинотеатрах "Огненный лис" стал самой успешной и кассовой документальной картиной: сборы уже перевалили за 60 миллионов рублей. Это фильм о жизни реального лиса по имени Ветер, снятый в Кроноцком заповеднике на Камчатке. Фильм потрясает трогательной и драматической историей из жизни диких животных, удивительными кадрами тундры, океана, вулканов, гейзеров. Осенью Камчатка тоже становится "огненной землёй", полыхая всеми оттенками жёлто-красного спектра. ТИА побеседовало с создателями фильма Дмитрием и Анной Шпиленками, которые сейчас живут в Твери.   

А начиналось всё с лосося

Анна и Дмитрий – земляки, уроженцы Брянской области, но встретились они на проекте о лисах. Так получилось, что в мир документальных съёмок природы Дмитрий погрузился ещё с детства благодаря тому, что в его родном посёлке Белая берёзка была хорошая любительская киностудия, а по выходным он пропадал с кинокамерой в памятнике природы Суземский, который огранизовал старший брат Дмитрия Игорь Шпиленок и потом на основе памятника природы уже был основан заповедник Брянский лес. Увлекшись киносъёмками, Дима получит профессиональное образование – закончит факультет режиссуры и телевидения в московском Институте культуры.

К фильму о жизни лис Дмитрий пришёл не сразу – сперва был фильм "Медведи Камчатки. Начало жизни" и весьма успешный и очень личный проект о лососе под названием "Нерка. Рыба красная": фильм завоевал более 80 наград на международных кинофестивалях в 50 странах мира. А любовь к Камчатке начиналась с очень опасной работы в оперативной группе Кроноцкого заповедника. 

- Когда я приехал на Камчатку, мой племянник Тихон был начальником охраны Кроноцкого заповедника. Местные смотрели на нас как на смертников – там был просто браконьерский беспредел, в промышленных масштабах варварским способом добывали красную икру – "шкерили" рыбу, деньги были криминальные и огромные. Так, мы задержали как-то одну группу, они только за ночь добыли полтонны икры. Я приехал на Камчатку снимать фильм, но пришлось на пять лет отложить камеру, потому что надо что-то было с этим делать. Я настолько влюбился в это место, что хотел его сохранить, оградить от безмерной человеческой жадности и жестокости.  Браконьеры также медведей добывали жестоко – в петлю ловили, животное нервничает, ему больно, у него желчь вырабатывается. Так вот в петле его и держат долго, и всё ради желчи или лап. Просто геноцид какой-то был. Через несколько лет борьбы с браконьерами пришло понимание, что ситуацию надо менять на другом уровне – работать с детьми, с детства закладывать другие ценности - рассказывает Дмитрий Шпиленок.     

Оперативная работа закалила характер: как говорит Дмитрий, выработалось колоссальное терпение, а также Камчатка сделала "прививку от неудач", что потом очень помогло в работе над проектом про лисиц. Когда в течение двух лет ничего из задуманного не получается, когда лисы – будущие герои фильма - погибают и пропадают после огромного собранного материала, когда все предрекают тебе поражение и никто не верит в успех, когда самого гложут сомнения, когда не хватает денег на продукты и оборудование, когда заканчиваются физические силы, остаются только твои собственные упорство, убеждённость и надежда, а ещё были идея и голый энтузиазм. Как говорит Дмитрий, выживать на Камчатке и работать над фильмом удавалось только благодаря терпению и вере.   

Анна по образованию историк, она работала в одном из вузов в Москве, до встречи с Дмитрием. Суета огромного города досаждала, поэтому Аня решилась кардинально поменять жизнь и стать волонтёром в проекте о лисах. И даже не собиралась первоначально ехать на Камчатку, а занималась поиском грантов, вёрсткой и изданием фотокниг. Но судьба решила иначе.   

Очень честное кино

Все съёмки про лис Анна и Дмитрий делали вдвоём в течение трёх лет с небольшими перерывами на возвращение в цивилизацию. В общей сложности ребята прожили в Кроноцком заповеднике 26 месяцев в условиях совершенно дикой природы c 2020 по 2022годы.  

В фильме "Огненный лис" рассказывается история одного лисёнка по имени Ветер: медведь убил всю его семью – родителей, братьев и сестёр; ему приходилось выживать одному в очень суровых условиях тундры; пришлось побороть свой панический страх перед медведем; найти свою возлюбленную – лисицу по имени Лава; воспитывать и защищать своих детей… Фильм уникален тем, что это история только одного лиса, без подмены на монтаже ; здесь нет ни одного постановочного кадра, нет ни одного выдуманного факта или сюжетной перипетии – всё совершенно реальное и достоверное. "Огненный лис" - это честный фильм, также нет здесь ни графики, ни спецэффектов. 

- В документальных фильмах о животных и дикой природе часто используют кадры с разными животными для монтажа одной истории. Нам повезло, удалось этого избежать и снять историю Ветра. Все взаимоотношения лис – любовные истории, обиды, ревность, предательство, самоотверженность  – это всё правда, потому что лисы очень эмоциональны, харизматичны, с яркой индивидуальностью и очень искренние. Например, лис Марс, которого сначала мы хотели сделать героем фильма, - был таким примерным семьянином и заботливым отцом, о чём многие женщины и мечтать даже не могут: он настолько закармливал свою семью, что лисица Злата всё время лежала в "пищевой коме" и ничего не делала – такая счастливая была, валялась и грелась на солнышке. Лисятам он игрушки приносил - Тихий океан выбрасывает на побережье различные вещи. А Марс был фанатом обуви, он таскал лисятам ботинки. Даже с меня как-то попытался его стащить, когда я лежал и снимал кадры природы. В общем, он его всё равно потом своровал, - вспоминает Дмитрий. 

Единственный эпизод, который пришлось домыслить в фильме, - это детство Ветра и случай с медведем, убившим семью лисёнка, так как лис панически боялся медведей, в отличие от своих сородичей. Вдоль побережья, по словам Дмитрия и Анны, можно найти десятки нор-днёвок, уничтоженных и разрытых косолапыми обитателями Камчатки. Так что это явление обычное для дикой природы. 

Для фильма также важна драматургия, поэтому лисы идеально подошли для замысла авторов: ведь это маленькие хищники, но у них самих много естественных врагов – медведи, волки, рыси, орланы. Поэтому в одну минуту лиса из охотника может превратиться в жертву, и жизнь её полна опасностей, трагических случайностей. Кроме того, на Камчатке природа величественна и потрясающе красива, но сурова. Зимой, когда дуют сильнейшие ветра, случаются снежные бури, шторма, метели, тотальные туманы, мало корма, лисам приходится очень туго, и главная задача животных – выжить любой ценой. У некоторых лисиц норы расположены в 200 метрах от океанского побережья. И часто во время шторма, когда о берег разбиваются огромные мощные волны вперемешку с ледяным глыбами, лиса бегает и ищет, и ждёт, может, океан выбросит на берег что-нибудь съестное.  Зимняя охота, ненастье – тоже драматургия, так ярко показанная в "Огненном лисе".

Ребятам – авторам фильма – также доставалось немало. Так, во время снежных бурь, ветер буквально сбивает с ног, поэтому Дмитрий привязывал Аню, чтобы её не унесло. В погоне за одним кадром могли уходить недели. Конечно, временами накатывало уныние, руки опускались. Но после получения результата негатив обнулялся.   

Бытовые условия

Анна и Дмитрий жили в крохотной избушке, комнатка площадью 12 квадратных метров, где была и кухня, и спальные места, и склад оборудования, и печка-буржуйка, которая позволяла просушить вещи и обогреться. А одеваться даже летом приходилось в куртки, использовали перчатки и маски, чтобы уберечься от злого гнуса и сильного агрессивного солнечного излучения. 

Ребят забрасывали в заповедник на вертолёте на 9 месяцев. Припасы доставляли также вертолётами. Условия жизни были спартанские. Воду для бани брали из реки, где после нереста погибали тысячи лососей, этот ужасный запах рыбы преследовал ребят повсюду, Ане пришлось обриться наголо, потому что мыть волосы такой водой было нельзя. Питались в основном гречкой с консервами, готовили на примусе с газовым баллоном. Очень не хватало фруктов и овощей. Впрочем, иногда про еду даже забывали – работы было очень много: съёмки шли практически круглосуточно. Всё свободное от съёмок и засад время Анна и Дмитрий проводили в наблюдениях, вооружённые подзорной трубой и биноклями. 

До места съёмок от избушки приходилось добираться несколько часов, потому что главный принцип был – максимально слиться с окружающей средой, не вмешиваться в жизнь животных, не создавать им стрессовых ситуаций, быть сторонними и внимательными наблюдателями, натуралистами, исследователями. Адаптация к местным условиям шла очень медленно – надо было, чтоб лисы привыкли к Анне и Дмитрию, вернее, перестали обращать на них внимание, а также на фотоловушки, камеры и квадрокоптер. Главное – от людей и техники не должно исходить ни звука, ни запаха, ни движения.

- С фотоловушками вообще выходила примечательная история. Их пришлось поместить в антивандальные железные боксы, вернее, противомедвежьи. Раз в неделю мы меняли аккумуляторы и флэшки. Лисы ловушки метят, запах просто убойный. А мыть их нежелательно, так как если объект пометили, он становится "своим". Когда мы после окончания съёмок вернули оборудование на склад заповедника, там стоял такой запах, что глаза слезились. 

О планах       

Так получилось, что во время работы над проектом Анна и Дмитрий поженились, девушка теперь тоже стала Шпиленок. Сейчас пара уже несколько месяцев живёт в Твери, присматривается – ребята терпеть не могут мегаполисы и ищут тихий провинциальный уголок. Тверь подходит из-за близости к двум столицам и транспортной доступности, так как работа связана с Москвой и Питером. Пока идут показы "Огненного лиса" в кинотеатрах, авторы ездят по российским городам и встречаются со зрителями. Кстати, ребята сказали, что стало дальше с Ветром: по их информации, в 2023 году лис был жив и здоров – он попался на фотокамеру инспектора заповедника. 

  

Лисы – благодатная тема для съёмок жизненной истории, не то что медведи. А в планах Анны и Дмитрия – снять фильм теперь уже о медведях, вернее, о медведице и медвежонке-непоседе. И это будет новый вызов, не только потому что это самый опасный суперхищник на Камчатке, но и потому что медведи более скупы на проявление чувств. Жить рядом с медведями ребята уже научились – главное, не боятся, так как эти хищники отлично считывают эманации страха. А ещё они развивают скорость до 40 км в час, за несколько секунд забираются на деревья, эти животные очень умные, хитрые и ловкие. Так что проект обещает быть невероятным!    

"Жить в такой красоте, в таком окружении, видеть чудеса…я самый счастливый человек. И завидую только самому себе", - подытожил Дмитрий.  

Фото и видео из личного архива Дмитрия и Анны Шпиленков.

Галерея
Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх